Елена АЛЕКСЕЕВА, заместитель директора по воспитательной работе прогимназии №1757: – Став в 2007 году самостоятельным образовательным учреждением, прогимназия №1757 продолжила традиции школы №1026, которая многие годы строила систему дополнительного образования и известна в районе Новокосино как учреждение, в котором широкий выбор детских клубов и объединений. В нашей начальной школе за 20 лет существования сформирована и успешно функционирует воспитательная система школы гуманистического типа. Воспитание рассматривается в нашей школе как целенаправленное влияние на развитие личности в интересах последней.
Понятие «система» предполагает закономерную взаимосвязь элементов (частей), составляющих единое целое. Одним из необходимых элементов ВСШ стала внеурочная клубная деятельность.
В настоящее время дополнительным образованием охвачено 465 прогимназистов, притом в ОУ учатся 344. Это означает, что каждый ребенок прогимназии посещает одно-два детских объединения в школе, а помимо этого учащиеся нашей прогимназии занимаются и в таких учреждениях дополнительного образования, как, например, детская музыкальная школа №85 имени Й.Гайдна, бассейн «Косино».
В нашей школе заведены личные карточки учащихся, по которым удобно вести учет детских объединений, которые посещает каждый ребенок, времени занятий учащихся в каждом объединении как в школе, так и вне ее. Такой учет дает возможность классному руководителю предупредить перегрузку детей, своевременно провести беседу с родителями, подготовить аргументированное выступление к родительскому собранию. Кроме того, карточка содержит сведения о каждом ребенке, необходимые для руководителей объединений дополнительного образования. В личной карточке записываются не только клубы и объединения прогимназии, в ней учитываются и учреждения, которые дети посещают вне школы.
Организация дополнительного образования в нашем учреждении состоит из нескольких этапов.
I этап – информационно-просветительский, когда мы собираем информацию, ведем пропаганду детских объединений, с которыми мы знакомим детей и родителей при проведении дня открытых дверей, концертов для жителей микрорайона, на сайте прогимназии. При поступлении в наше учреждение дети и родители могут познакомиться с клубами, объединениями и их руководителями и воспитанниками при проведении игры-вертушки «Знакомьтесь: клубы, секции, кружки», которая традиционно проходит на первой неделе сентября. Сбор информации позволяет нам выявить потребности детей и родителей в объединениях дополнительного образования. Полученную информацию мы используем при планировании дальнейшей работы.
II этап – организационный, когда мы подбираем педагогов дополнительного образования, программы дополнительного образования, набираем детей в группы, составляем расписания объединений ДО.
III этап – содержание и формы дополнительного образования.
Дополнительное образование в прогимназии представлено клубами следующих направленностей:
– физкультурно-спортивная (баскетбол, футбол, шахматы, художественная гимнастика, аэробика);
– художественно-эстетическая («Акварелька», «Рукодельница», хоровая студия, коллектив спортивного танца, хореография, театральная студия);
– культурологическая (фольклор);
– туристско-краеведческая («Юный турист-краевед»);
– научно-техническая («Юный лого-программист»);
– естественно-научная («Юный эколог»);
– социально-педагогическая (клуб «Интеллект»).
Всего в нашей школе работает 16 клубов по семи направлениям. Программа каждого из клубов призвана дополнять, расширять базовые знания детей, развивать потенциальные возможности каждого ребенка. Различные предметы базового и школьного компонента связаны с программами объединений дополнительного образования. Их интеграции способствует также проектная деятельность учащихся, так как работа над проектом всегда предполагает необходимость дополнительных знаний, умений, выходящих за рамки школьной программы. Проектная деятельность в нашей школе ведется со второго полугодия первого класса. Так, например, проект «Окно в Европу» (4-й «В» класс) включает в себя не только изучение истории выбранной страны, но и погружение в ее музыкальную культуру, ознакомление с ее танцевальными и песенными традициями. Проекты «Мой зоопарк» (3-й «А» класс), «Мы в ответе за нашу планету» (4-й «Б» класс) предполагают знание некоторых экологических вопросов (клуб «Юный эколог»).
Наиболее тесную интеграцию основного и дополнительного образования обеспечивает целевая программа воспитания «Одиссея разума», реализация которой начата с 1 сентября 2008 года и ведется в форме игры-путешествия. Программа создана для того, чтобы объединить в едином учебно-воспитательном процессе творчество классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и воспитателей ГПД.
Комментарии