Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дополнительное образование. Изучение фольклора – путь к познанию народной культуры

УГ - Москва, №31 от 4 августа 2009. Читать номер
Автор:

Ирина БОГДАН, педагог дополнительного образования школы №1268: С давних времен говорят: «Песня – душа народа». Именно в народной песне собраны все интонационно-поэтическое богатство родного языка, красота и гармония русской природы. Фольклор – народная мудрость, культура, доступная всем. Каждый человек, каждый ребенок может получить развитие на основе традиционной культуры. Многообразие форм и содержания, синкретическая природа фольклора, основанная на единстве словесных, музыкальных, изобразительных средств и форм выражения, делают фольклор мощным средством дополнительного образования.

В конце ноября 2008 года детский образцовый коллектив – фольклорный ансамбль «Крупица» отметил свое четырнадцатилетие. За эти годы приобщились к народной культуре более 300 учеников, на сегодняшний день в коллективе около 100 участников. Вместе с детьми мы придумали ансамблю имя «Крупица». «Крупица» – крупиночка, ведь именно по крупицам мы и начали собирать народную мудрость: песни, танцы, поговорки, обычаи, да и сами мы крупиночки в безбрежном океане народной культуры. Фольклорный ансамбль «Крупица» возник, как остров, к которому стали прибиваться все, кому небезразлично, по какой земле они ходят, на каком языке говорят. Изучение русской культуры, народных традиций очень важно для нас, чтобы не стать, как говорил Константин Ушинский, «иностранцем посреди своей Родины».

Приступив к занятиям, я поняла, что необходимы четко структурированная программа, методика. Познакомившись с авторской программой Л.Куприяновой «Музыкальный фольклор», с программами творческих объединений педагогов-новаторов разных регионов России, проанализировав опыт своих коллег, определив цели и задачи, я разработала авторскую программу для фольклорного ансамбля «Крупица» – «Фольклор – детям». Рецензию на эту программу составила профессор РАМ имени Гнесиных, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ С.Л.Браз.

При составлении программы я опиралась на технологию развивающего обучения, основу которого составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Программа ориентирована на различные категории обучающихся. На занятия приходят дети с ограниченными возможностями: с астматическим компонентом, с проблемами в сердечно-сосудистой системе, для которых пение просто необходимо. Одаренные дети дополнительно занимаются в малых группах и индивидуально.

Занятия в коллективе проходят в различных формах: дети одного возраста, смешанные группы, когда вместе со старшими в ансамбль приходят младшие братья и сестры, регулярно занимается группа выпускников, которые не торопятся покинуть стены родной школы. Весной 2008 года в ансамбле сформировалась еще одна группа единомышленников – педагоги и родители. Репертуар, совместные репетиции и концерты создают внутри семьи общие интересы и ценности, улучшают взаимопонимание и взаимоуважение между детьми и педагогами школы, формируя единое пространство для познавательно-творческой деятельности. Обучение детей фольклору происходит на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных форм художественной деятельности: вокальной, хореографической, театральной.

Мне очень близок мир народной педагогики, в котором ребенок постепенно овладевает музыкальным языком своего края, народа, вживаясь в него. На занятиях с детьми я располагаю музыкальный материал в порядке усложнения интонационного и ритмического языка. Коллективное пение очень развивает мелодический слух. Уже на первых занятиях я стараюсь не подыгрывать детям на музыкальном инструменте, стремясь к тому, чтобы они «снимали» песню с голоса; искали свою интонацию, лучше слушали себя и друг друга. Найденный на таких занятиях унисон – награда за минуты поиска. Удивительно, но на простых напевах: весенних закличках, рождественских колядках, построенных на нескольких звуках, но содержащих огромный эмоциональный импульс, очень быстро припеваются даже те дети, у которых плохо развита координация слуха и голоса (их иногда называют гудящими).

Я руковожу ансамблем уже 14 лет и очень горжусь тем, что ни разу не провела конкурсного прослушивания детей, а даю возможность попробовать свои силы каждому ребенку, независимо от исходных музыкальных способностей.

Считаю, что творческая природа фольклора очень близка миру ребенка. Уже на самых первых занятиях я создаю поисковую ситуацию, например, ставлю перед детьми вопрос: «Какая должна быть интонация у песни на слова «Ау, весна»?» Дети безошибочно находят восходящую квартовую интонацию и переживают момент рождения мелодии.

В нашем репертуаре много песен веселого, задорного характера. Как правило, такие песни в народной культуре сопровождались танцами, поэтому мне пришлось осваивать азы народной хореографии. Несколько лет я посещала занятия инициативной группы педагогов. Занятия проводили известнейшие фольклористы Москвы: Е. Краснопевцева, Б. Ефремов, А. Шилин и другие. Проходя школу народного танца, я параллельно вводила элементы хореографии на репетициях. Таким образом, мы с детьми учились вместе. Сейчас в нашем репертуаре новосибирские и уральские кадрили, южнорусские танцы и карагоды, казачьи песни с плясками. Для того чтобы сделать процесс обучения интереснее и разнообразнее, я приглашаю на репетиции с детьми ведущих специалистов в области фольклора и участников других фольклорных ансамблей. Это общение приносит радость совместного творчества и дополняет наши занятия новым репертуаром.

К обучению детей игре на народных инструментах я подошла не сразу. Сначала возникла проблема: исполнение народных песен требует соответствующего аккомпанемента. Я начала осваивать приемы игры на балалайке, затем на саратовской гармошке, потом на гуслях. Так у нас появилась возможность поддержать свои песни, особенно танцы. К счастью, дети очень быстро заинтересовались музыкальными инструментами. Сейчас сформировалась группа детей, с которыми отдельно провожу занятия по обучению игре на русских народных музыкальных инструментах. Результат этих занятий: теперь ребенок не только сам может исполнить песню, но и подыграть себе, а значит, он опять проживает музыку.

Для того чтобы сформировать свой собственный репертуар, я вместе с учениками отправилась в творческие экспедиции. Мы побывали в Курской, Белгородской, Владимирской, Рязанской и Московской областях. Воспитательное значение этих поездок трудно переоценить. Мы познакомились с носителями народной культуры, народными умельцами и исполнителями, приняли участие в народных гуляньях и праздниках, прониклись духом крестьянского быта, протянули свою ниточку связи времен и поколений. Наш приезд – всегда большая радость для жителей русской глубинки. Они счастливы отдать детям родные напевы, веря, что русская песня, поселившись в их сердцах, будет звучать-жить дольше.

Именно в этих экспедициях было положено начало уникальной коллекции подлинных народных костюмов, музыкальных инструментов, предметов быта. Накопленный в этнографических поездках материал заставил меня задуматься о том, как сделать его полезным не только для участников ансамбля, но и для всех учеников школы. Родилась идея о создании музея народной культуры и быта. Совместно с администрацией школы, участниками ансамбля и их родителями была проделана огромная работа по реализации этой идеи: ремонт класса, оформление стендов, сбор и описание экспонатов – эта работа продолжается и сегодня. Осенью 2005 года мы торжественно открыли наш музей.

Гордостью экспозиции нашего музея стали праздничный костюм Белгородской области, женский свадебный костюм и головной убор Курской губернии XIX века, ализариновые платки предположительно фабрики Барановых.

Ансамбль – победитель и лауреат многих городских, всероссийских и международных конкурсов. Среди наград Гран-при окружного конкурса «Хрустальная капелька», Гран-при городского конкурса «Юные таланты Московии», Гран-при международного конкурса «Открытая Европа». Результаты участия в фестивалях и конкурсах измеряются не только наградами. Главные победы – новые друзья, новые впечатления, гордость и рост национального самосознания, уважение и интерес к культуре других народов, радость общения и совместного творчества.

С первых шагов создания ансамбля мы принимали участие в благотворительных акциях. Считаю, что именно такие мероприятия больше всего запоминаются и учат детей состраданию, милосердию. Особая страница жизни коллектива – участие в программах, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны. В нашей школе создан музей боевой славы. Ветераны Великой Отечественной войны – наши частые гости. Они наказывают детям любить и хранить русскую песню, русскую историю, русскую культуру, за которую когда-то они готовы были отдать свои жизни. Огромное впечатление в сердцах детей оставила акция Московского комитета образования «Поезд памяти» в июне 2001 года; концерт, посвященный 65-летию битвы под Москвой, прошедший в Московском Доме ветеранов в ноябре 2006 года, концерт «Спасенные дети войны» в ЦДРИ в апреле 2005 года. Перед ветеранами Великой Отечественной войны мы выступали в концерте «Дети Москвы – юбилею Победы» в мае 2005 года в ГЦКЗ «Россия», в рамках фестиваля «Я вхожу в мир искусства» в г. Владимире. К юбилею Победы Комитет по культуре города Москвы организовал фестиваль искусств «Салют Победы», в котором принял участие ансамбль «Крупица».

Для детей из многодетных семей, детей-сирот, учеников воскресных школ, православных гимназий мы выступаем на детских патриарших праздниках в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя.

Нам удалось подружиться с творческим коллективом Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Участники ансамбля выступают на благотворительных концертах для детей-сирот, детей из неблагополучных семей. Привозят им игрушки, сладости, книги. В 2006 году в театре состоялась научно-практическая конференция, посвященная 35-летию детского фольклорного движения в России. Я со своими учениками принимала активное участие в открытии и работе конференции.

Особая страница жизни ансамбля «Крупица» – участие в открытии I Международных юношеских игр в Москве (под патронатом МОК), которое состоялось летом 1998 года на сцене Государственного Кремлевского дворца. В течение двух недель мои ученики встречали участников игр, общались с ними, болели за них. По окончании праздника в Москве участники концертных программ продолжили свои выступления в Греции, Болгарии, Италии. Ансамбль «Крупица» щедро дарил русские песни зарубежным слушателям.

За высокий художественный уровень, исполнительское мастерство и активную работу по художественному воспитанию детей и молодежи фольклорному ансамблю «Крупица» в 2001 году было присвоено, а в 2006 году подтверждено звание «Образцовый детский коллектив».

Работа ансамбля продолжается во время каникул. Вот уже шесть лет мы выезжаем в творческую смену окружного детского лагеря «Хрустальная капелька» в Крыму.

Я вместе со своими учениками принимала участие в съемках телевизионных передач, посвященных русским народным обрядам и обычаям: «Странствия музыканта» (телеканал «Культура»), «Без репетиций» (телеканал «ТВЦ»), «Доброе утро» (телеканал «ОРТ») и т.д. Об участниках ансамбля неоднократно рассказывали на страницах журнала «Радость».

Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Отлично понимая, что жизнь не стоит на месте, появляется большое количество новых программ, методик, технологий, я стараюсь быть в курсе последних методических изданий, ориентироваться в огромном информационном потоке.

Я учу детей понимать, что, касаясь старинных напевов, приговоров, инструментальных наигрышей, мы будим свою память, за нами встают голоса предков, мы становимся духовно сильнее и вместе продолжаем летопись музыкальной культуры своего народа.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту