search
main
0

Дополнительное образование. Иностранный стал своим

Владимир ХРЯКОВ, заместитель директора ЦО №1452 «Богородский» по учебно-воспитательной работе, учитель английского языка, педагог дополнительного образования: Наша школа второй год работает в статусе Центра образования, и, хотя мы всегда уделяли большое внимание внеурочной работе, тем не менее в последние годы мы пересмотрели наши подходы к этому виду образовательной деятельности. В частности, методическое объединение иностранных языков (МОИЯ) выработало стратегическое направление в развитии дополнительного образования как составной части общего образовательного пространства, сделав его неотъемлемой частью образовательного процесса.

Слияние базового и дополнительного образования в единое образовательное пространство позволило расширить возможности учащихся в овладении навыками говорения на иностранном языке; развить познавательную активность; познакомить детей с нормами современной устной речи и с историческим прошлым Великобритании и США, их традициями и культурой; дать ученикам первоначальное представление о различных профессиях, требующих знания иностранного языка.

Первое знакомство детей с английским языком в нашем Центре образования происходит уже в первые дни их пребывания в школе. Два раза в неделю дети, занимающиеся на развивающих курсах дошкольников, знакомятся с азами английского языка. Занятия проводятся исключительно в игровой форме. Дети постепенно вводятся в новый для них мир иностранного языка. Вся работа направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка языком, сделать общение с ним приятным и интересным. На этом этапе дети делают первые шаги на длинном пути овладения английским языком. «Ступеньки» овладения языком базируются на интеграции учебной программы и дополнительного образования. Это позволяет привить ребенку интерес к изучению языка, что в свою очередь облегчает задачу овладения учащимися иностранным языком с момента поступления детей в Центр образования.

Следующая ступень изучения иностранного языка – занятия в начальной школе (ознакомительно-развивающий этап), которые проводятся 3-4 раза в неделю. Кроме занятий по расписанию для учащихся 2-3-х классов работают две учебные группы дополнительного образования под общим названием «Давайте поговорим по-английски», а учащиеся 4-х классов занимаются в группе «Продолжаем говорить по-английски». На этом этапе повышается познавательная активность учащихся, приобретаются навыки коллективной интеллектуальной деятельности, творческого сотрудничества и толерантного общения.

В средней школе система дополнительного образования по иностранному языку обеспечивается деятельностью «Клуба любителей английской и американской культуры», который объединяет работу различных детских возрастных групп, а также постоянно действующий коллектив детского школьного театра, осуществляющего постановки на иностранных языках.

Программа работы коллективов составлена с учетом взаимной преемственности курсов. Учащимся 5-7-х классов предлагается курс «Традиции и обычаи Великобритании и США». На этом этапе занятий учебных коллективов происходит углубление имеющихся знаний, выявляются межпредметные связи, развивается продуктивная творческая деятельность воспитанников (поделки, приготовление блюд национальной кухни, различные творческие работы и проекты). Как продолжение этого курса для учащихся 8-9-х классов работают два детских коллектива. Учащимся предлагают два учебных курса: это «Становление британской нации» и «Сравнительное страноведение». Каждый курс рассчитан на два года. Это период специализации учащихся, подготовка их к выбору профиля образования в старшей школе. Мы уделяем особенно большое внимание работе с учащимися на этом этапе формирования их мировоззрения. В это время происходит дальнейшее развитие интеллектуального потенциала обучающихся, их социализация, формирование и укрепление самостоятельности в поиске и принятии решений.

На этапе обучения в старшей школе МОИЯ Центра образования предлагает учащимся два профильных курса для занятий в системе дополнительного образования. Это двухгодичная программа «Гид-переводчик» на базе учебного курса Е.Н.Солововой, который дает возможность развития речи и формирования переводческих навыков на материале истории России, ее культурных ценностей и достопримечательностей, причем занятия по этому курсу могут быть полезны не только для тех, кто уже выбрал для себя в будущем профессию переводчика, но и для любого подростка, не определившегося с будущей профессией, имеющего склонность к гуманитарному образованию.

Учащимся старшей школы мы предлагаем еще одну программу в рамках дополнительного образования. Это курс на английском языке по основам экономики. Этот курс базируется на полученных ранее знаниях, которые учащиеся приобрели на факультативных занятиях по экономике на русском языке. На этих занятиях учащиеся, выбравшие для себя в будущем профессию, в той или иной степени связанную с экономикой, еще раз повторяют основные законы и понятия экономики. Кроме этого они знакомятся с английской лексикой по экономике, одновременно развивая навыки общения на иностранном языке.

Кроме описанной модели разноуровневой поступательной системы дополнительного образования, в нашем Центре образования создан и успешно развивается детский театральный коллектив, осуществляющий свои постановки на иностранных языках. В работе театрального коллектива могут участвовать все желающие. В школе проводятся ежегодные театральные конкурсы на иностранном языке среди классов, что позволяет вовлечь в творческую деятельность большой круг учащихся. Итогом этой работы становится проведение на базе центра ежегодного окружного фестиваля детского драматического искусства на иностранных языках. С 2009 года этот фестиваль преобразован в официальное мероприятие Восточного окружного управления образования – окружной конкурс театральных проектов на иностранных языках «Мы всегда поймем друг друга».

Органически вплетается в систему дополнительного образования нашего центра и такой вид внеурочной деятельности, как познавательные поездки в Великобританию и учебные экспедиции по России. Учащиеся получают учебные задания (для поездок по Великобритании полностью на английском языке), которые необходимо выполнить в ходе проведения экспедиции (поездки). Для детей, которые не могут принять участие в поездке, существуют виртуальные версии этих путешествий на английском языке.

Предложенная система занятий учебных групп и детских объединений в области дополнительного образования по иностранному языку, интегрированного с учебными программами в Центре образования, по нашему мнению, создает единое образовательное пространство, направленное на интеллектуальное, культурное и социальное развитие личности учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте