Размытые цели?
Программирование деятельности туристско-краеведческого обьединения школьников
Сегодня мы впервые представляем концепцию разработки профильной программы в области дополнительного образования. На наш взгляд, этот методический материал заинтересует не только руководителей детских туристско-краеведческих обьединений в школах, внешкольных учреждениях, но и будет полезен воспитателям групп продленного дня и учителям-предметникам для факультативной работы.
рограммирование как метод стратегического планирования требует высокого уровня профессиональной культуры и компетентности. Прежде чем приступать к этой работе, педагогу необходимо познакомиться с нормативными актами в области образования в целом и туристско-краеведческой деятельности школьников в частности. Для определения программного содержания нужны знания структуры тех учебных курсов, которые ребята данного возраста изучают в школе.
Примерные профильные программы. За несколько последних десятилетий разработано около пятидесяти профильных образовательных программ, изданных в сборниках и в виде отдельных брошюр. Этапом в программировании стал выход в свет в 1982 году сборника “Туризм и краеведение” (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ), куда вошли 22 программы, одобренные тогда еще Министерством просвещения СССР. До недавнего времени эти программы считались типовыми, в настоящее время за ними закреплен статус “примерных”.
В 1995 году в изданной Центром развития системы дополнительного образования детей Министерства образования Российской Федерации брошюре “Базисный учебный план государственных внешкольных учреждений дополнительного образования детей” определен перечень федеральных программ по туристско-краеведческой деятельности. В него вошли 38 профильных программ: уже изданные в сборнике “Туризм и краеведение” (1982) и новые, разработанные в 1991-1995 годах. Большинство из новых программ опубликовал во время своего функционирования Экспериментальный центр этнографии, краеведения и экскурсий, а также Центр детско-юношеского туризма Российской Федерации в сборниках “Отечество”.
При ознакомлении с данным документом легко увидеть, что программы собственно туристской деятельности занимают меньше половины перечня.
Среди педагогов-практиков наиболее популярными становились и становятся примерные программы, составленные профессионально грамотно туристами, обладающими высокой личной спортивно-туристской квалификацией (В.М.Куликовым, Л.М.Ротштейн, Б.Н.Волковым, Н.Н.Волковым и др.): “Пешеходный туризм”, “Юные туристы-проводники” и др. Напротив же, попытки программирования людьми “пишущими”, но профессионально малоквалифицированными не находили и не будут находить у руководителей детских туристских обьединений того внимания, на которое они претендуют.
Для многих педагогов сегодня очевидна необходимость в качественном обновлении содержания профильных примерных программ и потребность в разработке собственной, авторской образовательной программы. Это важно для личностного, профессионального роста.
Долгосрочное программирование. Опыт убедил многих практиков в том, что ребенок, приходя в туристское обьединение в 12-13-летнем возрасте, нередко продолжает занятия до окончания школы (17-18 лет), а иногда даже и после совершеннолетия. То есть фактическая продолжительность обучения составляет в среднем не менее 4-5 лет.
Актуальность введения долгосрочных авторских программ (типа системного курса “Лидер: школа туристского организатора”) определяется отсутствием преемственности между существующими ныне типовыми (примерными) программами для туристско-краеведческих кружков (“Юные туристы”, “Пешеходный туризм”, “Младшие инструктора туризма” и т.д.). Данные программы, написанные разными авторами, ориентированы на одно-двухлетнее обучение и не позволяют педагогу работать с детским коллективом длительное время.
Практики хорошо знают, насколько болезненной бывает для детского коллектива смена педагога-лидера. Часто это приводит к тому, что подростковый коллектив просто перестает существовать. Поэтому опытные педагоги допускают влияние другого руководителя на группу лишь как вынужденную меру, на непродолжительное время, чтобы не нарушать систему традиций и обеспечить целостность педагогического руководства группой.
Долгосрочные четырех-пятилетние программы – эффективный метод планирования процесса обеспечения единства педагогических требований. Постепенное, заранее продуманное усложнение программного материала, опора на возрастные психофизиологические особенности и потребности ребенка позволяют педагогу успешно развивать детский коллектив в системе “ближних и дальних перспектив” на протяжении всего обучения на средней и старшей ступенях общеобразовательной школы, в условиях единства традиций и педагогических подходов.
“Модные” мини-программы для туристских обьединений сменного состава оправданны лишь на начальном этапе работы при комплектовании туристской группы, когда у детей не развита еще устойчивая мотивация для занятий туристско-краеведческой деятельностью. А краткосрочные, специализированные учебные курсы, какими бы заманчивыми они ни казались на первый взгляд, никогда не дадут желаемого эффекта, если их содержание не будет адаптировано к общей программной стратегии деятельности данного туристского обьединения. Тут уместен лозунг “Все – для конечной цели, все – в единстве традиций!”
Проблемы выбора целей. Многие педагоги, особенно начинающие руководители туристских групп школьников, нередко затрудняются с формулированием целей в образовательных программах. Это естественно, поскольку целеполагание – наиболее сложная функция в планировании всей работы с детским коллективом.
Четкая формулировка педагогических целей, ясное осознание критериев, по которым в дальнейшем можно будет оценить степень их достижения, – обьективный показатель профессиональной зрелости. “Размытая” цель просто недостижима. То, что малопонятно самому руководителю группы, скорее всего не будет понято и принято и детьми.
Какие же возможны подходы при определении конечного результата работы детского туристско-краеведческого обьединения?
Во-первых, необходим анализ задач собственно туристско-краеведческой деятельности. Туризм как специфическая сфера социальной жизни общества решает в комплексе задачи познавательные, воспитательные и оздоровительные. Реализуется потребность детей в общении, развиваются коммуникативные навыки и способности, происходит активное физическое, спортивное совершенствование. Туристский коллектив школьников решает все эти задачи.
Во-вторых, при постановке общих целей нужно определить, каким через определенное время мы хотим видеть воспитанника туристского обьединения? Педагог еще до начала обучения “проектирует”, определяет возможную модель личности ребенка, отвечает для себя на вопросы:
Содержательный материал какого обьема должен быть усвоен ребенком (что должен знать, какими понятиями владеть, о чем должен иметь общее представление), каким будет обьем “профессионального кругозора”?
Какие умения и навыки необходимы (что должен уметь)?
Какими должны быть отношения ребенка к различным видам деятельности, природе, окружающим людям, самому себе и т.д.?
Каких показателей физического развития и степени здоровья организма ребенка можно достичь в результате целенаправленной туристской деятельности?
Каких спортивных результатов можно ожидать?
Чем подробнее и определеннее будут ответы на эти, казалось бы, общие вопросы, тем легче в практической деятельности будет педагогу ставить и корректировать цели и задачи индивидуальной работы с каждым воспитанником.
Примерная структура программы включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Программное содержание (основная часть).
3. Приложения.
Пояснительная записка раскрывает общую стратегию работы данного туристского обьединения. Концептуально отражаются педагогические подходы, профессиональное мировоззрение автора:
– постановка педагогической проблемы и обоснование ее актуальности;
– определение целей и задач образовательной программы;
– обоснование содержания, форм и методов деятельности.
В пояснительной записке необходимо указать, из каких разделов состоит программа, определить возраст детей и временную продолжительность реализации данной программы. Также нужно показать место данного программного материала в системе сходных по профилю программ, его взаимосвязь (если такая имеется) с программой развития образовательного учреждения, государственными и региональными программами развития дополнительного образования, социальной адаптации и реабилитации, организации отдыха и занятости детей и юношества.
Для программ, имеющих концептуальные отличия от уже накопленного ранее программного материала, необходимо показать степень и качество нововведений, инновационный потенциал программы.
Если программа прошла или проходит этап экспериментальной проверки, указывают масштаб внедрения и результативность данного опыта.
Программное содержание (основная часть) строится по заранее спланированным разделам. Критерии структуризации материала могут быть различными:
– тематическое планирование;
– этапность в достижении разной степени мотивации на занятиях туристско-краеведческой деятельностью;
– достижение различной степени квалификации в “профессиональной” (допрофессиональной) подготовке и др.
В любом случае полезно указывать критерии достижения ребенком того или иного этапа в обучении, определять уровень реализации общих программных целей и задач. Определение таких критериев можно оформить в виде:
– перечня предполагаемых конкретных знаний и умений ребенка после изучения каждой темы или раздела программы;
– описания содержания тех видов деятельности (или отдельных действий), которые ребенок может освоить;
– списка понятий и терминов, которыми должен владеть ребенок после изучения курса;
– описания этапов достижения конкретных спортивно-туристских результатов.
В основной части определяются обьем и характеристика практических работ по темам (разделам) программы.
Приложения дополняют основную часть программы и могут включать:
– описание межпредметных связей программного материала с учебными курсами, которые изучают дети данного возраста в школе;
– учебно-тематический план реализации времени, отводимого на проведение учебных занятий (в помещении и на местности), туристских походов, экскурсий, экспедиций;
– перечни дидактического обеспечения, необходимого инвентаря, снаряжения и оборудования для реализации программы;
– материалы, отражающие опытно-экспериментальную проверку программного содержания;
– методику отслеживания результативности программы (контрольные вопросы по темам курса, варианты тестирования, формы анкет для самоанализа и самопроверки и т.п.);
– список рекомендуемой литературы (можно отдельно для педагога и для воспитанников) и др.
Юлия КОЗЛОВА, педагог, старший инструктор туризма
Москва
P.S. В начале этого года выйдет брошюра “Программирование деятельности туристско-краеведческого обьединения школьников”.
Выбрать время – значит сберечь время.
бэкон
Комментарии