Зеленоградский лицей №1557 (директор – заслуженный учитель РФ Андрей Грищенков), ставший правопреемником физико-математической школы №1030, был основан 25 августа 1998 года. Ничто не характеризует школу так, как успехи ее учащихся. Один из главных показателей лицея – стопроцентное поступление лицеистов в вузы, высокие результаты при сдаче ЕГЭ. И все же лицей не был бы лицеем, если бы его школьная жизнь сводилась только к процессу обучения. В лицее создана благоприятная социокультурная среда, способствующая всестороннему, гармоничному развитию личности.
Дети, поступающие сюда учиться, знают, что в лицее можно не только приобрести необходимый багаж знаний, но и найти занятие по душе, проявить себя в театральной деятельности, КВНе и интеллектуальных играх, журналистике. Это стало возможным благодаря сложившимся в лицее традициям и системе дополнительного образования.Дополнительное образование детей сегодня не случайно рассматривают как важнейшую составляющую образовательного пространства. Оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Объединение потенциалов урочной и внеурочной деятельности решает задачу превращения лицея в целостный организм, интегрирующий все основные компоненты лицейской жизни (обучение, формирование навыков самоуправления, внеурочное воспитание) и работающий на создание реальных условий для развития личности.Система дополнительного образования лицея представляет собой разнообразие объединений, созданных исходя из запросов лицеистов и их родителей, а также возможностей образовательного учреждения и находящихся во взаимосвязи как между собой, так и с учебным процессом. В настоящее время в лицее активно реализуют программы нескольких направленностей. Научно-техническая представлена объединениями «Роботы и искусственный интеллект», «Живая математика», «Мастер-класс по решению математических задач», а естественно-научная – объединениями «Школьное научное общество» и «Юный физик» (результат их работы более прочные и глубокие знания законов физики, умение применять их в нестандартных ситуациях, что подтверждают успехи учащихся на олимпиадах и конкурсах). Культурологическое направление дополнительного образования представлено объединениями «История русской художественной культуры», «Основы журналистики» и «Основы издательского дела» (пресс-центр). В рамках социально-педагогической направленности реализуются программы социально-психологической и социально-нравственной адаптации «Психология общения», «Развитие личности в творчестве», «Теория и практика командной игры» («Что? Где? Когда?»). Художественно-эстетическое направление дополнительного образования развивается в виде творческих объединений «Театральная студия «Лицей», «Музыкальная студия» и «Клуб веселых и находчивых», а военно-патриотическое направление представлено клубом «Защитник Отечества». Туристско-краеведческое направление – это объединения «Спортивный туризм» и «Путешествие в страну География». Надо сказать, что большинство направлений не только получило широкое распространение, но и является своеобразной визитной карточкой лицея, а в некоторых случаях и всего округа. Например, достижения лицеистов-интеллектуалов – это в том числе и достижения Зеленограда и Москвы в российском интеллектуальном движении. Не случайно команды лицея за последние 12 лет неоднократно становились лучшими командами столицы. Команды клуба «Эрудит» были лучшими командами Москвы с 2002 по 2005 год, с 2006 по 2008 год, а также в 2010-2011 годы. Кроме того, команды лицея неоднократно принимали участие в чемпионатах России, входя в число лучших российских команд. Многократно побеждали лицеисты и в открытом фестивале интеллектуальных игр «Зеленый шум», соревнованиях на кубок МГАДА, зеленоградских играх «Что? Где? Когда?». Робототехника – одно из приоритетных направлений современной промышленности. Автоматические роботизированные промышленные линии и безлюдные технологии в полной мере помогут решить задачу повышения уровня жизни людей в условиях сложной демографической ситуации. Процесс старения общества порождает множество проблем, связанных с обеспечением средствами малой механизации пенсионеров. Все это требует решения проблем подготовки высококвалифицированных кадров с программно-аппаратным мышлением. Ввиду этого очень актуальны и важны образовательная робототехника и проведение среди школьников ранней профильной ориентации. Лицеисты с удовольствием занимаются в объединении «Робототехника» и неоднократно становились победителями и призерами фестивалей и олимпиад как в России, так и за рубежом. Подведение итогов работы по программе проходит в форме участия учеников в фестивалях науки, Всероссийских соревнованиях LEGO-роботов, выставках, научно-практических конференциях российского и международного уровня. По окончании курса готовятся публикации наиболее интересных проектов в специальных научно-технических изданиях или в сети «Интернет». Ведет занятия по робототехнике кандидат физико-математических наук Л.Белиовская.В 2011 году команда «Мы не в теме?!» стала победителем в игре «Что? Где? Когда?» на фестивале «Зеленый шум», в Молодежном кубке мира в номинации «Старшие школьники» она заняла 13-е место в мире и 10-е место в России из 554 команд, в «Интелфесте» в турнире «Что? Где? Когда?» – 3-е место, 9 первых мест – в номинациях «Магия чисел», «Логика», «Пространство», заслужила право быть представленной на чемпионате России в Уфе среди лучших команд страны. Знатоки принимают участие и в таких лицейских мероприятиях, ставших традиционными, как День толерантности, День профориентации, День города, Неделя физики и математики (КВН между 8-ми классами и интеллектуальный турнир между 9-10-ми классами), фестиваль «Лицейское братство».Визитной карточкой лицея стала и команда КВН. В Зеленограде нет другой команды образовательного учреждения, которая могла бы похвастаться такими достижениями в этом виде творчества. Клуб КВН лицея №1557 – один из старейших в зеленоградской лиге. Начиная со второго сезона (1998-1999 годы) команда – неизменный участник всех зеленоградских чемпионатов. Успехи команды – это победы и призовые места в чемпионатах, фестивалях, участие в международном фестивале школьных команд (Обнинск). 31 марта 2011 года в клубе МИЭТа состоялся финал юношеской лиги КВНа. Бронзовым призером чемпионата Зеленограда стала команда лицея. Для многих лицеистов и выпускников лицея КВН стал любимым делом. Они продолжают играть в студенческих командах и заниматься КВНом на более профессиональном уровне, помогают издавать журнал «Зеленоградский КВН». Кавээнщики лицея принимали участие в фестивале «Лицейское братство», конкурсе «Ученик года-2011», фестивале ЛИГИМ.Объединение «Спортивный туризм» способствует гармоничному развитию личности, воспитанию воли и дисциплины, а самое главное – укреплению и пропаганде здорового образа жизни. Занимаясь в секции спортивного туризма, ребята учатся не только выполнять физические упражнения, но и уважать своих сверстников и старшее поколение. Они приобретают и закрепляют навыки преодоления трудностей, поведения на воде и в лесополосе, укрепляют физический дух и спортивный характер, учатся владеть эмоциями и воспитывают в себе командный дух, осознают, что такое настоящая взаимовыручка и поддержка. Ежегодно педагог лицея Д.Виноградов организует походы по территории нашей страны, что дает ребятам возможность ознакомиться с красивейшими местами России и их историей, научиться беречь и ценить природу. Объединение спортивного туризма – неоднократный чемпион и призер России по различным видам спортивного водного туризма. В 2011 году в 66-м первенстве Москвы по туризму команда лицея №1557 заняла 1-е место в общекомандном зачете. В каникулярное время творческие объединения лицея организуют поездки, походы, экскурсии, участие в профильных лагерных сменах. Разнообразие видов деятельности, использование нетрадиционных форм и способов работы, мотивационные игры, ролевое моделирование, игры-исследования, мозговой штурм, диалогические занятия, групповая работа, лабораторно-практические занятия, психотренинг и многое другое помогает не только в развитии индивидуальных особенностей, но и в обеспечении радостного, успешного процесса обучения детей. Создание системы дополнительного образования в единстве с учебно-воспитательным процессом соответствует логике развития образовательного процесса лицея. Один из выездных лагерей, в котором участвуют лицеисты, – доброхотский лагерь в Михайловском. Все больше и больше лицеистов выбирают именно эту смену, во время которой они работают (помогают музею-заповеднику А.С.Пушкина) и отдыхают. Следует отметить только тот факт, что в 2011 году вожатыми в доброхотском лагере были три выпускника лицея.Театральная студия «Лицей» – одно из самых молодых творческих объединений лицея (руководитель О.Белова). Тем не менее студия уже не раз сумела зарекомендовать себя с лучшей стороны. Студийцы принимают активное участие и исполняют ведущие роли во всех праздниках. Практически сразу после начала работы студии они стали лауреатами конкурса мини-спектаклей «В начале было слово», а затем окружного рождественского фестиваля «Новолетие». Участники студии неоднократные победители конкурсов чтецов и театральных фестивалей.Очень велика педагогическая значимость детских занятий журналистикой. Определение темы публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже композиция материала – буквально во всем прослеживается личность журналиста, его моральные и профессиональные качества, его способность сострадать чужому горю или радоваться чьему-то счастью. Журналистика помогает ребенку вырасти активной творческой личностью, патриотом своей страны. Помимо теоретических занятий лицеисты могут посещать занятия по практической журналистике, во время которых они участвуют в создании газет и журналов, выполняют обязанности корректоров и главных редакторов, учатся составлять макет периодического издания. В лицее издают журналы «Будильник» и «Дети турникета» (журнал кавээнщиков), а с 2010-2011 учебного года – литературный альманах «Крылья Пегаса». Журналисты лицея принимают участие во всевозможных фестивалях – «Бег времени», «Юные таланты Московии», «Юные журналисты России», фестиваль общественных объединений Москвы, Народный форум общественных изданий Зеленограда. Лицейское печатное издание «Будильник» завоевало первое место в фестивале детско-юношеской прессы.17 марта 2011 года в Зеленоградском дворце творчества детей и молодежи состоялся финал окружного конкурса «Ученик года». В упорной борьбе с результатом 89 баллов из 90 победителем среди достойнейших соперников стал лицеист – одиннадцатиклассник Роман Токарев. Его поддерживала дружная команда КВН «Дети турникета», а также болельщики.Лицеисты с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях, связанных с жизнью лицея. 19 октября они отметили очередной День лицеиста. По старой доброй традиции именно в этот день восьмиклассников принимают в лицеисты. Происходит это в торжественной обстановке, и обязательно с интересной концертной программой. В присутствии многочисленных гостей, педагогов и выпускников прошлых лет восьмиклассники дают клятву быть верными лицейскому братству и чтить традиции лицея, неустанно овладевать знаниями и быть достойными своих родителей и учителей, быть настойчивыми в достижении поставленных целей. Лицеисты – неизменные участники «Лицейского братства», слета лучших лицеев Москвы. Во время слетов они демонстрируют свои лучшие качества: командную сплоченность, интеллект, находчивость, театральные таланты. Вот уже более 15 лет ежегодно лицеисты участвуют в этом фестивале и неизменно возвращаются с победами. Главное мероприятие лицейских и гимназических школ в Зеленограде – фестиваль ЛИГИМ. Лицеисты принимают активное участие в этом празднике, достойно представляя родной лицей, а гимн лицеистов, исполняемый командой, вызывает бурные аплодисменты зрителей и болельщиков.Лицей не стоит на месте, и в этом заслуга его коллектива. Педагогический коллектив лицея №1557 – команда профессионалов, творчески подходящих к решению любых задач. А это значит, что поиск новых путей в педагогике и образовании продолжается!В.КЛЕМЕНТЬЕВ, педагог дополнительного образования лицея №1557, заслуженный учитель РФ
Комментарии