search
main
0

Донское образование: новые вызовы – новые решения

Для каждого народа сохранение родного языка означает сохранение культуры, истории, самобытности и традиций. Русский язык – язык межнационального общения. Именно русский язык объединяет, скрепляет, обеспечивает связь поколений и культур нашей многонациональной России. Но не только.

«Сохранение русского языка является вопросом национальной безопасности России и сохранения национальной идентичности ее граждан в глобальном мире» – так Президент Российской Федерации В.В.Путин определил роль русского языка в современных условиях. В качестве инструмента реализации поставленных задач выступает федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы.Поликультурное пространство донского региона отличается редкостным этническим многообразием. Здесь бок о бок живут русские, украинцы, армяне, турки, белорусы, татары, азербайджанцы, чеченцы, цыгане, корейцы, грузины. Дон называют «воротами Кавказа». Здесь огромное поле взаимодействия культур и колоссальная потребность в русском языке как языке межнационального общения и овладения им как государственным языком, поэтому задача развития языковой культуры на Дону является ключевой.В 2016 году по результатам проведенного Минобрнауки России конкурса региональных программ развития образования Ростовская область вошла в число субъектов-победителей в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы. Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования принял участие в реализации ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы в статусе стажировочной площадки.Правительством Российской Федерации в 2016 году выделено 27,7 млн рублей, что позволило подготовить свыше 3 тысяч учителей русского языка и начальных классов из Чеченской Республики, Республики Дагестан, а также из донских школ.В 2017 году работа продолжена. Ростовская область вновь вошла в число победителей конкурсного отбора по реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы. На эти цели направлено более 47 млн рублей из федерального и регионального бюджетов. Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования как стажировочной площадкой своевременно и качественно спланирован весь комплекс направлений, обеспечивающих достижение планируемых результатов. Максимально использованы ресурсы региональной системы образования донского края в интеграции с деятельностью Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, ФГБУ «Российская академия образования», ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», методических ресурсных центров и базовых образовательных учреждений области.В работу включены программно-методические, информационные, технологические и материально-технические ресурсы самой стажировочной площадки и привлеченных организаций, что обеспечивает высокий уровень реализации программных мероприятий, их соответствие современным стратегиям развития отечественного образования.В ногу со временем: открытое образованиеБлагодаря целевым средствам федерального и областного бюджетов учебный процесс на базе стажировочной площадки оснащен современными образовательными, программными и материально-техническими ресурсами; приобретены мобильные компьютерные учебные классы, интерактивные комплексы, ноутбуки-трансформеры для проведения выездных занятий. Обновление материально-технической базы способствовало эффективному освоению новых технологий преподавания русского языка. Для оснащения учебных занятий в институты повышения квалификации Чеченской Республики и Республики Дагестан передано 38 наименований учебно-методических материалов: образовательные программы, учебные пособия, индивидуальные планы профессионального развития, рабочие тетради. На стажировочной площадке созданы все условия для развития электронной образовательной среды и специальных сервисов обучения и профессионального взаимодействия педагогов (онлайн-опросы, анкетирование отсроченных результатов, онлайн-консультации). В программы включен модуль дистанционного обучения, на сайте института открыты специальные тематические рубрики, создан электронный банк методических материалов по вопросам изучения и использования русского языка «Вечно живое наследство». Все это обеспечивает открытость, гласность, обратную связь и широту охвата при реализации проекта. Таким образом, благодаря целевым средствам осуществлен технологический прорыв в методиках и технологиях профессионального педагогического образования.Рядом с учителемНи одна даже самая лучшая и продуманная образовательная программа не станет живым и развивающимся делом без учителя, воплощающего ее в жизнь своим повседневным, упорным и творческим трудом. Программа позволила учреждениям повышения квалификации обогатить свои методические ресурсы, включив в них лучшие практики эффективного обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде донского региона, Республики Дагестан и Чеченской Республики. На сегодняшний день институтом подготовлено 120 тьюторов. Это, безусловно, те самые кадры, которые решают все! Среди них педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, победители и участники профессиональных конкурсов, руководители предметных методических объединений. Всех их объединяют любовь к русскому языку и литературе, огромное желание создавать в школах условия по профессиональному развитию учительского потенциала. Разработана и готова к распространению модель тьюторского сопровождения развития профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, начальных классов, которая станет дополнительным механизмом всесторонней поддержки педагога, будет способствовать его творческому и профессиональному росту.Работа в условиях реализации программы не замыкается рамками школы. Общее дело укрепления позиций русского языка, его всемерного продвижения как фундаментальной основы гражданской самоидентичности стало основой для многопланового сотрудничества института с учреждениями культуры, муниципальными и региональными библиотеками, средствами массовой информации. Значение проделанной работы возрастает в условиях становления национальной системы профессионального роста учителя.Что впереди?В 2017 году повысят свою квалификацию 3480 учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы. 70% из них – обучающиеся из Республики Дагестан и Чеченской Республики, 30% – из Ростовской области. В преддверии нового этапа работы по достижению стратегических ориентиров ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы осуществлена актуализация программ повышения квалификации с внесением конструктивных изменений в их содержание. В них включены новые учебные модули. Так, модуль «Совершенствование ИКТ-компетентностей педагогов в условиях реализации ФГОС» позволит развить компетенции учителей в области моделирования сетевых образовательных проектов, применения инновационных форм педагогической коммуникации на основе электронных образовательных ресурсов и сетевых сервисов. А модуль стажерской практики дал педагогам возможность самостоятельно выбирать актуальные для них темы и проектировать собственную траекторию профессионального роста. В сентябре педагоги соберутся на научно-практическую конференцию, где представят лучшие практики и вариативные модели обучения русскому языку, в том числе детей-билингвов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителей подготовлены актуальные научно-методические издания. Планируется проведение методического семинара в муниципальных образованиях Ростовской области с компактным проживанием населения, для которого русский язык не является родным, и практикума «Измерение и оценка личностных и метапредметных результатов детей-билингвов на основе компьютерного тестирования».Региональный инновационный кластер – пространство профессионального ростаВ рамках стажировочной площадки создана инновационная инфраструктура – Региональный инновационный кластер. Это пространство профессионального развития педагогов на основе использования целевого комплекса кадровых и методических ресурсов, систематизированных лучших практик организации обучения русскому языку. Методический потенциал инновационной инфраструктуры служит основой расширения межрегионального педагогического сотрудничества по реализации ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы. О том, что инновационный кластер – это не красивая абстракция, а живое полнокровное дело, объединяющее всех, кому не безразлична судьба русского языка в современном мире, свидетельствует исключительное разнообразие используемых средств профессионального развития. Это и интернет-форум «Русский язык как общенациональное достояние», и литературно-педагогический марафон «Золотое кольцо русской поэзии» с участием лауреатов и победителей профессионального конкурса «Учитель года России» , организованный в сотрудничестве с учреждениями культуры, и областная передвижная выставка-фестиваль «Вечно живое родное слово…», посвященная творчеству донских писателей. Неподдельный интерес и неравнодушный отклик вызвал региональный методический семинар «Русский язык и чтение. Проблемы и тенденции чтения в условиях поликультурного региона». Лучшие практики педагогов-новаторов опубликованы на сайте института, во всероссийских сборниках научных трудов, в сборниках материалов межрегиональных, всероссийских и международных конференций, в журналах, издаваемых в институте и специально посвященных проблемам преподавания русского языка.Молодые педагоги – в центре вниманияЛюбое плодотворное начинание невозможно без неразрывного сотрудничества мастеров своего дела и тех, кто лишь делает первые шаги по избранной стезе. В условиях непрерывно меняющейся образовательной среды традиции и новаторство, опыт зрелых и дерзость молодых должны сливаться в единое целое. Этому служит накопленный стажировочной площадкой богатый опыт сотрудничества разных поколений педагогов. Одной из таких форм является региональный семинар «Новаторы РИК – молодому поколению», ставший площадкой для заинтересованного обсуждения путей повышения качества инновационной среды профессионального развития молодых педагогов. Аналитическая сессия, фестиваль педагогической инноватики, методическая экскурсия, дискуссионные площадки и круглые столы по-настоящему увлекли мастеров педагогического труда и начинающих педагогов. Надолго запомнился всем участникам межрегиональный молодежный педагогический форум «Учитель вчера. Сегодня. Завтра…», продемонстрировавший воистину межрегиональный размах деятельности стажировочной площадки. Об этом свидетельствует участие в нем более девяноста молодых педагогов из Московской, Оренбургской, Новосибирской, Ростовской областей, из Краснодарского и Камчатского краев и Республики Адыгея. Мы сохраним тебя, русская речьПодводя промежуточные итоги сложной, но в то же время исключительно увлекательной и плодотворной работы в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы, с уверенностью можно сказать одно: только в сотрудничестве, только общими усилиями удастся достичь поставленных ею целей. Поэтому так важен накопленный опыт консолидации образовательного пространства разных регионов страны. Впереди нас ждут интересные мероприятия и события, среди которых межрегиональные семинары-совещания, региональный фестиваль учительских проектов по урочной и внеурочной деятельности «Сохранение языка – сохранение нации» (в сотрудничестве с учреждениями культуры), литературно-художественный пленэр «Зажги свою звезду», региональные Чеховские чтения, семинар «Межрегиональный опыт обучения русскому языку: инициатива, инновации, творчество» и многое другое.Мы уверены в том, что благодаря общему делу, объединившему нас и наших друзей и коллег из других регионов нашей великой России, сбудутся пророческие слова Анны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Лариса БАЛИНА, министр общего и профессионального образования Ростовской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте