Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Гипотеза

Донкихоты против роботов,

или Непредсказуемость как дар?!
Учительская газета, №22 от 28 мая 2019. Читать номер
Автор:

18 мая на площадке РАНХиГС при Президенте РФ прошла конференция в популярном формате TEDx, идея которого заключается в том, что самые актуальные, интересные и компетентные спикеры делятся идеями, которые они считают «достойными распространения». Одним из хедлайнеров мероприятия стал выдающийся психолог и ученый, член редакционного совета «Учительской газеты» Александр Григорьевич АСМОЛОВ. Мы публикуем текст его выступления.

В чем главная загадка природы нашего «я»? Не обладает ли человек самым необычным кодом на Земле – «кодом непредсказуемости»? Точен ли психологически диагноз Александра Сергеевича Пушкина «гений, парадоксов друг»? Почему человечество не устает искать смысл выплескивающихся за рамки рациональной логики и кажущихся нелепыми поступков донкихотов, шутов, Чаадаевых и Сахаровых?..
Быть может, поиск ответов на пестрый спектр этих вопросов поможет нам вооружиться эволюционным оптимизмом и пониманием гипотезы преадаптации, согласно которой искусственный разум никогда не заменит разум неповторимых личностей именно благодаря тому, что человек – это генератор непредсказуемости… И на всякий рост неопределенности жизни он способен ответить ростом такой непредсказуемости, которая удивит не только весь мир, но и его самого. И если предсказуемое адаптивное поведение нередко ограничивается принципом «подобное подобным», то человек с риском для себя и вопреки любым проверенным алгоритмам и нормам разума отвечает на «подобное бесподобным».
Сегодня хочется поговорить с вами о том, что с трудом передается словами «донкихоты против роботов», а также о фразе «непредсказуемость как дар». Почему я сегодня говорю об этом? Почему я вдруг перед вами хочу как бы заострить поединок, воображаемую дуэль между искусственным разумом и неповторимой личностью? Почему это меня мучает? Почему я этим хочу с вами поделиться? Чтобы вы верили, что никогда не наступит апокалипсис и уникальную личность никогда не заменит самый сложный искусственный разум, что никогда на подобные вопросы о будущем человечества не бывает одного ответа. Я буду говорить об антропологии будущего. И рискну начать с нескольких признаний.
Признание первое – перед вами почти психологический стриптиз. Я и в детстве, и сейчас просыпаюсь со словами «не хочу быть взрослым». Мне всегда мечталось отыскать смысл, ради которого я пришел в этот мир. Я верил и верю, что пришел в этот мир, чтобы он стал лучше. Я пришел в этот мир, чтобы его изменить. Я пришел в этот мир для того, чтобы понять, что такое человек и чем он отличается от всего живого на Земле. И поэтому уже в юношеском возрасте написал стихотворение «Снежный человек»:
Вы поймете,
что я редок.
Реже не бывает!
Не смотрите,
что я снежный…
Я все понимаю.
Не в стране
тибетских храмов,
Где в санскрите плиты,
А в Москве,
у папы с мамой,
Живу неоткрытый.
И по улицам хожу я,
Где нельзя без правил.
Фонарь светит,
И все видят,
Но никто не знает…
Что в горах
На рыжем снеге
Я свой след оставил.
Солнце шпарит,
Давит время,
Странный след не тает.
Он и здесь
Такой же странный,
Среди тысяч ваших, –
На асфальте,
А не в камне,
Ничем не окрашен.
Вы поймите,
что я редок!
Реже не бывает!
Не смотрите,
что я снежный…
Я все понимаю.
Когда я думал о задачах, которыми хочу поделиться с вами, одна за другой приходили неожиданные для меня вещи. Сейчас все вокруг болеют как бы новыми страхами, новыми фобиями: 40‑е, 50‑е годы XXI века, эпоха технологической и социальной сингулярности, эпоха, когда человека потеснят роботы, придут роботы и попытаются завоевать наш мир. А мы с ними будем конкурировать. Новые ли это страхи, спрашиваю я. Вовсе нет. В свое время замечательный поэт, с которым мне приходилось общаться, Андрей Вознесенский писал: «Нас черные, как Батыи, // Машины поработили. // А в ночь, поборовши робость, // Создателю своему // Кибернетический робот: // «Отдай, – говорит, – жену. // Люблю, – говорит, – блондинок на тридцати оборотах. // Лучше по-хорошему уступите». Это стихотворение было написано еще в начале 60‑х годов.
И вот сегодня «модерн крепчает». Везде говорят: придет эра трансгуманизма, придут андроиды, и появится беспощадный робот в виде Шварценеггера. Ой, простите, я, кажется, зря обидел человека. Я хотел сказать Терминатора. Для того чтобы понять, вытеснит ли эпоха роботов эпоху человека, проиграем ли мы технологиям искусственного разума в процессе эволюции, перед наукой и искусством встает ключевая задача – осмыслить, чем человек специфичен, в чем главная особенность его природы, чем он отличается от многих других собратьев на лестнице эволюции. Говоря о ключевой особенности природы человека, я выдвигаю следующую гипотезу. Люди обладают особым парадоксальным кодом, который в принципе никогда не закодируешь. Я называю ключевую особенность, связанную с загадкой человека на планете Земля, – код непредсказуемости. Мы с вами непредвосхищаемы. И, чтобы в этом убедиться, каждый из вас пусть на секунду задумается, всегда ли знает, что с ним будет, что он сделает через час, через день, через минуту.
Чтобы мы четко поняли, что есть феноменология неадаптивности, непрогнозируемости, непредсказуемости, вспомним мудрые слова Александра Сергеевича Пушкина. Однажды он о себе сказал: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Ключевая особенность человека – услышьте, поймите это – непредсказуемость для самого себя. В этом ключ. Мы непредсказуемы.
Но вместе с этим, пока вы способны удивляться сами себе, пока вы способны быть непредсказуемыми для себя и других, вы интересны. Вспомните восхитительный фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и диалог между главным героем, которого играет Абдулов, с Янковским, который играет волшебника, хозяина и задает вопрос: «Почему ты не поцеловал принцессу?» И герой ему грустно отвечает: «Если я поцелую принцессу, то я превращусь в медведя». «Уходи, – отвечает волшебник. – Ты мне неинтересен». Как в жизни часто случается, что мы боимся поцеловать принца или принцессу и впадаем в логику предсказуемости, адаптивности, банальности, прогнозируемости, и оказываемся в матрице норм, в матрице адаптивных схем поведения!
По сути дела, мы все время в матрице и тем не менее все время, когда становимся индивидуальностями, прорываемся за флажки, прорываемся поверх барьеров. И поэтому я всегда говорю: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают!» И отстаивание индивидуальности есть великая вещь. И наша непрогнозируемость, неадаптивность, непредсказуемость – вот что надо передавать друг другу. Мы хотим, чтобы наши дети были подобными нам, но в то же время мечтаем, чтобы наши дети стали бесподобными. Адаптивный живет по формуле «подобное подобным», адаптивное всегда плывет по течению, и мы то и дело попадаем в ловушки адаптивности и норм поведения. И тем самым сами превращаемся в роботов.
Великий Шекспир писал: «Чем бы человек отличался от животного, если бы ему было нужно только необходимое и ничего лишнего?»
Чем прекрасен Дон Кихот? Чем прекрасен Чаадаев? Чем прекрасны те, о которых говорят, что они безумцы, и им выносят жесткий диагноз «горе от ума»? Человечностью! Тем, что они обладают самостоянием, тем, что они творят самих себя. Тем, что они умеют находить решение в самых трудных и непредсказуемых ситуациях. Где мы учимся этим ситуациям? Мы учимся им в уникальных сказках, где герои без устали борются с ветряными мельницами. В сказках, где герой, когда перед ним ставят задачу: «Пойди туда, не знаю куда», идет и решает подобную задачу. В сказках, где дается идея саморазвития, самодвижения, похвала хаосу, где ступа с Бабою-ягой идет (порядок), бредет (хаос) сама собой. В сказках, где герои способны обнять необъятное.
Замечательные мастера понимания поведения людей Бахтин и Лихачев говорили, что там, где люди способны смеяться над собой, там, где есть смеховая культура, карнавальная культура, там, где у культуры есть уникальный ресурс вариативности, варианты развития, возможности развития, непредсказуемость развития, там есть в буквальном смысле нами с вами делаемое, нами с вами конструируемое будущее. Парадоксы в стиле кэрролловской Алисы, героев Даниила Хармса побуждают нас к совершенно невероятным решениям. И только человек обладает особым даром – даром разрешения неразрешимых задач, а также постановки сверхзадач.
Еще Станиславский спрашивал у своих актеров, начиная великолепное действие: «Чем вы меня удивите?» Пока вы способны удивлять, пока вы способны бросать в мир горсти неожиданностей, мир не перестанет поражать вас своей непостижимостью.
Да,
Я чудак и фантазер.
И говорю,
Что мир прекрасен.
Прекрасен тем,
Что он не ясен!
Что небо формулой не выразишь,
Что звезды в небе не сочтешь.
И хоть законы соблюдаются,
Ты
Неожиданного ждешь.
Говорю вам: «Нет и еще раз нет!» Человек не умещается ни в какие программы. Биологические программы, социальные программы, когнитивные программы… Код непредсказуемости – ключевой наш код. Мы умеем в ответ на любую неопределенность ответить потрясающей непредсказуемостью. Мы умеем действовать вопреки приказу. Меня всегда поражало, что еще в австрийской армии XVIII века был учрежден военный орден императрицы Марии Терезии за победу в бою вопреки приказу. Мы обладаем даром непредсказуемости.
У каждого из нас, как говорил Гумилев, есть шестое чувство, которое не выводится из прошлого опыта. И когда тут и там строятся прогнозы будущего, говорят, анализируют тренды, анализируют схемы, анализируют то, что уже было в прошлом, мы оказываемся во власти стереотипов, во власти диктатуры прошлого опыта. И всем мастерам адаптивного прогнозирования, и мастерам анализа трендов я хочу сказать: «Не тренди!» Потому что вы оказываетесь в увязшей колее трендов, вы пленены, вы не вырветесь из нее, вы прогнозируемы и вы адаптивны.
Что такое человек? Человек – это генератор непредсказуемости. Человек – это генератор смыслов.
И во всей этой ситуации разве вас могут одолеть какие-либо роботы? Ведь вам каждому больше всех надо. Ведь вам каждому нужно избыточное, лишнее, а не только необходимое. Повторяю: живое отличается от неживого тем, что только живое способно плыть против течения. В каждом из нас живет Чаадаев. В каждом из нас живет Дон Кихот. В каждом из нас живет тот, кто осмеливается, обладает мужеством, самым трудным мужеством на земле, мужеством быть человеком. Трудно быть человеком. Только человек знает в этом мире, что он осужден уже при рождении и что он рано или поздно уйдет из этого мира. Жизнь с подобным чувством – это мужество.
Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном
приговоре,
Подписанном, когда он был
рожден.

Но, сознавая жизни
быстротечность,
Он так живет – наперекор всему, –
Как будто жить рассчитывает
вечность
И этот мир принадлежит ему.
Эти слова великого поэта и визионера Самуила Яковлевича Маршака относятся ко всем нам – людям, которые непредсказуемы, неадаптивны, к нам, у которых есть самый великий некодируемый код – код непрограммируемости и порождения иных смыслов. Код, который, повторяюсь, я называю кодом непредсказуемости. И поэтому эволюционного оптимизма вам, веры в себя, веры в свою непредсказуемость и интересности для других людей. Как часто вам задают вопрос из мира адаптации и прагматизма: «А за что ты меня любишь?» И ломаешь голову, и хочешь ей или ему ответить: «А у тебя такие уши! Ни у кого таких не было». Мы непредсказуемы! Мы непрогнозируемы! Мы в этом мире любим подобных за бесподобность. Мы любим не за что-то, а просто так.
Верьте в свою собственную непредсказуемость как в бесценный дар эволюции!

Полную версию выступления читайте на сайте «Учительской газеты» по ссылке http://ug.ru/article/1107.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt