search
main
0

Дом, где согреты сердца

У входа в специальный VII вида (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №41 нас встречает высокая цветочная конструкция с солнцем посередине. На солнце надпись: «2007 год – Год ребенка».

«Мы долго думали, как сообщить миру, что нынче идет Год ребенка, – улыбается директор детского дома Тамара Филипповна Буянова, – и решили: пусть об этом сразу узнает всяк сюда входящий». Мы тоже об этом узнали сразу, как только вошли в цветущий и уютный двор, где у каждого воспитанника своя персональная клумба и где он может проявить всю свою фантазию и выдумку, чтобы сделать эту клумбу самой красивой. У каждой группы есть свой участочек, за которым она постоянно ухаживает. Не случайно детдомовский двор вот уже четвертый год занимает первое место в округе по программе «Цветы Москвы». До прошлого года на каждой клумбе устанавливали бирочку с именем того, кто ухаживает за клумбой, но проверяющие сделали замечание, посчитав, что это нехорошо. Вот бирочки теперь и исчезли.

Свое здание детский дом делит с окружным психолого-педагогическим центром, но вход у каждого свой, как и участок. Заглядываем сквозь решетку и сравниваем: на участке детского дома и краше, и уютнее. Тут есть яблоневый и вишневый сады, кусты малины, смородины, огород с огурцами, помидорами, тыквой, земляникой, кабачками, чесноком, луком, петрушкой и укропом. «А как же иначе? – удивляется Тамара Филипповна, – ведь так и должно быть». Яблони Тамара Филипповна сажала вместе с детьми в 1996 году, как только детский дом открылся. Кто-то выбросил маленькие яблони, а детдомовцы посадили. Один из мальчиков, Марат, ему тогда было восемь лет, посадил свою яблоньку, а местные жители ее сломали (забора не было, и через территорию детского дома ходили все кому не лень). Увидев такое, Марат встал на колени и зарыдал. Буянова так помнит это, как будто все произошло вчера. Вообще детдому почти никто не помогает, дети все делают своими руками, оттого, наверное, они так все ценят. Директор работает вместе со всеми без скидок на руководящий пост.

У каждой группы есть и своя игровая площадка, дети в группах разновозрастные, так что малышам нужно и в песочек поиграть, и куличики смастерить. Дети в детдоме от 4-5 лет и даже до 20 лет. В прошлом году девочка поступила в университет (коррекционный детский дом, оказывается, может готовить и студентов ведущих вузов), сама сдала экзамены, без репетиторов, но жить ей было негде, вот и осталась в детском доме. Она сначала закончила пищевое ПТУ, потом выбрала себе университет пищевых производств, а работает в Юридической академии, получает очень хорошую зарплату. Теперь, не живя в детдоме, она тем не менее часто приходит сюда, приносит цветы воспитателям.

Сама Тамара Филипповна выросла в интернате и на собственном опыте знает, как тяжело приходится детям, лишенным родительской любви и заботы. Поначалу, когда еще Министерство социальной защиты не создавало приюты, Тамара Буянова сама устроила в бывшем детском садике приют «Строгино», который работал три года. Приехала к тогдашнему начальнику окружного управления образования СЗАО Гелии Михайловне Батраковой и сказала так: «Мне 52 года, поэтому нужно что-то значительное сделать в своей жизни для детей». Гелия Михайловна все поняла и разрешение дала, потом много помогала. Но через три года нужно было решать: останется ли приют в ведении системы образования или перейдет в систему социальной защиты. Тамара Филипповна решила остаться в системе образования, ведь всю жизнь, как начала в 16 лет работать старшей вожатой, так никуда из системы не уходила. Бывший приют стал в 1999 году малокомплектным коррекционным детским домом. Работает Буянова так, как работали в свое время в ее интернате, воспитывает по той же схеме и по той же системе. Кстати, все выпускники того года, когда Тамара Филипповна закончила школу-интернат, во взрослой жизни впоследствии стали руководителями. «Значит, – отмечает Тамара Буянова, – такая хорошая воспитательница у нас была». Сама она с самого начала решила, что будет педагогом, закончила педагогическое училище, стала учителем музыки, потом закончила исторический факультет Педагогического института имени Н.К.Крупской, работала в школе учителем музыки и истории. Вот только ее дети не стали педагогами – дочь закончила Юридическую академию, и теперь старший лейтенант милиции, сын работает в Налоговой академии – он отслужил два года в Тоцкой дивизии на границе Оренбургской области, потом поступил в Налоговую академию.

В спальнях (отдельно – для мальчиков, отдельно – для девочек) создан максимально возможный уют. Цветные красивые покрывала, мягкие игрушки. На тумбочках фотографии в рамочках, маленькие иконки, гели, кремы… Чистота потрясающая. Ремонт тут не делали давно, разве только косметический, но впечатление такое, что покрасили стены только вчера. Ребята заботятся о своих комнатах так, как будто живут в доме, в семье.

Сиротам и оставшимся без попечения родителей очень нужна психолого-педагогическая коррекция. Для детдомовцев это означает, что детей учат общаться, слушать, принимать критику, выражать свои чувства. Им помогают развивать познавательные способности, повышать стрессоустойчивость, управлять эмоциями и адекватно вести себя в стрессовой ситуации.

Ребенку необходимо чувствовать, что он кому-то нужен и интересен. Самое ужасное, что многие из них не были нужны и интересны своим родителям. Недавно в детдом привезли четырехлетнего мальчика, которого родители-алкоголики напоили какой-то гадостью. Сами они отравились, а малышу сожгли пищевод, пришлось его положить на операцию. Каждый из 24 воспитанников детского дома прикреплен к какому-то взрослому работнику, а не только к воспитателям и педагогам. Этих взрослых ребята часто зовут мамами и папами, надо ли объяснять, что это для них важно. Днем ребята ходят на учебу, а во второй половине дня с ними занимаются тем, что им интересно, а кроме того, для них осуществляют психолого-педагогическое сопровождение, ведут коррекционно-развивающую работу. Для каждого оказывается важным развивать свои способности к эстетическому восприятию и переживанию, развивать свою личность на основе приоритета интересов, потребностей формирования общей культуры. Поэтому в детском доме каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе, ведь тут есть кружки – хоровой, танцевальный, туристический, декоративно-прикладного искусства, литературно-поэтический и фото, кружки юных ботаников, юных садоводов, макраме, маленьких мастеров, библиотечный. Кружков так много потому, что каждый воспитатель бесплатно во время своего воспитательного часа (два часа в неделю) ведет свой, дети занимаются бесплатно. Кроме того, в детском доме есть программа здорового образа жизни, ребята посещают спортивные секции – ушу, баскетбола, футбола, велоспорта, катаются на роликовых коньках, занимаются легкой атлетикой, настольным теннисом, лыжами и так далее. Нередко появляются в доме сотрудники Дома технического творчества «Норд Вест», которые ведут кружок «Гребля на байдарках». В воскресенье ребята традиционно направляются на экскурсии по Москве и Подмосковью, а в день рождения детского дома выезжают на междугородние экскурсии.

Хозяйка уютного и теплого дома провожает нас до самых ворот. Хочется найти какие-то особые слова для нее, но Тамара Филипповна не дает возможности и сама говорит нам теплые слова на прощание. Наверное, так она провожает в большую взрослую жизнь своих выросших питомцев. Наверное, поэтому они стараются вновь и вновь возвращаться в этот дом, чтобы сказать теперь уже самим добрые слова тем, кто выпустил их в эту жизнь и научил быть в ней счастливыми.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте