На этот вопрос уже много лет ищут ответ педагоги, управленцы, политики, депутаты, общественные деятели. Порой действительно кажется – только дай учителю такой статус, сразу все изменится в его судьбе к лучшему. Но так ли это?
В этом случае полезно проанализировать зарубежный опыт. Тем более, что в некоторых странах учитель входит в список тех, для кого оговорен статус государственного служащего (Германия, Греция, Испания, Португалия). Это означает, что на педагога распространяются уровень зарплаты и социальные льготы, полагающиеся госслужащим, но одновременно возлагаются и соответствующие ограничения. В том числе в области политических прав и свобод. Например, учителя, работающие в системе публичного общего и профессионального образования Германии, имеют статус двух видов:
а) статус государственного служащего (чиновника);
б) статус работника государственной службы.
Учителя со статусом госслужащего (чиновника) обязаны соблюдать принцип верности и преданности по отношению к государству, не имеют права участвовать в забастовках и входят в союз немецких чиновников.
С учителями, имеющими статус работников госслужбы, заключается трудовой договор, оплата производится в соответствии с федеральным тарифом для госслужащих. Они платят все социальные взносы, могут быть уволены в соответствии с законодательством, но фактически сделать это трудно. Эти педагоги имеют право бастовать и входят в Профсоюз учителей.
В последние два года в разных организациях, но особенно в Совете Федерации РФ, активно прорабатывается идея придания учителям статуса государственных или муниципальных служащих. На первый взгляд, это предложение заманчиво: нередко руководители и специалисты органов государственной власти и местного самоуправления имеют более высокий уровень заработной платы. Да и пенсии получают значительно большие по размеру, чем работники образования и другие бюджетники.
Однако учителю, надеющемуся при изменении статуса получить все возможные преимущества, следует учитывать, что размеры должностных окладов специалистов органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных служащих устанавливаются соответственно региональными законами и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления с учетом их финансового положения и зависят от занимаемой должности. А количество специалистов той или иной категории регламентируется штатным расписанием. Поэтому вряд ли есть основания надеяться на установление значительно более высокого уровня заработной платы, чем это предусмотрено в настоящее время.
При получении статуса государственного или муниципального служащего учителя утратят право на сокращенную продолжительность рабочего времени и оплату работы сверх нормы за ставку, а также за выполнение дополнительных обязанностей. Ведь госслужащим установлена 40-часовая рабочая неделя, а работа сверх указанного времени дополнительной оплате не подлежит.
Учитель, получивший статус государственного или муниципального служащего, утрачивает право на получение досрочной трудовой пенсии независимо от возраста.
В соответствии с законодательством госслужащему запрещено совместительство, за исключением занятия оплачиваемой педагогической деятельностью в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. Государственный или муниципальный служащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, в том числе репетиторством.
Таким образом, учитывая низкий уровень бюджетной обеспеченности большинства субъектов РФ и муниципалитетов, состояние Пенсионного фонда РФ и вероятную утрату многих социальных льгот и гарантий, можно утверждать, что в связи с присвоением статуса государственного служащего будут сведены к минимуму возможные преимущества учителя как такового.
Кроме того, не надо забывать и о том, что численность учителей всегда пугает представителей власти на всех уровнях. Поэтому если будет принято решение об изменении статуса и распространении льгот госслужащих на педагогов, власти, как это бывает и перед повышением зарплаты, вероятнее всего предложат сократить количество работников образования. Нынче принято взывать к уменьшению числа чиновников, а чиновники – те же госслужащие и учитель не будет отличаться от них ничем, имея новый статус.
Поэтому, видимо, целесообразней вести речь только о приравнивании учителей к государственным или муниципальным служащим по уровню оплаты труда и пенсионного обеспечения.
Комментарии