search
Топ 10

Долой сухую науку Нет ничего увлекательней “углубленной” химии

Структура изложения материала, его доступность и унификация делают книгу не похожей на другие учебники органической химии. Автор отошел от традиционно сухого и чрезмерно академического стиля преподнесения нового материала, сделав упор на его связь с жизнью, бытом, здоровьем человека. Думаю, меня поддержат мои коллеги: углубленное изучение предмета понимается подчас как шанс уйти с головой в непролазные дебри науки, форсировать события, поскорее пройти школьный курс химии за пару-тройку лет, чтобы остальное время наслаждаться программой I-III курсов вуза. А.И. Артеменко постарался представить органическую химию как неотъемлемую часть нашей современной жизни, показать ее гармоническое сочетание с экономикой, культурой, историей человека.
Достаточно посмотреть оглавление книги, чтобы заинтересовать любого, даже самого скептически настроенного по отношению к химии человека: “Пищевые добавки и продукты питания”, “Белки из нефти”, “Какие бывают лекарства и почему они лечат”, “Взрывчатые вещества”, “Средства повышения урожайности”, “И в организме, и в молоке” и так далее.
Отличительная особенность учебника – раздел “Для любознательных”, который позволяет использовать книгу и как справочное пособие, так как значительное место в ней отведено конкретным веществам и материалам, находящим широкое применение в практической деятельности человека.
Следует, однако, отметить, что некоторые разделы учебника рассмотрены гораздо подробнее других. Так, очень подробно и детально изложены сведения о полимерах, их строении, технологии производства и применения, чего нельзя сказать о лекарственных препаратах. Книга пестрит структурными формулами, но в отдельных разделах их почему-то нет вообще (в частности, “Взрывчатые вещества”). А при изучении пищевых добавок, ароматизаторов и консервантов было бы весьма уместно привести их кодовые международные обозначения – Е122, Е415, Е656…
Но эти замечания не умаляют общих достоинств учебника. Уверен, он станет добрым подспорьем для любого заинтересованного учителя и ученика, так как совмещает в себе положительные стороны книги для чтения по органической химии и учебника как такового.
Также в 2000 году “Просвещение” выпустило учебное пособие Б.В.Мартыненко “Химия: кислоты и основания” для 8-11 классов. Потребность в таком пособии возникла в связи с дифференциацией и экологизацией химического образования, появлением классов с углубленным изучением предметов естественного цикла.
Пособие примечательно тем, что автор в доступной форме, но вместе с тем на должном научно-методическом уровне излагает общепризнанную протолитическую теорию кислот, которая должна вытеснить из школьной программы устаревшие представления о кислотно-основных взаимодействиях.
Важно отметить, что содержание пособия самым тесным образом связано с жизнью. В нем представлены не только фактические данные о значимости кислот и оснований в производственной деятельности человека, но и широко освещен экологический аспект кислотно-основных взаимодействий в живой и неживой природе, что должно способствовать экологическому воспитанию школьников.
К примеру, вы знаете, что подавленное настроение, усталость и разбитость могут быть вызваны еще и повышенным содержанием молочной кислоты в организме, а для восстановления кислотно-щелочного баланса можно съесть несколько фруктов? Из книги мы узнаем, что многие организмы используют кислоты для защиты от врагов: крапива и муравей – муравьиную, мухоморы – иботеновую, паук педипальпида – уксусную, некоторые тысяченожки – даже синильную!
Пособие буквально на каждой странице представляет нам массу интересных исторических данных. Так, весьма увлекательно описано открытие английским химиком Гэмфри Дэви натрия и калия, Карлом Шееле – винной и синильной кислоты. С химической точки зрения мы начинаем понимать, почему это вдруг после поражения в первой мировой войне немцы начали развивать производство анилиновых красителей. Оказывается, Германии было запрещено иметь военную промышленность, но, так как на основе анилина получают добрую половину взрывчатых веществ, перестроить на военный лад мирное производство – дело буквально нескольких месяцев. И в который раз упоминается о великой роли фактора случайности в науке: так, пироксилин был открыт Х.Шенбайном только потому, что у химика не нашлось под рукой ничего более, чем лабораторный халат из хлопчатобумажной материи, чтобы вытереть лужу смеси азотной и серной концентрированных кислот. С увлечением автор рассказывает нам, в каких муках рождалось производство аммиака: “место испытания колонн синтеза напоминало военный полигон, взрывы колонн чередовались с пожарами, а управление синтезом приходилось вести из специального бункера”.
Кроме того, в пособии предпринята попытка разработать четкий алгоритм при характеристике окислительно-восстановительных свойств кислот, исходя из степеней окисления составляющих их элементов. Этот материал традиционно считается в школе самым трудным.
Большое внимание уделено также механизму и последствиям поликонденсации оксокислот, поскольку за последние десятилетия сфера применения поликонденсатов этих кислот резко расширилась. На этом основании можно полагать, что соответствующий материал войдет в содержание новых учебников для углубленного изучения химии.
Правда, пособие можно было бы дополнить сведениями об этимологии некоторых терминов, более тщательно сверить данные об использовании некоторых веществ в быту. Очень желательно расширить раздел, в котором упоминаются аминокислоты, тем более что книга рассчитана на учеников 8-11-х классов. А также подробнее рассмотреть некоторые вещества, упомянутые вскользь, например, фенол или карболовую кислоту. Это соединение, на мой взгляд, заслуживает большего внимания, чем “особо нестойкая HFO” (фторноватистая кислота).
А в целом получилась очень интересная и увлекательная книга, вполне достойная занять место на книжной полке любого ученика!
Константин ГИДАТОДОВ

Наш адрес: 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41,
тел. (095) 289-14-05, факс (095) 200-42-66
E-mail: textbook@glasnet.ru
Web-site: http://www.glasnet.ru/~textbook/
Информационный центр учебного книгоиздания: www.bookstore.tversu.ru/
Редакция географии и естествознания: тел.: 289-14-83, 289-13-24
Книга – почтой: тел. (095) 289-50-26
Магазин “Книги “Просвещения”: 127521, Москва, ул. Октябрьская, 89,
тел.: (095) 289-44-44, 289-60-44,
факсы: (095) 289-60-26, 289-62-35
Торговый дом “Просвещение”: 129626, Москва, ул. Новоалексеевская, 8,
тел./ факс (095) 287-08-69
Торговый дом “Просвещение”: 193024, Санкт-Петербург, ул. Тележная, 17, офис 3, 4, тел. (812) 275-35-11, факс (812) 275-31-12

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте