Устоявшееся словосочетание «человеческий фактор» мы, увы, часто слышим в связи с характеристикой того или иного драматического или трагического события. А в школе №6 города Волхова, наоборот, категорически не хотят придавать этой словесной паре катастрофический оттенок, потому что как раз человеческий фактор и сыграл одну из ключевых ролей в развитии образовательной организации.
Когда директор школы №6 Марина Новокшонова рассказывает о создании школьного спортивного клуба «ЭРА», то сразу поясняет, что физкультурно-оздоровительное направление просто не могло не стать для школы приоритетным, поскольку сработал тот самый пресловутый человеческий фактор: в школе трудятся такие удивительные энтузиасты и мастера своего дела, как учителя физической культуры Сергей Викторович Степанов и Татьяна Николаевна Васипова. Именно благодаря их профессионализму высшей пробы, а также безмерной любви к детскому спорту воспитано не одно поколение спортсменов, тренеров и педагогов. Например, нынешний руководитель «ЭРЫ» Владимир Максимов тоже воспитанник Татьяны Николаевны и Сергея Викторовича, а еще спортсмен и дипломированный тренер.Так что основы уважительного отношения к спорту и физической культуре в школе №6 были заложены давно. Поэтому включение в проект «Детский спорт» для нее стало естественным, тем более что цель проекта – массовость физкультуры и спорта, добровольность и доступность – полностью совпадала со школьным перспективным планом.Чтобы стать участником проекта «Детский спорт», требовалось создание школьного спортивного клуба, и после того как была получена подробная информация о проекте и о правилах участия в нем, в школе №6 на обсуждение собрались все заинтересованные взрослые, в том числе учителя физической культуры.- Мы знали, что создание школьного спортивного клуба – очень нужное дело, но важно было понять, для чего это нам и куда следует двигаться, – говорит Марина Новокшонова. – Поэтому мы начали разрабатывать концепцию клуба. Общим собранием было решено, что наш школьный спортивный клуб станет детской общественной организацией, тем более что опыт создания таких организаций у нас уже был (в школе на тот момент существовала детская общественная организация «Перспектива»). Но самое главное, к чему мы пришли, – это то, что через клуб мы создадим систему физкультурно-оздоровительной работы в школе, и при этом ею будут охвачены абсолютно все – и дети, и взрослые.Далее мы продумали, какова будет структура клуба, кто будет входить в совет клуба, и разработали устав клуба. Причем работать пришлось буквально в авральном режиме, потому что до оформления всех требуемых документов оставалось всего 2 недели. За это время мы также подготовили сценарий открытия нашего клуба, которому дали название «ЭРА» – «Энергию и активность – в жизнь». Нужно сказать, что мероприятие получилось просто фееричным. Оно проводилось на базе городского физкультурно-оздоровительного комплекса, который вместил всю нашу школу, а это более 500 детей. На праздник пришло много гостей, в их числе известные спортсмены. И, что очень важно для нас, вся школа была включена в процесс подготовки к торжественному открытию клуба. Девочки шили, мальчики мастерили, коллективы выступали, каждая спортивная секция на параде представляла свой вид спорта. Это все свидетельствует о том, что идею создания клуба подхватили и одобрили сами ребята. Кроме того, у них был такой мощный мотив, как появление при школе нового стадиона (участникам проекта была предусмотрена помощь в обеспечении спортивной инфраструктурой).- Марина Владимировна, а что изменилось с появлением клуба в вашей школе?- Если говорить в целом, то физкультура стала частью жизни каждого независимо от того, есть ли у человека к этому способности или нет. Если касаться частностей, то, к примеру, у нас открылось 5 новых секций: флорбола, хоккея в валенках, бадминтона, баскетбола для маленьких, черлидинга. По всем видам спорта, которые есть в школе, мы проводим чемпионаты. А первый школьный чемпионат провели по флорболу. К слову, уже через полтора месяца занятий по флорболу наши ребятишки стали призерами областных соревнований. При этом в школьных соревнованиях участвуют дети отнюдь не из специализированных спортивных школ. Например, у нас есть девочка – лучший вратарь Ленинградской области по хоккею в валенках. А ведь ребенок попал в секцию случайно и не видел себя в спорте вообще. Сейчас наша «звездочка» занимается во всех секциях. И таких ребят с появлением клуба стало много. Они могут попробовать себя в любом виде спорта, от них никто не будет требовать соблюдать режим, диету, достигать высоких результатов. Физкультура в нашей школе должна прежде всего приносить ребенку радость и здоровье. То, что физкультурно-оздоровительным движением у нас охвачены практически все, мы считаем самым большим достижением. Проблем с набором в группы не возникает никогда.Также мы стали проводить больше праздников со спортивным уклоном как на своей площадке, так и на базе ФОКа, с которым очень тесно сотрудничаем. Это, по сути, коллективное творческое дело. На многие из этих мероприятий мы приглашаем родителей, выпускников, ветеранов спорта. И каждый из гостей знает, что отсидеться на скамейке запасных не придется, участвовать будут все.Кроме того, у нас появились новые проекты, например «Урок физкультуры 21 века». В рамках этого проекта ребята занимаются ритмопластикой, аэрофитнесом, подвижными играми. Еще один новый проект – «Веселая перемена». На этаже, где размещается начальная школа, мы выделили зоны двигательной активности, где можно поиграть в «классики», бадминтон, шахматы, попрыгать со скакалкой и покрутить обручи. Ребята-волонтеры из «ЭРЫ» приходят к малышам и в перерыве организуют им такие «Веселые перемены».Для ребят постарше в рекреациях стоят теннисные столы. На переменах они постоянно задействованы. Многие дети остаются после уроков и играют в настольный теннис. Даже в школу ходят с ракетками. Первое время были жалобы и конфликты – так всем хотелось поиграть на перемене, а сейчас все уладилось, потому что дети придумали круговые игры. Так что в нашей школе на переменах детей, подпирающих спиной стены или уткнувшихся в телефоны, не найти.Когда недалеко от нас построили спортивно-оздоровительный комплекс, то появился проект «Оздоровительное плавание», и хотя группы платные, отбоя от желающих нет. В начальной школе практически в каждом классе набирается группа. Оздоровительным плаванием занимаются и учителя. Я сама с удовольствием посещаю бассейн.- Это массовое включение в физкультурно-оздоровительное движение отражается напрямую на здоровье детей? Стали ли они, например, меньше болеть?- А мы и так отличались от других школ тем, что наши дети редко болеют, а за время существования клуба, а это уже четыре года, ни разу не закрылись на карантин. Примечательно, что, рассказывая о том, как повлияло создание «ЭРЫ» на весь уклад жизни школы, Марина Новокшонова упомянула и о воспитательном эффекте. Например, детвора из школы №6 здорово воспитывает своих… родителей. Проект «Самый спортивный класс» предполагает, что за участие родителей в самых разных спортивных мероприятиях присуждаются дополнительные бонусы, поэтому дети активно вовлекают родителей в школьную спортивную жизнь. Ни один праздник не обходится без семейных команд. Кроме того, каждый родитель, который идет в школу на то или иное мероприятие, обязан принести с собой спортивную форму и спортивную обувь.Что касается самих ребят, то в последнее время с посещаемостью вообще нет проблем. Прогулы стали архаизмом. Впрочем, это неудивительно, потому что в школе №6 давно поняли, что начинать приобщать детей к здоровому образу жизни нужно не со школьной скамьи, а гораздо раньше, поэтому отделения «ЭРЫ» уже открыты в детских садах города Волхова. По словам Татьяны Васиповой, очень грустно видеть, как сегодняшнее поколение мало двигается в прямом смысле этого слова. Когда малыши приходят в школу, то многие из них даже не знают, что такое скакалка, как играть мячом, как стоять на лыжах и т. д. Поэтому первые месяцы на уроках физкультуры бывает очень трудно, но затем, когда детвора втягивается и при активной помощи волонтеров-эровцев приобщается к «Веселым переменам», аэрофитнесу, плаванию, вопросов, как использовать спортивный инвентарь, уже не возникает. Мало того, как считает Татьяна Васипова, занятия физкультурой и спортом сплачивают, объединяют детей, способствуют зарождению дружбы, взаимопомощи. Даже те дети, кто абсолютно далек от спорта, могут выразить себя в танце, в каком-то общем спортивном действии, где не важно, как ты делаешь, а важно, что вместе со всеми. К слову, в это «вместе со всеми» приходится включаться и педагогам. Ульяна Рулёва, классный руководитель 6-го «А» класса, даже не представляет, как можно быть рядом с детьми и не участвовать в той или иной спортивной затее. Тем более что первый вопрос, который задают дети, увидев педагога, такой: «А вы с нами?» Разве можно на него ответить «нет»?- Я считаю самым главным в работе клуба «ЭРА» то, что нашим детям не нужно пропагандировать здоровый образ жизни, – дополняет Анастасия Рогачева, классный руководитель 7-го «Б» класса. – Они хотят быть здоровыми и спортивными. Я точно знаю, что у наших детей нет проблем с табакокурением, с алкоголизмом. Потому что они пришли домой, сделали уроки, а потом я их всех вижу на стадионе, который открыт до позднего вечера. При этом у нас на стадионе играют дети разновозрастные, и никаких конфликтов или, не дай Бог, травм не случается. Это сплочение не только внутри коллектива, но и внутришкольная дружба. За стадионом, между прочим, следят сами эровцы. Вот недавно после праздников приходила проверять поле и нашла только 2 палочки от леденцовых конфет. Правда, в первый год мусора хватало, но мы тогда собрали всю школу и объяснили, что стадион – это наша собственность, и если мы будем его ремонтировать каждый год, то не хватит денег на важные текущие нужды школы. Тогда проще стадион закрыть. Выбор за вами. И наши дети свой выбор сделали, поэтому сегодня оставить мусор на стадионе – большой позор. Вот так – дружно и спортивно – живет сегодня волховская школа №6, школа окраины, как ее называют сами педагоги. Но в «окраине» недаром корень «край» – в этом школьном краю для детей бескрайнее море возможностей. Тот же спортивный клуб «ЭРА», огромный танцевальный коллектив, фитнес-группы, отряд волонтеров, школьный музей, вокальный коллектив. «Наша задача – предоставить детям максимальный спектр направлений, в которых они могут попробовать реализовать себя, – подчеркивает Марина Новокшонова. – В первой половине дня мы создаем благоприятную образовательную среду, а во второй половине дня – комфортную досуговую среду, чтобы у ребят, многие из которых из социально незащищенных семей, не оставалось времени на вредные привычки. Тем более что работают с ребятами молодые педагоги, 40% из которых выпускники нашей школы. Детям с ними интересно».Но думается, что в этой школе интересно жить всем. Именно жить, потому что со спортивным азартом она вовлекает в школьную орбиту и маленьких, и больших, и остаться в стороне от ее увлекательных проектов просто невозможно.К сведениюСегодня в 80% образовательных организаций Ленинградской области созданы школьные спортивные клубы, в которых занимаются почти 30% ребят. В 40% образовательных организаций профессионального образования созданы студенческие спортивные клубы, в которых занимаются 32% студентов.На сегодня по итогам реализации проекта «Детский спорт» Ленинградская область признана лучшей экспериментальной площадкой.Достижения «ЭРЫ»На Всероссийском балу школьного спорта в 2015 году в Москве «ЭРА» признана лучшим клубом Российской Федерации.
Комментарии