search
main
0

Долой негатив! Как вы яхту назовете, так она и поплывет

Ольга ГОНЧАРОВА – классный руководитель не одного, а сразу двух классов: 9-го «Б» и 9-го «В», причем один класс – гуманитарный (в нем 17 учеников), а второй – химико-биологический (13 учащихся). В воронежском многоуровневом общеобразовательном комплексе №2, где работает Ольга Ивановна, давно введено профильное обучение, и начиная с 9-го ученики выбирают профильный класс и поступают туда, сдав предварительно экзамены. Она учила этих ребят с пятого и в одном из классов была классным руководителем, тогда у нее было 28 детей. Сейчас, хотя их и стало ненамного больше, ответственность выросла: и дети старше, и функциональных обязанностей прибавилось.

По специальности Ольга Гончарова – учитель русского языка и литературы, в воронежском МОК-2 работает 15 лет, а до этого еще пять лет была пионерской вожатой. Когда в прошлом году в стране официально объявили о доплатах за классное руководство, Ольга Ивановна, как и многие другие учителя, решила, что долгожданные перемены наконец-то наступили:

– К нацпроекту я отнеслась как к положительному моменту. Мы все его ждали. Конечно, наши финансовые проблемы он не решил. Ведь сегодня в школе остались только патриоты своего дела, которые работают не ради денег. Важен принцип – на нас обратили внимание, и сам президент подумал о том, что классный руководитель для школы важен и необходим. Ведь сейчас детям на самом деле нужно очень много внимания. Наша работа не ограничена временными рамками и функционалом. Мы можем весь день провести в походе с детьми, и никто это время не посчитает. Хотя в походе на взрослом лежит огромная ответственность, например, если я вывожу детей на экскурсию, я целый день за них отвечаю, идут ли они по дороге, едут ли в транспорте.

Например, в этом году у нас уже было три поездки. В сентябре мы побывали в Семилуках (поселок недалеко от Воронежа) на раскопках поселения древних людей. Потом ездили с классом в Ясную Поляну: уехали вечером, а вернулись к концу следующего дня. На зимних каникулах побывали в Киеве, правда, в отличие от предыдущих экскурсий, в которые отправлялись всем классом, в столицу Украины смогли поехать только шесть учеников (все-таки и далеко, и дорого), но поездка понравилась всем.

Кроме развлекательно-познавательных экскурсий в каникулы Ольга Ивановна как классный руководитель выполняет и другие свои обязанности, может быть, менее приятные, но без которых не обойтись. Например, посещение семьи, которая вызывает у нее тревогу. У девочки умерла мама, и девочка теперь живет с бабушкой. Классная руководительница должна посмотреть жилищные условия, поговорить, а если нужно, то и помочь в чем-то. Еще она должна оформить документы, вклеить фотографии в зачетные книжки детей. Обычно это делается в осенние каникулы, а в этом учебном году она еще и организовывала родителей, которые решили обновить ремонт в классе. В августе меняли проводку, и родители сказали, что потолок надо переделать. Чему и посвятили, разумеется, вместе с классным руководителем осенние каникулы.

С началом второй четверти появились новые задачи. В школе начался месячник борьбы со СПИДом, и Ольга Ивановна провела со своими классами целую серию мероприятий против дурных привычек – наркомании, курения, алкоголизма и плюс отдельный серьезный разговор об опасности СПИДа и беспорядочных половых связей. Последнее, естественно, раздельно: один классный час с мальчиками, второй – с девочками. Было и анкетирование, а потом написали сочинение, некоторые – сразу эссе на тему «Моя альтернатива наркотикам». А кое-кто из ребят даже стихи на эту тему написал. Все пришли к одному выводу: все это гадость и зло, и есть интересы гораздо более важные!

Еще Ольга Гончарова ведет школьный кружок «Краеведение». В этом году ее ребята провели настоящую проектно-исследовательскую работу. Год был посвящен Дмитрию Лихачеву, и, взяв девизом его слова о том, что большая любовь к родине складывается из любви к своему городу, к своей улице, ребята подготовили работы по нескольким темам: «Их именами названы улицы города», «Воронежские поэты», «Воронеж в годы Великой Отечественной войны», «Интересные люди города» и «Памятники Воронежа». Сделали проекты, подобрали фотографии, иллюстрации. А защищать их отправились в библиотеку семейного чтения имени Ивана Бунина, расположенную в одном со школой районе. Сотрудники библиотеки встретили девятиклассников, что называется, на ура. Оформили целую выставку с подборкой книг о родном городе и его людях, и в этой обстановке ребята выступали перед всеми со своими докладами. Конечно же, необычное окружение и новые люди сыграли свою положительную роль: выступления оказались очень удачными, это отметили и работники библиотеки.

Кстати, классный руководитель договорилась с библиотекарями о дальнейшем сотрудничестве. Они оформляют Бунинскую комнату, а у Ольги Ивановны по программе в 10-м классе творчество Бунина. Поэтому ребята сюда еще придут, и скорее всего с новыми творческими работами.

Об отношении к классным руководителям Ольга Гончарова говорит так:

– Мы рады любому положительному вниманию со стороны правительства. И дело не в деньгах. В реальности «тысячерублевая» надбавка составила 760 рублей, потому что с нас взяли подоходный налог. Но те, кто приходит сегодня в школу, идут не деньги зарабатывать, в школе денег не заработаешь, и 760 рублей не спасут. Я пришла потому, что мне это нравится, это, как муж говорит, мое хобби. А я бы сказала, что это и мое увлечение, и моя жизнь, и мои интересы. И в принципе у нас все такие. Мы просто рады тому, что на нас обратили внимание и делают это без негатива.

Сейчас во многих СМИ, особенно на телевидении, про учителей рассказывают с отрицательных позиций. Это неправильно, известно ведь, как вы яхту назовете, так она и поплывет! А везде один негатив – взятки, насилие, и это уже превращается в штамп, который общество на нас ставит. Поэтому сейчас, когда президент встает на нашу защиту – это проявляется и через президентские гранты, и через повышение зарплаты и надбавки, – это тот самый долгожданный позитив и есть! Меняется отношение к учителю в обществе.

Конечно, нам приходится больше работать, но это в основном потому, что мы должны отчитаться за надбавки. Мы заполняем массу бумаг! Мы ведь и раньше проводили множество мероприятий, но не было такой жесткой проверки и многочисленных отчетов. Контроль ужесточился, но и у него есть другая сторона, хорошая. Сегодня я любому проверяющему могу показать и рассказать, чем именно занимаюсь как классный руководитель. Иногда ведь и родители спрашивают меня об этом. А теперь все отчеты – вот они. Я считаю, что учителя нужно вывести на уровень, когда к нему будут относиться с уважением. Чем больше позитивного будут говорить об учителе президент, правительство и СМИ и, если при этом будут поощрять учителей, которые отдают душу, время и всего себя работе, чем больше будут говорить про таких учителей, тем лучше будет относиться все общество и к школе, и к педагогам.

Из опыта Ольги Гончаровой

Как я организую то или иное мероприятие?

Я всегда рассчитываю на детей. Конечно, если готовлю общешкольное мероприятие, то сама пишу сценарий, а дети его воплощают со сцены. Если же мы организовываем что-то в классе, так сказать, для себя, то ребята обычно все делают сами. А для лучшего выполнения работы мы используем принципы подготовки коллективно-творческого дела (КТД). Весь класс разбивается на несколько групп: одна собирает информацию или готовит сценарий, вторая отвечает за оформление, третья – за хозяйственную часть (расставляет мебель, следит за чистотой), четвертая группа подбирает музыку. Собираемся два раза – в первый раз, чтобы распределить обязанности, а во второй – накануне проведения мероприятия, чтобы проанализировать его готовность.

Участие в проектной работе

Сегодня очень модно стало готовить совместные проекты на различные темы. Здесь мы тоже используем схему организации КТД, только с привлечением меньшего числа детей. Тут уже каждый может проявить себя. Один может найти материал, второй – красиво его оформить, третий – выйти и рассказать классу. Одним словом, кому что ближе, что лучше удается, тот это и выполняет.

Слагаемые успеха

Думаю, хороший классный руководитель должен быть как можно ближе к детям, должен жить их интересами. И побольше индивидуальной работы! Надо чаще разговаривать с детьми, и не только со всеми вместе, но и с каждым в отдельности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте