Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Доход, расход, бюджет семьи. Мероприятие для 3-х классов

УГ - Москва, №14 от 5 апреля 2016. Читать номер
Автор:

Что такое бюджет семьи? Из чего он складывается? Как ребенку научиться планировать свой бюджет? Как просто объяснить сложные финансовые термины? Как правильно копить деньги на игрушки и другие нужные вещи? В этой статье мы постараемся раскрыть основные значения финансовых ресурсов семьи. В форме игровых практикумов мы можем изучить составляющие бюджета семьи, а также научить элементарным расчетам бюджета. А с помощью ролевых игр ребятам начальной школы можно наглядно объяснить, что является доходом для каждого члена семьи.

Сегодня становится очевидным, что, если мы хотим узнать, как живет вся страна, нужно узнать, как живет каждая семья. Именно семья отражает состояние экономики любой страны. Древнегреческий ученый Аристотель определил значение слова «экономика» – это «закон ведения домашнего хозяйства». Поведение людей в семье подчиняется общим правилам и законам экономики.Итак, первое правило – это разумное распределение ДОХОДОВ и РАСХОДОВ семьи.Так что же такое доход? В третьем классе ребята уже знают, что это все деньги, получаемые всеми членами семьи.Из чего он складывается? Это:- заработная плата, которую получают родители там, где они трудятся, и их ПРОФЕССИЯ;- пенсия, которую получают бабушки и дедушки;- стипендия, которую получают студенты;- пособия, которые выплачивает государство семьям, где имеются дети;- деньги, получаемые от личного подсобного хозяйства: дачи, огорода, фермы и т. д.;- доход от хранения денег в банке.Расход – это деньги, растрачиваемые на покупку товаров и услуг, то есть на удовлетворение своих потребностей.Что составляет расход семьи? Это расходы:- на питание;- на оплату коммунальных платежей (квартплата, электроэнергия, отопление, водоснабжение);- на транспорт;- на покупку бытовых товаров;- на оплату мобильного телефона и Интернета;- на покупку одежды и обуви, игрушек;- на оплату отдыха, покупку книг, посещение кинотеатров;- на покупку медикаментов;- на обучение детей.В зависимости от размера дохода (финансов) распределяется расход на удовлетворение потребностей человека. Отсюда начинается понимание у ребят относительно термина «бюджет» – это финансовый план распределения доходов и расходов.Как же просчитать бюджет? В первую очередь нужно учесть потребности – это то, без чего не обойтись человеку (еда, жилище, одежда). Во-вторых, человек нуждается в безопасности и защите, в знаниях, развлечениях, отдыхе.Составляя бюджет, каждая семья рассчитывает, какой доход она может получить и какой расход ей предстоит сделать, чтобы жить полноценной и нормальной жизнью.Ролевая игра – один из эффективных инструментов в работе с учащимися начальной школы.В первой игре команда (класс) делится на членов семьи. Папа, который ходит на работу и получает заработную плату. Мама, которая нянчится с годовалым малышом, получает пособие по уходу. Бабушка и дедушка, получающие каждый месяц пенсию. Старший брат хорошо учится в институте и получает стипендию. Старшая сестра певица и получает за концерт гонорар. Дядя – бизнесмен. Он получает проценты от своего бизнеса. А вот ученику как раз и предстоит подсчитать размер дохода семьи. Игра получается яркой, и сложные термины легко запоминаются.Во второй ролевой игре под названием «Бюджет семьи» класс делится на творческие группы. Каждой группе предлагаются карточка-бланк с заданиями и список необходимых продуктов питания, товаров и услуг со средними ценами в данный период времени.Задание может выглядеть следующим образом:Рассчитайте, пожалуйста, сумму денег, необходимых для питания семьи из 4 человек в месяц:- рассчитать необходимую сумму денег на питание одного человека в сутки (к каждому заданию прикладывается список продуктов питания, товаров и услуг со средними ценами). Очень важно в конце каждого задания подвести итоги. Так как это соревнование среди команд, то необходимо определить, какая команда быстрее справилась с заданием, у какой группы учтены все расходы, какая группа рациональнее распределила доход.Но главный итог – это освоение детьми в игровой форме основ финансовой грамотности. Надежда СОКОЛОВА, Евгения ЗАМОТОРИНА,Центр образования №1953 «Москва-98»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту