Сентябрь – не только начало нового учебного года. Возможно, для вашего взрослеющего ребенка – это первый шаг к самостоятельной трудовой жизни. Что для вас работа, труд? Этот вопрос мы задавали в рамках социологического исследования подросткам. Результаты оказались такими: 10 процентов считают, что это дело, которым вынужден заниматься всю жизнь; 9 – прежде всего благополучие общества; 12 – творчество; 63 – залог социального благополучия; 6 процентов думают, что труд – это деньги.
то примерная картина отношения к труду подростков, которую сформировали мы, взрослые. Сколько дел мы, взрослые, при всей нашей энергии и опыте переделать не успеваем! За неделю скапливается столько, что и за два выходных не справиться. В то же время рядом маленький бездельник. Почему после работы нужно еще сходить в магазин за хлебом, разве он не мог купить его днем? Почему к приходу с работы не только не накрыт стол, но даже не убрана грязная посуда? Обычные семейные дела, но именно они воспитывают у ребенка чувство ответственности, обязательности, трудолюбия. Ведь все, что в доме поручают ребенку, он делает не только для себя, а для всего семейного коллектива, членом которого является. Именно трудолюбие, по исследованиям психологов, залог профессиональной успешности, вершина трудового развития, возможность испытывать удовольствие от работы, от овладения новыми навыками, умениями. В том числе и умения распоряжаться деньгами.
На мой взгляд, самое важное – понять, наступило время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Вы вместе, и ребенок должен это чувствовать. Внимательно слушайте ребенка, цените его мнение, уважайте его чувства. Будьте готовы поговорить с ним тогда, когда это необходимо ему, без фона в качестве телевизора и радио. Прямо и открыто, глядя друг другу в глаза. Про дело, которое выполняет, про его отношение к нему. Не менее важно – о людях, с которыми он сталкивается по работе, об отношении к ним. Обратите внимание на то, как ваш ребенок оценивает окружающих, их поступки, какие качества в человеке считает важными, ведь это его первое равноправное общение с людьми, с миром. В отношении к деятельности, к творчеству, а значит, и к миру происходит формирование профессионала. С этой позиции можно выделить несколько типов личности:
Адаптированный человек действует в согласии со средой, в соответствии с общепринятой моралью и установками: «Все, что сделано однажды, уже не изменить», «Не я сделал – не мне и менять». Это хороший исполнитель, и то не всегда. Творчество подменено репродукцией. Человек ориентирован на повседневный успех, и не более.
Бунтующий человек находит мир неустроенным, несовершенным, а потому все, что может изменить, усовершенствовать, он перестраивает, внедряет новое. Он энтузиаст, оптимист, творец.
Панцирь – человек, который, понимая несовершенство мира, не хочет, да и не считает возможным его изменять. Он уходит в себя, пассивно существуя, замыкаясь в себе, прячется в своей скорлупе от мира, от людей, а порой даже от самого себя.
Коммунальному человеку не нравится мир, но переделывать его он не собирается, да и не может. Как, впрочем, и уйти в себя. Он ничего не производит, только потребляет, зато умеет создать видимость активной деятельности. Он поразительно занят всегда и для всех. Самое главное для него – спорить, доказывать, «отстаивать права», бороться с «врагами». Основа его отношений – конфликт, зачастую на бытовом уровне. Яркий пример из Зощенко: «Кто в мою кастрюлю мыло бросил?»
Автор понимает, что мир не переделаешь, а потому всего лишь стремится жить в своем – выдуманном, созданном им – мире.
Эти поведенческие позиции сказываются на формировании личности, человека вообще. Какая из них лучше, какая хуже – решать вам и вашему ребенку, я вас призываю только к вниманию. Как мудро сказал Экзюпери: «Зорко только сердце, глазами всего не увидишь». Переделать мир невозможно, да и нет необходимости. Наверное, надо перестать смотреть только на то, что тебя окружает, надо взглянуть на себя, определить свое место в жизни, свое позицию. Ведь единственное, что я точно могу изменить, – это самого себя. Если вам что-то не нравится в ребенке, кажется неверным, подумайте о… себе – сформировать у сына или дочери качества, которыми не обладают родители, невозможно. Ведь самые значимые люди для него в жизни – мама и папа. От мышонка нельзя ждать тигриной доблести, и трудолюбия от сына ленивого отца – тоже.
Основной момент в приобретении профессионального опыта – это правильный, адекватный выбор сферы деятельности. Так, чтобы опыт помог в выборе профессии, не отбив желание трудиться вообще. Право выбора принадлежит ребенку. Родители могут советовать, объяснять, рекомендовать и помнить – каждое поколение, каждый ребенок имеет право на собственную индивидуальность. Право на выбор жизненного пути. Выбор, сделанный другими, принесет в скором времени неудовлетворенность и разочарованность. Сегодняшняя профессиональная проба – это достаточно простой путь для того, чтобы избежать непростых проблем в будущем. Сколько замечательных девочек-отличниц, с первого класса мечтающих стать учителями, поработав в качестве вожатых в педотряде, навсегда теряют это благородное желание. Находят другое, более близкое по духу и способностям. Еще великий баснописец И.А.Крылов говорил: «Берись за то, к чему ты склонен, к чему в душе стремленье есть». Элитность профессии хороша не всегда и не для всех. Можно при полном материальном благополучии быть самым несчастливым на свете юристом или бизнесменом. Что называется, «не в деньгах счастье», хотя бедность порождает столько проблем, что ни о каком счастье говорить не приходится. Человеку необходим определенный достаток, чтобы не испытывать душевного дискомфорта. Именно это и даст ребенку его первая заработная плата. Сумма имеет значение, но это не самое важное. Важнее сам факт заработка денег. Труд ребенка будет оценен, он получит деньги. И это здорово. Роль денег среди прочих факторов, побуждающих человека к деятельности, психологи изучают более 100 лет, но по сей день не пришли к однозначным и безусловным выводам. Но один из предварительных звучит так: «дополнительный заработок является стимулом к увеличению трудовых усилий ровно в четыре раза».
Необходимо учить детей не только зарабатывать деньги, но и тратить их. Учить надо тонко и деликатно, не унижая право человека на свободу выбора. Деньги, заработанные ребенком, – тонкий инструмент воспитания. Конечно, печально, если подросток, получив зарплату, истратит ее на свои удовольствия, забыв о других членах семьи. Это сигнал взрослым о необходимости активного и тонкого вмешательства в воспитание ребенка. Важен здесь и такой момент, как соразмерение потребностей ребенка с реальными возможностями. Логика железная: «по одежке протягивай ножки», хочешь иметь больше – работай, учись лучше, все в твоих руках. Но чаще всего первую зарплату подростки тратят на подарки родным и близким, зачастую забывая о себе. Они превращают результат собственного труда в общую радость. Труд сделал их добрыми волшебниками. А вас, вероятно, избавил от необходимости проводить беседы с ребенком о том, что такое деньги, откуда они берутся и как их нужно тратить.
Сохранить положительные эмоции о работе и сберечь нервы поможет знание закона, прав и обязанностей работника и работодателя. Это оформление всей нормативно-правовой базы: договора, в котором должны быть прописаны виды выполняемых работ (не противоречат санитарным нормам, не вредят физическому, психическому здоровью), режим работы и продолжительность рабочего времени (до 16 лет – не более 24 часов в неделю, с 16 до 18 – не более 36 часов; недопущение несовершеннолетних к ночным и сверхурочным работам, к работе в выходные дни), размер и сроки выплаты заработной платы. Необходимо завести трудовую книжку и следить за тем, чтобы она тщательно заполнялась. Странно, конечно, думать о пенсии своего ребенка, но она все же придет, и возможно, стаж так и будет исчисляться по трудовой книжке. Администрация обязана оформить с самого начала индивидуальное страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (индивидуальную пенсионную карточку); на персональный счет и будут поступать налоговые отчисления.
Кроме того, родителям хорошо бы знать, чем, в каких условиях занимается ребенок, не нарушаются ли его права в действительности, соблюдается ли техника безопасности, его форма одежды соответствует ли потребностям. Было бы великолепно познакомиться с людьми, которые в ближайшее время будут воспитывать вашего ребенка. Помня об этом, можно избежать множества проблем, но не всех.
И последнее – любви к себе, заботе о себе детей тоже нужно учить. Учить вежливости и тактичности – это профилактика психических травм, учить оценивать свои поступки, а не себя как личность, учить воспринимать неприятности на работе так, чтобы теперь взрослый ребенок мог сказать себе: «Сегодня я не справился с заданием. Но у каждого бывают удачные и неудачные дни. Главное – уметь извлекать опыт из своих неудач. Любой человек может иногда с чем-то не справиться. По-настоящему удачливые люди те, кто из своих ошибок и промахов извлекает урок, чтобы в другой раз не ударить в грязь лицом. Надо подумать, что я должен делать завтра, чтобы выполнить все в лучшем виде».
И если ребенок работает, получая от этого удовольствие, если он знает, что у него в жизни есть союзник – вы, значит, вашему ребенку повезло с вами.
Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, психолог Ленинской средней школы, Таврический район, Омская область
Родительские советы
Конкурс родительских советов
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!
Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
Наказывая своего ребенка, не избегайте общения с ним.
Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
Людмила ПАШКОВА, школьный библиотекарь, п. Луговской, Тюменская область
Комментарии