search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР
0

Добрый волшебник труд. Работа – не волк, но «убежать» может

Сентябрь – не только начало нового учебного года. Возможно, для вашего взрослеющего ребенка – это первый шаг к самостоятельной трудовой жизни. Что для вас работа, труд? Этот вопрос мы задавали в рамках социологического исследования подросткам. Результаты оказались такими: 10 процентов считают, что это дело, которым вынужден заниматься всю жизнь; 9 – прежде всего благополучие общества; 12 – творчество; 63 – залог социального благополучия; 6 процентов думают, что труд – это деньги.

то примерная картина отношения к труду подростков, которую сформировали мы, взрослые. Сколько дел мы, взрослые, при всей нашей энергии и опыте переделать не успеваем! За неделю скапливается столько, что и за два выходных не справиться. В то же время рядом маленький бездельник. Почему после работы нужно еще сходить в магазин за хлебом, разве он не мог купить его днем? Почему к приходу с работы не только не накрыт стол, но даже не убрана грязная посуда? Обычные семейные дела, но именно они воспитывают у ребенка чувство ответственности, обязательности, трудолюбия. Ведь все, что в доме поручают ребенку, он делает не только для себя, а для всего семейного коллектива, членом которого является. Именно трудолюбие, по исследованиям психологов, залог профессиональной успешности, вершина трудового развития, возможность испытывать удовольствие от работы, от овладения новыми навыками, умениями. В том числе и умения распоряжаться деньгами.

На мой взгляд, самое важное – понять, наступило время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Вы вместе, и ребенок должен это чувствовать. Внимательно слушайте ребенка, цените его мнение, уважайте его чувства. Будьте готовы поговорить с ним тогда, когда это необходимо ему, без фона в качестве телевизора и радио. Прямо и открыто, глядя друг другу в глаза. Про дело, которое выполняет, про его отношение к нему. Не менее важно – о людях, с которыми он сталкивается по работе, об отношении к ним. Обратите внимание на то, как ваш ребенок оценивает окружающих, их поступки, какие качества в человеке считает важными, ведь это его первое равноправное общение с людьми, с миром. В отношении к деятельности, к творчеству, а значит, и к миру происходит формирование профессионала. С этой позиции можно выделить несколько типов личности:

Адаптированный человек действует в согласии со средой, в соответствии с общепринятой моралью и установками: «Все, что сделано однажды, уже не изменить», «Не я сделал – не мне и менять». Это хороший исполнитель, и то не всегда. Творчество подменено репродукцией. Человек ориентирован на повседневный успех, и не более.

Бунтующий человек находит мир неустроенным, несовершенным, а потому все, что может изменить, усовершенствовать, он перестраивает, внедряет новое. Он энтузиаст, оптимист, творец.

Панцирь – человек, который, понимая несовершенство мира, не хочет, да и не считает возможным его изменять. Он уходит в себя, пассивно существуя, замыкаясь в себе, прячется в своей скорлупе от мира, от людей, а порой даже от самого себя.

Коммунальному человеку не нравится мир, но переделывать его он не собирается, да и не может. Как, впрочем, и уйти в себя. Он ничего не производит, только потребляет, зато умеет создать видимость активной деятельности. Он поразительно занят всегда и для всех. Самое главное для него – спорить, доказывать, «отстаивать права», бороться с «врагами». Основа его отношений – конфликт, зачастую на бытовом уровне. Яркий пример из Зощенко: «Кто в мою кастрюлю мыло бросил?»

Автор понимает, что мир не переделаешь, а потому всего лишь стремится жить в своем – выдуманном, созданном им – мире.

Эти поведенческие позиции сказываются на формировании личности, человека вообще. Какая из них лучше, какая хуже – решать вам и вашему ребенку, я вас призываю только к вниманию. Как мудро сказал Экзюпери: «Зорко только сердце, глазами всего не увидишь». Переделать мир невозможно, да и нет необходимости. Наверное, надо перестать смотреть только на то, что тебя окружает, надо взглянуть на себя, определить свое место в жизни, свое позицию. Ведь единственное, что я точно могу изменить, – это самого себя. Если вам что-то не нравится в ребенке, кажется неверным, подумайте о… себе – сформировать у сына или дочери качества, которыми не обладают родители, невозможно. Ведь самые значимые люди для него в жизни – мама и папа. От мышонка нельзя ждать тигриной доблести, и трудолюбия от сына ленивого отца – тоже.

Основной момент в приобретении профессионального опыта – это правильный, адекватный выбор сферы деятельности. Так, чтобы опыт помог в выборе профессии, не отбив желание трудиться вообще. Право выбора принадлежит ребенку. Родители могут советовать, объяснять, рекомендовать и помнить – каждое поколение, каждый ребенок имеет право на собственную индивидуальность. Право на выбор жизненного пути. Выбор, сделанный другими, принесет в скором времени неудовлетворенность и разочарованность. Сегодняшняя профессиональная проба – это достаточно простой путь для того, чтобы избежать непростых проблем в будущем. Сколько замечательных девочек-отличниц, с первого класса мечтающих стать учителями, поработав в качестве вожатых в педотряде, навсегда теряют это благородное желание. Находят другое, более близкое по духу и способностям. Еще великий баснописец И.А.Крылов говорил: «Берись за то, к чему ты склонен, к чему в душе стремленье есть». Элитность профессии хороша не всегда и не для всех. Можно при полном материальном благополучии быть самым несчастливым на свете юристом или бизнесменом. Что называется, «не в деньгах счастье», хотя бедность порождает столько проблем, что ни о каком счастье говорить не приходится. Человеку необходим определенный достаток, чтобы не испытывать душевного дискомфорта. Именно это и даст ребенку его первая заработная плата. Сумма имеет значение, но это не самое важное. Важнее сам факт заработка денег. Труд ребенка будет оценен, он получит деньги. И это здорово. Роль денег среди прочих факторов, побуждающих человека к деятельности, психологи изучают более 100 лет, но по сей день не пришли к однозначным и безусловным выводам. Но один из предварительных звучит так: «дополнительный заработок является стимулом к увеличению трудовых усилий ровно в четыре раза».

Необходимо учить детей не только зарабатывать деньги, но и тратить их. Учить надо тонко и деликатно, не унижая право человека на свободу выбора. Деньги, заработанные ребенком, – тонкий инструмент воспитания. Конечно, печально, если подросток, получив зарплату, истратит ее на свои удовольствия, забыв о других членах семьи. Это сигнал взрослым о необходимости активного и тонкого вмешательства в воспитание ребенка. Важен здесь и такой момент, как соразмерение потребностей ребенка с реальными возможностями. Логика железная: «по одежке протягивай ножки», хочешь иметь больше – работай, учись лучше, все в твоих руках. Но чаще всего первую зарплату подростки тратят на подарки родным и близким, зачастую забывая о себе. Они превращают результат собственного труда в общую радость. Труд сделал их добрыми волшебниками. А вас, вероятно, избавил от необходимости проводить беседы с ребенком о том, что такое деньги, откуда они берутся и как их нужно тратить.

Сохранить положительные эмоции о работе и сберечь нервы поможет знание закона, прав и обязанностей работника и работодателя. Это оформление всей нормативно-правовой базы: договора, в котором должны быть прописаны виды выполняемых работ (не противоречат санитарным нормам, не вредят физическому, психическому здоровью), режим работы и продолжительность рабочего времени (до 16 лет – не более 24 часов в неделю, с 16 до 18 – не более 36 часов; недопущение несовершеннолетних к ночным и сверхурочным работам, к работе в выходные дни), размер и сроки выплаты заработной платы. Необходимо завести трудовую книжку и следить за тем, чтобы она тщательно заполнялась. Странно, конечно, думать о пенсии своего ребенка, но она все же придет, и возможно, стаж так и будет исчисляться по трудовой книжке. Администрация обязана оформить с самого начала индивидуальное страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (индивидуальную пенсионную карточку); на персональный счет и будут поступать налоговые отчисления.

Кроме того, родителям хорошо бы знать, чем, в каких условиях занимается ребенок, не нарушаются ли его права в действительности, соблюдается ли техника безопасности, его форма одежды соответствует ли потребностям. Было бы великолепно познакомиться с людьми, которые в ближайшее время будут воспитывать вашего ребенка. Помня об этом, можно избежать множества проблем, но не всех.

И последнее – любви к себе, заботе о себе детей тоже нужно учить. Учить вежливости и тактичности – это профилактика психических травм, учить оценивать свои поступки, а не себя как личность, учить воспринимать неприятности на работе так, чтобы теперь взрослый ребенок мог сказать себе: «Сегодня я не справился с заданием. Но у каждого бывают удачные и неудачные дни. Главное – уметь извлекать опыт из своих неудач. Любой человек может иногда с чем-то не справиться. По-настоящему удачливые люди те, кто из своих ошибок и промахов извлекает урок, чтобы в другой раз не ударить в грязь лицом. Надо подумать, что я должен делать завтра, чтобы выполнить все в лучшем виде».

И если ребенок работает, получая от этого удовольствие, если он знает, что у него в жизни есть союзник – вы, значит, вашему ребенку повезло с вами.

Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, психолог Ленинской средней школы, Таврический район, Омская область

Родительские советы

Конкурс родительских советов

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.

Наказывая своего ребенка, не избегайте общения с ним.

Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

Людмила ПАШКОВА, школьный библиотекарь, п. Луговской, Тюменская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте