История возникновения в нашей стране детских садов имеет совсем небольшой возраст – приблизительно одно столетие.
В поиске информации о детских садах я случайно наткнулась на одну любопытную заметку. Она сообщала о том, что в Германии в 1912 году планировалась установка памятника Анжелике Гартман. Мраморная скульптура Штюкбрюка посвящалась женщине, “содействовавшей широкому распространению идеи детских садов в городе Готене”, где ею были открыты детский сад и семинария для подготовки детских садовниц. (Садовницами как в Германии, так и у нас назывались устроительницы таких детских учреждений и воспитательницы в них).
Помимо этого новшества, в зарубежном опыте в то время отмечалась и реформа в школьном начальном образовании.
С весны 1911 года в Лейпциге при 23 городских школах возникли классы, где дети учились чтению, письму и счету лишь во втором полугодии или даже – на второй год обучения. В начале же школьного курса все это заменялось гимнастикой, пением, прогулками по ближайшим к школе окрестностям. Дети в этих классах все виденное передавали не только словами, но и при помощи рисования, лепки из глины и песка, работ из бумаги и картона. При этих работах не забывалось элементарное измерение, счет, что при дальнейшем обучении облегчало проведение уроков арифметики. Наблюдение детей за устной речью и произношением помогало на уроках чтения. Эти меры, по мнению немецких педагогов, настолько развивали ребенка, что он безо всякого затруднения потом очень быстро учился читать, писать и считать. К концу второго школьного года он проходил уже обычный курс и вовсе не отставал.
В Бельгии дети в то время поступали в школу, в зависимости от развития или желания родителей, – 7, 8, 9 и даже 10 лет. Обучение проводилось до 18 лет.
Для улучшения здоровья детей во многих зарубежных городах (например, в Лозанне) шла тенденция строительства школ вдали от города, где-нибудь в лесу. В связи с этим 90-летней давности журналы сообщали: “…И лет через пятьдесят странным покажется, что в начале ХХ века люди были еще столь малосведущи в области физиологии и психологии, что находили возможным устраивать начальные школы в густонаселенных городских центрах”.
Что касается вновь открытых российских детских садов, то в старших их группах в основу занятий, подготавливавших детей к школе, были положены беседы по природоведению, наблюдению за живым и растительным миром, занятия по рукоделию, рисованию, чтение вслух, устные рассказы садовниц и самих детей, начальный счет до 10, азбука, заучивание стихов, басен, хоровое пение, гимнастика, подвижные игры. Дети должны были уметь чистить предметы, ими запачканные, самообслуживаться.
В садах для детей 4-8 лет беднейшего класса населения дети “под руководством сведущих и подготовленных к делу лиц” проводили целый день в соответствующих их возрасту занятиях и играх, правильно развивались физически, умственно и нравственно. Для этого уже были образованы курсы, готовившие садовниц, воспитательниц и нянь.
Конечно, дети зажиточных классов никаких детских садов вовсе не посещали, а воспитывались исключительно дома гувернерами, боннами и самими родителями. Но в архивах удалось найти информацию об одном таком заведении. Это был сад Кружка совместного воспитания и обучения, основанный в сентябре 1910 года для детей в возрасте от 4 до 6 лет. В 1911 году в сад было принято 22 ребенка, в большинстве – мальчиков. Обучения грамоте не проводилось, а в основе программы лежало широкое “знакомство с временами года, домашними животными и с потребностями человека”. Хотя сад имел определенные хорошие возможности для своего обустройства, обстановка, учебные приспособления и предметы здесь были самыми простыми. И это было принципиально. Садовницы считали, что “сложные и дорогие пособия убивают творческий дух ребенка”.
Российским садовницам и воспитательницам детей 5-7 лет в начале прошлого века обычно советовали ознакомиться с работой С.А.Кемница “Математика в детском саду”. В книге предлагались советы, как обучать детей при знакомстве их с числами в пределах 10, с различными геометрическими формами, величинами, мерами, понятиями “верх – низ, право – лево” и другими через беседы, песенки, игры в мяч.
Разные специалисты подчеркивали, что в саду – не в школе. В нем не обучают, в нем развивают ум детей, обращая их к творческим способностям. В раннем возрасте ребенок должен видеть, слышать и приобретать правильные познания, интересоваться окружающим, уметь наблюдать, ясно выражаться, иметь навыки чистоты, охоты к труду, любви к добру.
Татьяна БИРЮКОВА
Москва
Комментарии