Цель: показать логику правления Александра I, от реформ к реакции. Основные понятия: реформа, конституционная монархия, «аракчеевщина», военные поселения.
Формирование умений: описывать (реконструировать) исторические события, памятники культуры, рассказывать (устно) о важнейших событиях отечественной истории XIX- начала XX вв., их участниках, показывая знание соответствующих дат и фактов, умение пользоваться историческими терминами; рассказывать об условиях и образе жизни людей в XIX – начале XX вв., используя текст, иллюстрации учебника, фрагменты документов и др., проводить поиск информации в историческом документе (в соответствии с заданием);
Этапы урока
1. Актуализация знаний
Каково было основное направление политического развития европейских стран в первой трети XIX века? Каков характер и направленность реформ, проходивших в странах Западной Европы?
Какова была направленность внутренней политики Александра I до Отечественной войны? Какова сущность реформаторских предложений М.Сперанского? Как общество оценивало реформы, реагировало на них?
2. Постановка проблемы
Как победа России в войне повлияла на ее последующее развитие: она способствовала продолжению или сворачиванию реформ?
3. Исследование вопроса
1) Попытки тайного продолжения политических реформ.
В 1816-1818 гг. начался второй тур реформ, давший реальные результаты, но не по всей территории империи, а лишь в ее Западных окраинах. Вслед за Польшей, ставшей своеобразным конституционным экспериментом для России, конституционное устройство могли получить и иные российские земли. Таким образом, конституция должна была поэтапно, постепенно шагать по России. К 1820 г. Н.Новосильцев подготовил проект «Уставной грамоты» – российской конституционной хартии. Однако ее текст, даже более умеренный, чем проект реформирования государственного устройства М.Сперанского, оставался неизвестным даже высшим чиновникам. Только в 1831 году во время восстания польские повстанцы нашли документ и опубликовали в газетах, которые позже были сожжены по приказу Николая I.
Так, в 1816-1818 гг. втайне шла работа над конституцией, предполагавшей превращение России в конституционную монархию с двухпалатным парламентом, свободой слова, печати, вероисповедания, неприкосновенности личности и имущества и которая могла прочно ввести Россию в круг европейских цивилизованных государств. В «Уставной грамоте Российской империи», составленной Н.Новосильцевым, говорилось:
Государство есть единственный источник всех властей: гражданских, политических, законодательных и военных.
Создание двухпалатного парламента, без рассмотрения и одобрения которого монарх не мог бы издать ни одного закона.
Законодательная инициатива принадлежит исключительно императору, он же объявляется главой исполнительной власти: «Государь есть верховная глава общего управления империи».
Провозглашение гражданских свобод: слова, вероисповеданий, печати, неприкосновенность личности, равенство всех перед законом, право частной собственности.
Федеративное устройство страны, которая делилась на «наместничества», где также создавались двухпалатные парламенты.
Задания
1. Каково содержание и смысл конституционного документа Н.Новосильцева?
2. Какая оценка «Уставной грамоты» вам кажется наиболее верной:
А. Это шаг к монархии буржуазного типа.
Б. Это сохранение основ самодержавия.
3. Как вы думаете, почему конституция готовилась втайне? Почему она так и не была введена в России?
«Аракчеевщина»
С 1821-22 гг. Александр I все больше осознает препятствия, стоящие на пути реформ, впадает в депрессию, отстраняется от дел и перекладывает управление страной на А.Аракчеева и Комитет министров. Аракчеев дал свое имя целому тринадцатилетию в истории России (1812-1825). С 1814 года он стал практически вторым человеком в государстве, держал все нити управления страной в своих руках, был единственным докладчиком императору по всем вопросам. Через него проходили доклады министров, мнения царского окружения. Это время вошло в историю как «аракчеевщина», а сам граф Аракчеев как «гений зла». Он был объектом эпиграмм Пушкина, в обществе, в народе его называли «хитрым временщиком», «Змеем Горынычем», «всей России притеснителем». Современники переделали слова герба Аракчеева, вписанные царем Павлом I: «Без лести предан» на «бес, лести предан».
Но все ли было в нем плохо? Был ли граф действительно «гением зла»? Аракчеев был верным служакой царю, хорошим исполнителем, способным реализовать любую идею императора. «В жизни моей я руководствовался всегда одними правилами – никогда не рассуждал по службе и исполнял приказания буквально, посвящая все время и все силы мои службе царской». Аракчеев был не инициатором идей, а послушным исполнителем. Если ему давалось указание организовать военные поселения – он выполнял его, если ему давалось указание составить проект отмены крепостного права – он составлял его.
Во всех делах он начинал с дисциплины, дотошно проверяя все и всех, жестоко карая за любую провинность. Злостных казнокрадов он жестко преследовал и предавал суду, наказывал командиров за слишком жестокое обращение с подчиненными. «Твердую руку» Аракчеева направлял Александр I, оставаясь при этом как бы в тени, предоставляя обществу объект для недовольства и критики.
А.Аракчеев был одним из лучших выпускников одного из старейших в России учебных заведений – Шляхетского инженерного и артиллерийского корпуса. Огромен вклад его в развитие армии и создание качественно новой артиллерии. Занимаясь делами военной и государственной службы, он старался беречь казенные деньги, и никто его самого не мог обвинить во взяточничестве и казнокрадстве, процветавших и тогда. На посту коменданта Петербурга он создал чистоту и порядок в городе. Строгим он был только на службе. Дома он был заботливым, приветливым, радушным хозяином. Крестьяне его имения Грузино жили в достатке, здесь Аракчеев создал доходное, даже образцовое хозяйство, ориентированное на рынок.
Вопросы:
1. Что понимается под словом «аракчеевщина»?
2. Какова роль А.Аракчеева в жизни России?
3. Каковы причины нереализованности многих достаточно прогрессивных проектов правительства Александра I?
Попытки решения проблемы крепостного права
После Отечественной войны начался откат реформ, но Александр I не отказался от идеи освобождения. По просьбе эстляндского дворянства в 1816 г. было отменено крепостное право в Эстляндии. В 1817 и 1819 гг. на это пошли и дворяне Лифляндии и Курляндии, т.е. дворянство Прибалтики. Крестьянам дали свободу, но лишили их земли, оставив ее помещикам.
Еще в 1816 г. генерал-адъютант П.Киселев составил записку «О постепенном уничтожении рабства в России», а после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. дал личную свободу крестьянам Молдавии и Валахии, точно определив их повинности по отношению к помещикам. Однако как ни подталкивал Александр I к подобному шагу дворян Малороссии (Украины), они категорически отказывались освобождать своих крестьян. В 1818 г. государственным крестьянам было разрешено заводить фабрики и заводы, в 1824 г. им облегчили переход из деревни в город.
Сопротивление русского, белорусского, украинского дворянства, особенно мелкопоместного, было столь сильно, что возможность отмены крепостного права тут была слишком призрачна. Усилились требования отказа от отмены крепостного права. В 1822 г. помещикам опять разрешили ссылать крепостных без суда в Сибирь «за плохое поведение», в следующем году подтверждена монополия дворян на владение крепостными. Стало слишком очевидно, что основная масса дворянства идею освобождения не поддерживает. Тогда Александр I поручил А.Аракчееву тайно разработать проект постепенного освобождения крестьян по всей России.
Как менялось политическое и экономическое положение дворянства в XIX в.?
Что такое «крестьянский вопрос», почему в XIX в. он стоял особенно остро?
Каковы были планы и конкретные шаги, направленные на решение крестьянского вопроса в первой половине XIX века?
Вспомните условия освобождения крестьян в проекте А.Аракчеева. Чем эти условия отличались от тех, которые позже (1861 г.) были осуществлены.
Национальная и религиозная политика царизма в первой половине XIX в.
Александр I, мечтавший объединить все ветви христианской религии, войти в европейскую культуру, мечтал закончить жизнь на Рейне. В.Ключевский сравнивал Александра I с «прекрасным цветком, но тепличным, не успевшим или не сумевшим акклиматизироваться на русской почве, – он рос и цвел роскошно, пока стояла ясная погода, а как подули северные бури, как наступило наше русское осеннее ненастье, он завял и опустился».
Первые годы правления Александра I были временем наибольшей религиозной терпимости, когда Александр I прекратил преследования раскольников, сектантов и некоторым дал возможность переселиться на окраины империи: в Астраханскую, Самарскую, Таврическую губернии.
Александр I как человек просвещения демонстрировал либеральные взгляды на религию, видя в ней инструмент просвещения. Биограф царя Г.Чулков подчеркивал, что «…лютеранские пастыри и католические ксендзы, как люди светские образованные, пользовались в глазах Александра большими правами на уважение, чем наше православное духовенство. Польские ксендзы и остзейские пастыри легко добились тогда таких привилегий, о коих не смели и мечтать русские священники». Члены Негласного комитета были масонами. Да и сам государь, будучи в 1808 г. г.Эрфурте, по некоторым сведениям был принят в масонский орден. Россия была достойна того, чтобы в честь Победы над Наполеоном был воздвигнут храм во славу ее. В этом храме (вариант на Воробьевых горах) предполагались три предела: православный, католический и лютеранский.
Расширение империи за счет территорий, входивших в состав Речи Посполитой, окончательно ликвидированной после третьего раздела, привело к включению в состав России миллионного (в конце XVIII в.) еврейского населения. Возник еврейский вопрос. При Екатерине Великой он решался созданием «черт оседлости», куда входили Малороссия, Новороссия, Крым и провинции, присоединенные в результате раздела Польши. Но и тут евреи имели право жить только в городах, но не в сельской местности. Им приходилось платить в два раза большую подать, чем христианам. В конце XVIII – начале XIX в. в «еврейском вопросе» в России попытался разобраться Г.Державин. Собрав сведения «относительно образа жизни жидов», он представил записку Павлу I. Но записка была востребована лишь при Александре I. Специально созданная комиссия, выслушав мнение самих евреев в 1804 г., выработала «положение», по которому черта оседлости была сохранена, но ее территория расширена за счет подключения Астраханской и Казанской губерний. Кроме того, было установлено, что евреи тут будут иметь те же права, что и остальное население: дети теперь могли учиться во всех университетах, гимназиях, училищах или создавать свои «особенные» школы. Но евреям было запрещено проживать в сельских местностях и торговать вином.
Обобщение и подведение итогов
Политика правительства Александра I менялась, пройдя два основных этапа:
1. 1801-1812 (1815) гг. – либеральная политика
2. 1815-1825 гг. – консервативная политика.
Отказавшись от открытых попыток реформирования страны, государь постепенно переходил к отказу от радикальных реформ (ликвидации крепостного права, ограничения самодержавия), осознавая их невозможность. Общество не поддержало своего государя. От него отвернулось мелкопоместное дворянство, не желавшее крушения крепостнических отношений; русское православное духовенство, не приветствовавшее идеи императора по объединению трех ветвей христианства; чиновничество, боявшееся экзамена «на чин», объективной оценки их профессионализма; купечество, противившееся политике «открытых дверей» для иностранного бизнеса.
Комментарии