search
main
0

Добровольный помощник. Такова роль ребенка, если воспитательная модель опирается на идею сотрудничества

Моделирование системы воспитания – это сложный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. В моей работе реализуется идея сотрудничества, она содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения учитель – ученик, ученик – родитель, учитель – родитель. Воспитание – скрытый и длительный процесс, и потому мы должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач. Главный принцип – расположить ребенка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своем же воспитании. Считаю, что воспитательная работа развивает различные способности моих воспитанников: личностные, коммуникативные, художественные, социальные и многие другие. Выполняя задания, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Участие в делах класса, проектах приносит моим ученикам радость открытия нового, объединяет всех участников образовательного процесса – учащихся, их родителей, учителей.

Жанна КОРНЕЕВА, учитель начальных классов, классный руководитель 3-го «А» класса средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №47 городского округа Тольятти Самарской области, победитель V конкурса «Мудрая сова» в номинации «Воспитательная система»

Классный руководитель должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс, межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др. Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит успешность их дальнейшего продвижения вперед по жизни. В моей работе я ставлю личность школьника в центр всей воспитательной системы.

Современное российское общество переживает период сложных перемен, которые качественно изменяют требования к человеку. Переход к рыночной экономике означает ломку сложившихся в обществе отношений. Эти кризисные явления особенно остро и болезненно отражаются на воспитании детей. Об этом свидетельствует рост детской преступности в стране. Увеличивается доля детей младшего возраста среди несовершеннолетних правонарушителей.

Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной:

– общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

– в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;

– вооружить ребенка нравственными знаниями важно еще и потому, что они дают представления о последствиях нарушения норм или влиянии данного поступка на окружающих людей.

Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, выстраивание его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Цели педагога – оградить малыша от мира жестокости и грубости, ознакомить ребенка с принципами морали и этики, сформировать нравственные представления и понятия. Если учитель доброжелательно общается с детьми в классе, со своими коллегами, с родителями детей, если во всех ситуациях обыденной жизни он приветлив, улыбчив, обходителен, то дети перенимают этот образец поведения. Помните, что ребенок непроизвольно подражает любым проявлениям, а не только красивым и достойным. Поэтому очень важно формировать поистине гуманные отношения между учащимися в этом возрасте.

Моя система работы направлена на формирование гуманных отношений между детьми, построена на взаимодействии учителя, учащихся и родителей.

Конечная цель работы – в результате совместных усилий классного руководителя, родителей и учащихся будет воспитана гуманная личность, умеющая взаимодействовать с другими людьми, а также познавательно-активная, бережно относящаяся к природе, испытывающая гордость за свой город, страну, уважение к его истории, культуре.

Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Хочется отметить, какими мои ученики пришли в первый класс. 26 сложных, своеобразных и интересных личностей. Многие легко нашли общий язык друг с другом и с учителями, преподающими в данном классе. Большинство ребят были хорошо подготовлены к школе. Все умели читать и считать, имели представление об учебной деятельности. Все дети из благополучных и полных семей, в 50% которых воспитывается по одному ребенку. Родители уделяют много времени своим детям, постоянно следят за их развитием, успехами. Возможно, поэтому большинство ребят были избалованы вниманием и любовью, имели завышенную самооценку. Многие из них стремились к лидерству, поэтому в классе часто возникали конфликтные ситуации.

Познакомившись ближе с классом, я поняла, что большинство учеников в нем активны по натуре, обладают достаточными творческими возможностями.

В классе была группа ребят, недостаточно дисциплинированных, шумных, неорганизованных, не умеющих сдерживать своих эмоций.

Из наблюдений за детьми выяснялось, что все конфликты возникают из-за негуманного отношения детей друг к другу. Они не умеют выслушать одноклассника, уступить ему. В классе не было дружеских отношений между ребятами.

Выявилась еще одна проблема – некоторые дети были недостаточно самостоятельными для их возраста, нуждались в постоянной опеке взрослых, старались переложить свои школьные дела на родителей. Такие ребята с неохотой дежурили в классе, избегали участия в трудовых делах.

Проанализировав все проблемы класса, я поставила конкретные задачи:

– создание гуманистической среды воспитания, хорошей учебной атмосферы в классе, развитие общеучебных умений учащихся;

– развитие познавательных интересов, что обусловлено любознательностью моих школьников;

– развитие творческих способностей, что обусловлено активностью детей;

– формирование у ребят сознательной дисциплины, привитие навыков культурного поведения, самостоятельности;

– формирование положительной «Я-концепции», развитие умения общаться и сотрудничать;

– формирование традиций в классном коллективе, так как коллектив только формируется;

– воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому и к культуре Родины;

– сохранение здоровья.

Поэтому на первом родительском собрании во втором классе были подняты вопросы о воспитании гуманных отношений между детьми, сплочении коллектива, налаживании дисциплины, приучении ребят к самостоятельности. Родители полностью поддержали классного руководителя. Была создана инициативная группа, которая предложила свою помощь в коллективных делах.

Для реализации поставленных целей и задач была продумана система работы «Формирование гуманистических отношений в процессе воспитания».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте