Ни для кого не секрет, что добровольная сертификация сегодня является одним из важнейших инструментов подтверждения качества. Она позволяет получить независимую экспертную оценку деятельности компаний и организаций, работать по новым, более современным стандартам и способствует дальнейшему развитию учреждений.О том, как работает эта система в сфере информатизации образования и науки, рассказал директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» Кирилл Казаков.
Помимо проверки соответствия качества информационных систем и ИКТ мы занимаемся также сертификацией информационных услуг в сфере образования (дошкольное, среднее, высшее), в области науки, сетей передачи данных и телематических служб. Имеет ли сертификат какиелибо ограничения по времени использования? Все зависит от срока действия нормативных актов и документов, соответствующих квалификации сотрудников. Максимальная продолжительность действия сертификата – три года, затем организациям нужно будет снова подтверждать соответствие качества предлагаемых ими программных продуктов или услуг, а также уровня ИКТкомпетенции персонала требованиям действующих стандартов и иных официальных документов. Существуют ли какиелибо ограничения для организаций, которые изъявили желание пройти добровольную сертификацию? Подать заявку могут все желающие. Более того, у каждого из нас есть возможность улучшить систему сертификации. Для этого необходимо отправить свои предложения и замечания нашим специалистам по электронной почте, указанной на портале «Информики».
– Кирилл Вячеславович, расскажите, пожалуйста, что такое сертификация и зачем она нужна.
– Само слово «сертификация» происходит от латинского sertifico («удостоверяю») и обозначает подтверждение качества своей продукции или услуг в соответствии с определенными регламентами или стандартами.
В глобальном плане она помогает не только контролировать показатели качества, заявленные производителями, но и создает конкурентную среду на рынке, содействует продвижению товаров и услуг как в России, так и за рубежом. Потребители воспринимают наличие сертификата как гарантию добросовестной работы поставщика или производителя, своего рода маркер качества. Соответственно, такой продукт становится более востребованным и интересным для всех. Что касается самих компаний, то от добровольной сертификации выигрывают все – как предприниматели, так и их деловые партнеры и сотрудники. Получение этого документа автоматически выводит организацию на новый уровень работы, позволяет расширить сферу продвижения своей продукции или услуг, принимать участие в международных конкурсах различного формата.
– Почему в последнее время вопрос сертификации стал особенно актуальным?
– Если быть более точными, речь идет не о последнем времени, а о нескольких десятилетиях. Раньше, во времена Советского Союза, существовали строгие нормы ГОСТов. В 90-х годах, с появлением рыночной экономики, ситуация изменилась: в Россию хлынул поток пищевой и промышленной продукции из-за рубежа. Ее нужно было проверить на соответствие нормам безопасности и стандартам, принятым в нашей стране. Собственно с этого и начиналась история сертификации товаров и услуг в России.
Несколько лет назад обязательная сертификация была отменена, и это вызвало большой резонанс: и потребители, и некоторые производители считали, что такая мера приведет к падению качества, и ситуация начала 90-х может повториться, дешевые товары сомнительного качества снова поступят в продажу. Но вопреки прогнозам скептиков этого не произошло, российские компании последовали примеру европейских и перешли на добровольную сертификацию своей продукции. Как показала практика, решение было очень своевременным: появилось множество изделий одного и того же функционального назначения, но разного качества, между производителями товаров и поставщиками услуг возникла жесткая конкуренция. Именно поэтому многие организации обратились в экспертные службы для проведения сертификации своих продуктов и услуг.
– Чем добровольная сертификация отличается от обязательной? В чем ее преимущество?
– Согласно официальному определению, обязательная сертификация в системе ГОСТ Р осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов в части безопасности. Существуют различные схемы такой сертификации, самые распространенные – оформление сертификата соответствия на контракт, на серийный выпуск и на определенную партию продукции.
Добровольная сертификация – это подтверждение функциональных характеристик и показателей качества продукции независимой экспертной организацией. Проводят ее по инициативе заявителей, и задумана она как инструмент саморегулирования бизнеса, альтернатива негибкой и затратной по времени и финансам обязательной оценке соответствия. По сути это шаг к менеджменту европейского уровня.
– Кирилл Вячеславович, несколько лет назад в активе «Информики» появилась новая структура – ИНФОРМИКАСЕРТ. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении работы института.
– ИНФОРМИКАСЕРТ – система добровольной сертификации, один из наших перспективных проектов, который уже доказал свою актуальность, важность и востребованность. Задача этого сервиса – дать объективный анализ и определить соответствие программных продуктов и средств, информационно-технологических услуг или уровня информационно-коммуникативной компетенции персонала существующим требованиям, предъявляемым к качеству.
У нас в наличии несколько критериев, по которым проводится проверка: требования действующего законодательства, национальные стандарты, государственные образовательные стандарты, нормативные документы Министерства образования и науки РФ, а также условия действующих положений, договоров и других системных документов.
– Имеет ли ИНФОРМИКАСЕРТ собственный сертификат соответствия?
– Система добровольной сертификации ИНФОРМИКАСЕРТ зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации. Регистрационный номер N РОСС RU.B612.04ИЦ00 от 17 декабря 2009 года.
– На каких принципах основана работа ИНФОРМИКАСЕРТ?
– Как я уже отмечал, мы проводим добровольную сертификацию, которая призвана повысить качество работы специалистов системы образования и научных работников. Вся информация о том, как работает эта система и как проводятся тестирования, открыта, ознакомиться с ней можно на наших порталах, здесь есть вся необходимая документация. Процедуры экспертных испытаний и тестирования и критерии итоговых оценок также известны заранее, мы гарантируем объективность, конфиденциальность и защиту интересов заявителей.
– В чем особенности сертификации применительно к запросам образовательных и научных учреждений, которые поддерживают и развивают процессы информатизации своей деятельности?
– Мы работаем по трем направлениям. Первое – это сертификация продукции, то есть систем и средств информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для использования в учебных заведениях и научных организациях. Перечень объектов здесь достаточно широк: компьютерные системы управления качеством, информационные и коммуникационные системы, порталы, сайты самих учреждений, а также органов управления наукой и образованием, электронные образовательные ресурсы и электронные библиотеки. В этот список входят также базы данных, системы электронного обучения, мониторинга процессов научно-образовательного развития на всех уровнях – от муниципального до федерального, системы электронного документооборота.
– Каковы основные процедуры прохождения сертификации?
– Сертификация продукции проводится в несколько этапов. Первый шаг – это рассмотрение заявки от организации. Если экспертная комиссия в лице Центрального органа сертификации принимает положительное решение, то заявителю отправляется Решение ИНФОРМИКАСЕРТ на проведение сертификационных работ с описанием условий, перечнем официальных документов, в которых сформулированы требования и критерии соответствия. Следующий шаг – отбор образцов для проведения испытаний и оценки информационных услуг по установленным критериям. Тем организациям, которые успешно прошли испытания, выдается Сертификат соответствия. Но на этом ИНФОРМИКАСЕРТ не заканчивает свою работу: мы осуществляем инспекционный контроль, проверяем соответствие качества продукции и услуг и при необходимости проводим корректирующие мероприятия – выдаем рекомендации по обеспечению надлежащего качества. В крайних случаях принимаем решение о приостановлении лицензии в случае выявленных нарушений. Если же соискатель не прошел сертификацию, то он получает полную информацию о том, какие недостатки или несоответствия были выявлены в результате испытаний, а затем, после их устранения, мы предлагаем повторно подать заявку на получение сертификата.
– Над чем еще работает ИНФОРМИКАСЕРТ?
– Помимо проверки соответствия качества информационных систем и ИКТ мы занимаемся также сертификацией информационных услуг в сфере образования (дошкольное, среднее, высшее), в области науки, сетей передачи данных и телематических служб.
– Имеет ли сертификат какие-либо ограничения по времени использования?
– Все зависит от срока действия нормативных актов и документов, соответствующих квалификации сотрудников. Максимальная продолжительность действия сертификата – три года, затем организациям нужно будет снова подтверждать соответствие качества предлагаемых ими программных продуктов или услуг, а также уровня ИКТ-компетенции персонала требованиям действующих стандартов и иных официальных документов.
– Существуют ли какие-либо ограничения для организаций, которые изъявили желание пройти добровольную сертификацию?
– Подать заявку могут все желающие. Более того, у каждого из нас есть возможность улучшить систему сертификации. Для этого необходимо отправить свои предложения и замечания нашим специалистам по электронной почте, указанной на портале «Информики».
Комментарии