Какими мы хотим воспитать наших детей? Вопрос этот волнует каждого из нас. Может, потому в откликах на публикации в «Учительской газете» (см. «Событие недели» в №31 и 32) так много и тревог, и полезных советов.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– В названии «ОБЖ» (вопрос о переименовании этого предмета обсуждался в «УГ» №31 от 1 августа) произошло смещение акцента на функцию защиты Родины, которая для каждого из нас начинается с нашей семьи, дома, родного города. В начале XXI века концепция модернизации образования провозгласила необходимость изменений в связи с важностью формирования коммуникабельности, толерантности и современного мышления у молодого поколения. Сегодня же мы говорим о том, что, вступая в коммуникацию, важно отстаивать свои интересы. Что у толерантности есть границы, которые нужно защищать. И что современные решения невозможны без опоры на опыт и достижения предыдущих поколений. Ты создал что-то ценное – это важно суметь защитить.
Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» поможет не только научить ребят вести себя в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального характера. Он сформирует представление о том, какие службы помогают их устранять, в каких ситуациях можно прийти на помощь, а в каких – положиться на профессионалов. Крайне важно обучение оказанию первой помощи. Еще до пандемии, в 2019 году, только 35% родителей были довольны результатами освоения курса ОБЖ. При этом 36% считали, что умение оказывать первую помощь себе и другим является приоритетным направлением развития ребенка, 34% назвали в числе приоритетов умение выживать в чрезвычайных ситуациях. А в конце 2022 года учебные центры зафиксировали рост числа клиентов на курсах первой помощи в 2‑4 раза.
Не менее востребовано обучение информационной безопасности: какой информацией делиться в Интернете не рекомендуется, что сделать, если это произошло, как ориентироваться в потоке противоречивых сообщений, как проверять информацию… В этой работе важно участие всего общества. СПК в сфере образования и фонд «Национальные ресурсы образования» также разработали пособие «Формирование позиции в условиях информационного давления». Оно уже направлено в регионы и доступно онлайн всем желающим.
Татьяна МУРЗИНА, учитель начальных классов школы №167 имени Маршала Говорова, Москва:
– Очень важную тему о безопасности детских игр и игрушек подняла «Учительская газета» в номере от 8 августа. В нашем детстве были Чебурашка, Винни Пух, Домовенок. С радостью мы играли с ними. Сейчас же это Хагги Вагги. Хотя, когда спрашиваешь у ребят про любимую игрушку, называют мишку, зайчика, котенка, а не этого монстрика, который стал для детей новым интересным трендом. Но увлечение им уже проходит. То, во что играют мои ученики, меня устраивает. Сейчас, например, у них это кубик Рубика, полезная игра.
Наталья МАКСИМОВА, мама пятиклассницы, Великий Новгород:
– Наши дети увлекаются модными страшилищами, и это ненормально. Я считаю, что кукла Барби тоже вредна. Эта игрушка имеет ярко выраженный облик, на котором совсем не нужно делать акцент в детском возрасте. Кукла настраивает девочек на подражание недостижимым параметрам фигуры. Беспокоит также, что цель многих виртуальных игр – убить, поразить соперника. Отсюда возникают ложные жизненные идеалы – хорошо быть крутым, унижая, уничтожая других людей. Детские игры и игрушки – это очень серьезно, в них корень многих будущих взрослых проблем. Поэтому они должны быть добрыми, развивающими хорошие человеческие чувства.
Недавно я увидела в деревенском магазине набор красивых кукол в национальных костюмах бывших народов СССР и вспомнила свое детство и подобные игрушки. Может, благодаря им мы хорошо относились к людям всех национальностей? Игры и игрушки были добрыми, учили не уничтожать соперников, а сопереживать людям.
Добавлю еще, нужна экспертиза и в отношении детских книг. Несмотря на возрастной ценз и систему ограничений, попадаются книги современных авторов для детей, например, с подробным описанием смерти, в том числе мамы или папы. Иногда издательства демонстративно оставляют пустые страницы в переводных книгах западных авторов, показывая тем самым, что на этом месте в оригинале было что-то запрещенное для пропаганды детям российским законодательством. То есть фактически они выступают за пропаганду запрещенного контента. За это нужно штрафовать, чтобы такой практики не было.
Елена СТОРОЖЕВА, воспитатель УВК №244, Донецк, Донецкая Народная Республика:
– Список претензий к игрушкам просто огромен – от качества до внешнего вида. Хотелось бы обратиться к родителям: выбирайте детям игрушки с добрыми лицами, учите хорошим играм. Это правильно, когда кукла для девочек выглядит как девочка, а не как взрослая тетя.
У нас в каждой группе игрушки соответствуют возрасту. С родителями мы проводим консультации и беседы на эту тему. Есть свои странички в сети «ВКонтакте», где мы рекомендуем, какие мультфильмы смотреть, потом обсуждаем их с родителями и детьми.
Чтобы дети играли с нормальными игрушками и смотрели хорошие мультфильмы, нужно начинать с родителей, отрадно, когда они прислушиваются к рекомендациям педагогов.
Комментарии