search
main
0

До и после уроков

Яблоко от яблоньки

Психологи утверждают, что самая глубинная духовная потребность каждого человека – потребность в самореализации. Происходить она может по-разному. Одни подростки добиваются успехов в спорте, художественном и техническом творчестве, изучении наук и ремесел. Другие, увы, утверждают себя с помощью алкоголя, кулака, преступлений. Всеми силами учителя пытаются увеличить число первых и уменьшить количество вторых.

Но может ли педагогический процесс протекать только в классе? Возможно ли полноценное влияние на ребят, если общаться с ними только на уроке? Каковы место и функции внеклассной, внешкольной работы с детьми? На эти вопросы попытается ответить новая рубрика “До и после уроков” – это приглашение читателей к размышлению, обмену опытом, анализу достижений и проблем образования, которое называют дополнительным.

Еще недавно всем был известен термин “система внешкольного воспитания”. И люди, занятые в нем, рассматривались как педагоги-“внешкольники”. Сегодня же в нашем, ох, каком непростом бытии появилось другое понятие – “система дополнительного образования”. Что это, плавная замена одного другим или нечто большее?

ожно думать и так, и этак. Но не забывать: где речь идет об образовании, пусть и дополнительном, там же она идет и о социуме. Связаны эти вещи между собой напрямую, как яблоко с яблонькой. Вот и падает наше яблоко совсем рядом с чудовищным имущественным и социальным расслоением, безработицей, криминализацией, полным крушением системы ценностей. Результаты этого отражены в социологических исследованиях – молодежь испытывает пессимизм, переориентирует свои интересы в сферу бизнеса. Может, это и было бы неплохо, если бы образование и труд не перестали рассматриваться как жизненная ценность. Резкий спад интереса к общественной деятельности, высокому искусству и культуре в целом сочетается с угрожающим ростом преступности и правонарушений.

Школа честно осуществляет функции обучения и воспитания в их единстве. Учителя, эти необыкновенные подвижники и энтузиасты, даже в самых невозможных условиях стремятся привить ребятам любовь к знаниям, труду, раскрыть лучшие качества каждого детского “я”. Но нельзя не видеть, что в последние годы школа и сама оказалась в кризисе. Работать по-старому невозможно, по-новому – неизвестно, как.

Именно поэтому школа не может удовлетворить быстроменяющиеся потребности детей и их родителей. И потому особую значимость приобретает система дополнительного образования. Задачи ее – и в реализации концепции непрерывного образования, и в заполнении образовательных “ниш” (а они, как известно, образуются при невозможности базового образования оперативно реагировать на изменения). Переход от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования, таким образом, – не перекраска старого в новое, а качественное изменение целей и механизмов их реализации. Система дополнительного образования включает в себя три блока: дополнительное образование в условиях образовательных учреждений (детский сад, школа, ПТУ и др.), собственно учреждения дополнительного образования и социум. Педагоги, которых еще вчера именовали “внешкольниками”, получают статус педагогов дополнительного образования.

Все это хорошо, и все же непонятно: какие же взаимоотношения возникнут тогда между учреждениями дополнительного образования и школой? Хорошие, нормальные. Хотя дополнительное образование не может рассматриваться ни как придаток к школе, ни как ее конкурент. Этот вид образования самостоятелен, самоценен. Процесс их взаимообогащения со школой тоже сложен. Диалектика тут такая: чем выше качество школьного образования, тем шире спектр интересов личности, которые сама школа удовлетворить в полной мере не может.

А учреждение дополнительного образования – может. Потому что основа его деятельности – индивидуально-личностная, она учитывает запросы конкретных детей. “Мир человека” – содержание этой работы. Ведь диктуется она задачами духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического и физического, то есть целостного развития личности. Вот и получается, что учреждения дополнительного образования вместе со школой составляют то единое социокультурное пространство, где индивидуализируется образовательный путь ребенка.

Инноватика? Да. И конкретных “ростков нового” появилось уже множество. Это – созданные на основе авторских проектов школа народных ремесел В.Н.Бучевского в Архангельске; студия народной деревянной и глиняной игрушки Н.И.Ластина в Мордовии; центр художественных ремесел в Дзержинске Нижегородской области, возглавляемый Ю.К.Печниковой. Новые технологии дополнительного образования моделируются сейчас как в системе образования в целом, так и в учебных заведениях в частности. Подобный подход реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, в Перми, Магнитогорске, Белгородской, Костромской, Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, да и в других регионах. В центрах народных промыслов, производственных мастерских, творческих студиях, клубах органично восстанавливаются связи между поколениями, активизируется позиция семьи в образовании и воспитании детей.

Однако достичь желаемого уровня возможно только с помощью полноценного программного оснащения. Старые программы создавались для кружков школ и внешкольных учреждений. Нужны программы нового поколения, принципиально отличные от тех, что остались в “светлом вчера”.

Кроме проблем содержания образования, существуют и другие. В появившихся специализированных школах и гимназиях обучение становится малодоступным, а то и вовсе не доступным для значительной части трудовых семей, в том числе семей “рядовой” интеллигенции (врачей, учителей, инженеров и т.п.). Их заработная плата не просто остается ниже средней по стране, но и месяцами не выплачивается. Возникает вопрос: найдутся ли в этих семьях деньги, чтобы оплатить обучение ребенка еще и в престижной студии, модной секции, интересующем его кружке? Как быть, если дитя хочет заниматься непременно бальными танцами, студии коих давно стали элитными и оплата в которых не опускается ниже 380 долларов?

Можно, конечно, уповать на бесплатные виды дополнительного образования, которые еще кое-где сохранились. Но потребность в учреждениях дополнительного образования пока что намного превышает их реальные возможности. Так, например, ресурсные возможности Московского городского дворца творчества детей и юношества не только использованы полностью, но и перекрыты в 2,3 раза.

Средства, выделяемые на работу учреждений дополнительного образования, мягко говоря, мизерны. Особенно это сказывается на материалоемких, “затратных” видах деятельности, например техническом творчестве. Число обьединений в этой сфере сократилось по сравнению с 1990 годом более чем на 13 тысяч, количество обучающихся – на 167 тысяч. В туризме эти цифры составили 6 и 82 тысячи, спорте – 96 и 78 тысяч. Надо быть наивным, чтобы надеяться на коренное улучшение этих показателей завтра.

Ну а если интересующего семью кружка поблизости от дома нет, все ли родители готовы возить ребенка за тридевять земель на занятия 2-3 (и более) раза в неделю? Из 19 муниципалитетов Южного округа Москвы, к примеру, учреждения дополнительного образования отсутствуют в 12; из 16 муниципалитетов Восточного округа таких учреждений нет в 10; из 17 в Северо-Восточном – нет в 7. В нарушение законодательства РФ некоторые префектуры и муниципалитеты допускают случаи перепрофилирования учреждений культуры, досуга, спорта, сокращения детских, подростковых клубов по месту жительства. Невыгодный это товар, и все!

А если семья живет не в большом городе, а, предположим, в райцентре, поселке? Лучше ли ситуация там? Что говорить о глубинке, если в богатой Москве-матушке в 10 округах требуют капитального ремонта 50 учреждений и 1 филиал, а 5 просто находятся в аварийном состоянии.

Но, впрочем, какой прок ругать яблоко за то, что оно недалеко от яблоньки падает? Это не вина, а беда его. Да и наша с вами. И ребят наших, которых мы в мечтах видим образованными, культурными, воспитанными, а наяву то и дело бездушными, хамоватыми, даже подвыпившими.

Так хочется подойти к яблоньке, достучаться до самого ее верха, крикнуть что есть сил:

– Подумай о своем будущем! Вот оно!

И показать горы падалицы.

Елена ЮДИНА

Статфакт

В 1990 году существовало

301384 учреждения дополнительного образования, в них занималось 4611208 человек

В 1996 году –

291339 учреждений – 4362570 участников.

Из них работают по авторским программам

19272 учреждения; 312153 участника.

В 1992 году было 5716 платных обьединений.

В 1996 году – 7389 обьединений.

Требуют капитального ремонта:

1993 год – 1873 учреждения; в аварийном состоянии находятся 325.

1996 год – 2356 учреждений, в аварийном состоянии – 347.

Ивановские ситцы

нтересный опыт работы по приобщению детей к народному искусству сложился в Ивановской области. Он основан на тесной связи общеобразовательных школ, внешкольных учреждений, а также кафедры эстетического воспитания и художественного образования Шуйского государственного пединститута имени Д.А.Фурманова. Творческий коллектив кафедры под руководством доцента Л.В.Ершовой разработал специальные учебные программы. Студенты изучают основы ремесел, орнаменты Севера и Юга России, ее архитектуру, особенности художественной росписи и резьбы.

Просто копировать оригинал считается малоинтересным. Творчество будущих педагогов и проявляется в том, чтобы постичь сам дух, саму сердцевину произведения народного искусства. Так, при изучении раздела программы “Народный костюм России” студенты изготавливают куклы.

Многие выпускники института теперь сами преподают народное искусство детям и занимаются с ними не только на уроках, но и во внеклассной работе. Так, в 18-й средней школе г.Шуи кружок по народному искусству ведет М.А.Сушина; в средней школе N 8 Н.А.Гурьяновой создан фольклорный кружок; в деревне Змеево Шуйского района любимым делом увлекла ребят Е.Н.Рябинина.

В сельских общеобразовательных школах области вводится профильное эстетическое образование. Всем известны радующие глаз изделия мастеров Палеха. Вполне логичным было стремление внедрить в школы Палехского района такой учебный предмет, как “История родного края и народных промыслов”. Со школьниками и их учителями давно сотрудничает Палехский музей лаковой миниатюры; в школах созданы производственные мастерские, где дети в учебное и внеучебное время осваивают лозоплетение, резьбу по дереву.

Школы Палеха – в контакте с центром дополнительного образования, где работают двадцать пять творческих обьединений. В центре – 550 школьников. Кто-то из них с удовольствием занимается в народной цирковой студии, кто-то учится вокалу, а девочки овладевают мастерством палехской вышивки. Радостно, что этот прекрасный вид народного искусства не только изучается, но и сохраняется.

Для младших школьников в центре функционирует “субботний лицей”. Ребята изучают в нем основы православия, историю родного Палеха и его самобытного искусства, ходят в местный музей и на выставки. Бывают в центре театрализованные вечера, посиделки под общим названием “Русская изба”. На них ребят знакомят с историей крестьянского быта. Звучат здесь произведения фольклора: песенки, потешки, прибаутки, игры, наигрыши на народных музыкальных инструментах. Обязательная часть народных праздников – конкурсы талантов, выставки изделий младших и старших народных умельцев. Заведующая Палехским руно Г.В.Полтева отмечает, что результаты анкетирования выявили чрезвычайно высокий уровень детского интереса к изучению художественных дисциплин и занятиям народным искусством.

Большое место освоению народной культуры отводится в сельских школах Кинешемского района. Например, маленький, почти семейный, учебно-педагогический коллектив Горковской малокомплектной школы смог организовать такую большую работу, как освоение детьми народной вышивки и вязания, знакомство с художественными элементами быта селянина.

Тесные контакты сложились со школами у домов ремесел, центров эстетического творчества, домов народного творчества в городах Кинешме, Вичуге, Фурманове, Ново-Талицах. В этих народных культурных центрах действуют театры Петрушки, оркестры русских народных инструментов, кружки ручного ткачества, лозоплетения, гончарного и бондарного ремесла, проводятся конкурсы “Мастер – золотые руки”.

Оригинальный опыт по освоению народного искусства сложился в Шуйской детской художественной школе. По инициативе ее директора М.А.Ершова для учащихся открылись новые специализации. Специализация “Кукольный театр и народное искусство” – интегрированная по содержанию образования и видам деятельности. Дети готовят спектакли кукольного театра, сами выступая во всех ролях: изготовителей кукол и декораций, художников, костюмеров, режиссеров, артистов, историков-исследователей. Специализация “Вышивка Центрального региона России и Ивановской области” сочетает в себе обучение как теоретическим знаниям, так и художественно-практическим умениям и навыкам. В курсе “Славянская мифология” ученики изучают тексты мифов, а затем исполняют художественные композиции на мифологические сюжеты. Специализация “Искусство украшения ткани в традициях ивановской “набойки”. Ивановские ситцы” предусматривает изучение и освоение регионального искусства.

Так возрождается в Шуе традиционная народная художественная культура.

Валентина СИРЕНКО, доцент Шуйского педагогического института им. Д.А.Фурманова, кандидат педнаук

NB!

Вышел в свет ежемесячный журнал “Внешкольник”. Это своеобразный информационный рупор, призванный развивать традиции методической помощи педагогическим коллективам учреждений дополнительного образования всех видов, учителям и воспитателям общеобразовательных школ, детских домов и школ-интернатов, а также всем педагогам дополнительного образования независимо от их профиля. Учредителями журнала выступили Центр развития системы дополнительного образования детей Министерства общего и профессионального образования РФ, Академия социальных инноваций и предпринимательства. Журнал “Внешкольник”, издававшийся в 30-е годы нашего столетия, возрожден вновь, чтобы помогать становлению и развитию дополнительного образования, способствовать распространению опыта мастеров педагогического труда.

Елена ИВАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте