По моим наблюдениям, замотивированные 11‑12‑летние ученики в адаптированной форме готовы воспринимать первые представления об этой науке, изучение которой в рамках общеобразовательной программы начинается лишь в 9‑м классе.
Идея разработать программу «Знакомство с генетикой» возникла, когда я услышала интервью тренера сборной России по биологии, организатора Московской олимпиады школьников по генетике Виктории Лавреновой. Она рассказала, что изучать азы науки о наследственности и изменчивости целесообразно с 5‑6‑го класса.
Меня эта мысль заинтересовала. В рамках пропедевтического курса проекта «Естественно-научная вертикаль» для заинтересованных биологией учеников средней школы я разработала отдельную программу, сделала упор на строение клетки и ее жизнедеятельность. В теоретическую часть включила интересные факты и необычные случаи из практики генетиков, которые происходили в криминалистике, палеонтологии, археологии и медицине, когда только начинали использовать методы генетики в разных областях.
На первых занятиях выяснилось, что современные шестиклассники уже имеют некие представления о наследственности из детских изданий, мультфильмов и передач для детей. Они стали задавать мне волнующие их практические вопросы: в какой момент определяется пол будущего ребенка, чем отличаются близнецы от двойняшек, почему у трехцветной кошки разные цвета шерсти не смешиваются, можно ли выделить ДНК из останков динозавра?
Чтобы ответить на них, пришлось вносить существенные изменения в программу, ведь нужно было объяснить серьезный материал так, чтобы он был понятен ребятам такого возраста. Так в курсе появились законы Менделя, закон наследования, сцепленного с полом, типы наследования: полное и неполное доминирование. Что касается терминов, тут я ограничилась основными понятиями и пользовалась только ими, чтобы не перегружать юных исследователей лишними подробностями.
Дети с удовольствием решали задачи на моногибридное скрещивание и наследственные заболевания. Изучив схему родословной, шестиклассники определяли возможных носителей генов, ответственных за болезни, тип наследования признака. Когда задача была успешно решена, я призналась ученикам, что они только что справились с заданием из ЕГЭ.
На практических занятиях шестиклассники учились делать микропрепараты растительных клеток, идентифицировать ядро, выделять ДНК яблока, банана, киви, хурмы и манго. Лучше всего получилось с бананом – дети проявляли неподдельный интерес, когда привычные и простые вещи раскрывались для них с совершенно новой стороны.
Самым эффективным на занятиях с шестиклассниками оказался метод мозгового штурма, когда всем классом решали задачу, а я следила за направлением их мысли. Также я использовала анимации с иностранных ресурсов, и школьники, кстати, поняли, что для получения новых знаний им нужен английский.
Курс «Знакомство с генетикой» заинтересовал учеников. Получается, что знакомиться с этой молодой наукой можно с 11‑12 лет, это поможет в старших классах успешно участвовать в олимпиадах, а заинтересованные старшеклассники смогут выбрать генетику как профессию в жизни.
Марина ДУШЕНКО, учитель биологии школы №2120
Комментарии