search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Дневник учителя Сталин жив?

5 марта, совершенно непреднамеренно, мной в 11 классе был запланирован урок по личности Сталина. Дети спросили: “А вы нарочно назначили на этот день?” Я, не вникая в суть, ответил “да”, но, признаться, понял их вопрос только вечером, когда смотрел программу “Вести”. Как историку, мне должно быть стыдно: забыл дату, день смерти вождя. Но можно посмотреть ведь и с другой стороны: даже забыв историческую дату, я невольно ее отметил.
Из программы “Вести” я узнал, что, согласно проведенному опросу, больше половины нашего населения считают товарища Сталина выдающимся политическим деятелем. Тем же вечером зашел в Интернет и прочитал: “5 марта исполнилось 50 лет со дня кончины Иосифа Виссарионовича Сталина. За незначительным вычетом это были годы открытого шельмования или замалчивания его роли и значения в нашей истории… Очевидно, что интерес к личности вождя СССР в последние годы в обществе значительно вырос. Однако, несмотря на большое количество сочинений о Сталине, которые вышли в последние годы и носят характер настоящих панегириков вождю, Сталин остается во многом загадочной личностью”.
Как учитель могу подтвердить: в конце урока я просил каждого дать свою оценку Сталина на основе всего, что прозвучало. Именно выдающимся политиком, в целом положительно оценивая его деятельность, Сталина назвали 18 человек из 25. Только двое отозвались о Сталине резко негативно (явно проглядывалось влияние семьи). Пятеро что-то промычали.
Дети, надо сказать, понимают эпоху 30-х годов с большим трудом. Изумление – так можно одним словом охарактеризовать их реакцию почти на все, что они узнают об этом времени. Их поражает все: факты, язык, психология людей. Им на самом деле очень трудно давать оценку эпохе, столь для них фантастической. Как ни странно (такой оптический обман истории), время их дедушек и прадедушек кажется им даже более далеким и чуждым, чем какая-нибудь “эпоха петровских реформ”.
Но им близок (и это, в свою очередь, изумляет меня) образ Сталина. Понимают многие его, впрочем, довольно забавно: для них это, во-первых, пример успешного политика. Который победил всех своих конкурентов. Который многого достиг в жизни. Который, во-вторых, пользовался авторитетом в мире и прежде всего в Европе. Который, в-третьих, создал сильное государство (дети очень остро переживают политическое унижение, которое переживает современная Россия. Одно из самых сильных их желаний – чтобы нас уважали). Есть и те, кто “идейно” поддерживает Сталина, но таких немного – 2-3 человека. Вместе с теми, кто высказывается о Сталине отрицательно, они составляют группу наиболее “продвинутых” в истории – правда, продвинутых в разных направлениях.
Ведущий программы “Однако” в принятом на этой передаче снобистском стиле стращал: не любите Сталина, он сделал несчастными наших бабушек и дедушек. Никто бы не хотел на самом деле оказаться в том времени. Звучало неубедительно. Достаточно взглянуть на фотографии тех лет. У людей совершенно счастливые лица. Это поражает. В наше время, когда нет “массовых репрессий”, вы не увидите ни одного такого лица. Посмотрите на свою последнюю фотографию: потухшие глаза, бледность, какая-то общая затравленность жизнью. На самом деле очень хочется оказаться в том времени. Почувствовать его изнутри. Испытать те эмоции и пережить, хоть капельку, тот высокий и мощный настрой.
В истории советского времени много непонятного и отталкивающего. В фигуре Сталина есть загадочность и притягательность. Усилия шестидесятников (а на самом деле определенных кругов западного общества) представить Сталина эдаким монстром – во многом пошли прахом. Легенда об ужасном Сталине сегодняшним школьникам так же мало понятна, как сказка о добром Ленине.

Иван Лоэнгринов,
учитель истории
Москва

P.S. Московский психолого-социальный институт в 2000 г. выпустил несколько книг академика РАО, доктора медицинских наук Д.В.Колесова о Сталине: И.В.Сталин: Загадки личности; И.В.Сталин: Право на власть. На книгах – гриф Министерства общего и профессионального образования. Рекомендуется школам и вузам как учебно-методическое пособие. Я рекомендую прочесть всем, особенно “антисталинистам”. Новый, современный, совершенно адогматический взгляд.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте