search
main
0

Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ: В новом учебном году будет меньше писанины

В​ уходящем учебном году было четыре направления работы министерства, которые мы считаем важными и значимыми.

Первое – повышение уровня оплаты труда учителей. Несколько основных данных: за I квартал 2012 года средняя заработная плата учителей в России на 40% превысила показатели аналогичного периода прошлого года, в среднем она выросла на 40% – с 15,3 тыс. рублей до 21,1 тыс. рублей. В дальнейшем заработная плата учителей будет повышаться. В IV квартале этого года она в каждом регионе должна сравняться или превысить среднюю заработную плату по экономике региона, а в среднем по России быть не меньше 23,7 тыс. рублей. Очень важно для нас и то, что проект повышения заработной платы учителей привел к повышению заработной платы других категорий педагогических работников – в дошкольных учреждениях. Важно также, что реализация этого проекта стимулировала обсуждение вопроса системы оплаты труда учителей, то есть как должна выплачиваться зарплата. В настоящее время сложилось несколько разных моделей, они все имеют право на существование. В целом мы рекомендуем примерное соотношение базовой и стимулирующей частей как 70:30, для того чтобы и обеспечить достаточно высокую базовую часть, и стимулировать результативный труд учителей в зависимости от его квалификации, качества работы. Очень важно, чтобы в регионах была полная информированность учителей, коллективов школ о действующей в школе модели оплаты труда, чтобы эти модели обсуждались, а не спускались из различных органов управления образования в директивном плане. Недопустимо снижение того уровня заработной платы, который установлен в соответствующих соглашениях между Министерством образования и науки РФ и регионами.Второе – улучшение условий обучения, то есть улучшение инфраструктуры школ. Действительно, очень много было сделано, но у нас до сих пор остаются серьезные проблемы с точки зрения условий, в которых учатся наши дети. Доля школ, в которых соблюдены все требования СанПиНов, не превышает 60% в среднем по стране. Это, безусловно, требует очень серьезных решений на уровне каждого региона. Я думаю, в каждом регионе должна быть, во-первых, четкая ясность по каждой школе, что в ней требует ремонта, улучшения, что в ней не так, четкая программа решений этих проблем. Федеральный центр будет, безусловно, оказывать поддержку, мы будем вести постоянный мониторинг. На сегодняшний день это очень острая проблема.Третье – информатизация школ. Мы за последние несколько лет сделали действительно качественный рывок, все школы подключены к Интернету, сегодня ведется работа по расширению доступа к Интернету, создана система контентной фильтрации, сформирован школьный пакет свободного программного обеспечения, наконец, практически по всем предметным областям школьной программы созданы современные электронно-образовательные ресурсы и учебно-методические материалы, которые находятся в свободном доступе. Это важно, но важно и то, чтобы эти материалы активно использовали в школе. Крайне актуальна задача повышения квалификации учителей, для того чтобы расширять применение современных электронных технологий в школе.В уходящем учебном году мы начали эксперимент по внедрению электронных учебников, проведем в июле-августе анализ результатов этого эксперимента, посмотрим, насколько эти учебники востребованы учителями и детьми, насколько они удобны, устойчивы к различным воздействиям, которые дети на них естественным образом оказывают, и, что самое главное, насколько можно дальше расширять практику применения этих школьных учебников. Крайне важно также то, что все больше российских школ применяют в своей работе электронные дневники. Надо, безусловно, расширять эту практику, поскольку это дает очень важную информацию для родителей прежде всего о том, что, собственно, с ребенком происходит в школе.Четвертое – новые образовательные стандарты. Мы перевели все первые классы всех наших школ на обучение в новом учебном году по новым образовательным стандартам. Очень важно, что для решения этой задачи были переподготовлены все учителя, которые работали в этом году с первоклашками: 430 тысяч учителей и руководителей образовательных учреждений. Очень важно, чтобы работа по внедрению новых стандартов в основной и старшей школе также была сопряжена с массовой переподготовкой и повышением квалификации учителей.В рамках приоритетного национального проекта «Образование» были поддержаны регионы-лидеры, школы-лидеры, которые задали стандарт. Но сейчас крайне актуальна задача повышения среднего уровня. У нас в результате поддержки лидеров увеличилась дифференциация школ, теперь нужно уделить первоочередное внимание тем школам, которые отстают, слабым школам, слабым регионам и, таким образом, повышать средний уровень школьного образования.Нужно жестко поставить задачу обеспечения школ необходимой инфраструктурой, в каждой школе должны быть обеспечены минимальные условия для обучения, которые на сегодняшний день установлены СанПиНами, потребовать, чтобы в течение разумного времени (поскольку масштабы задачи очень большие) – двух, может быть, трех лет – привести все школы в соответствие с этими требованиями.Нам необходимо существенно снизить отчетность школ. Я очень много слышу о том, что и учителя, и администрация школ перегружены отчетностью. Мы сейчас ведем мониторинг и проводим даже некоторые «полевые» исследования, что, собственно, в этой сфере происходит. Я думаю, что у нас есть все основания считать, что с нового учебного года минимум в 2 раза мы снизим и по объему, и по количеству эту отчетность. Я думаю, что уже с нового учебного года все школы почувствуют на себе это облегчение. Конечно, учителя должны заниматься работой с детьми, с родителями, а не заниматься писанием бумаг.Мы будем в своей работе следовать принципу открытого министерства, создадим в ближайшие дни, в ближайшее время экспертные группы по обсуждению всех ключевых вопросов развития образования – разных уровней образования, организуем открытое обсуждение всех идей, конструктивных идей, которые будут высказываться, обеспечим обсуждение этих идей, принятие новых решений, мониторинг за исполнением этих решений совместно с экспертным сообществом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте