Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Гость УГ

Дмитрий АСТРАХАН:

Учительская газета, №19 от 12 мая 2020. Читать номер
Автор:

Сейчас мы и от идеологии ушли, и к рынку не пришли

Талантливый человек талантлив во всем! Так можно сказать про нашего героя Дмитрия Астрахана, гениального режиссера и не менее одаренного актера. За его плечами множество известных и любимых нами фильмов, среди которых «Все будет хорошо», «Перекресток», «Зал ожидания», «Изыди», «Игра». Он успевает работать и в театре, и в кино, обладает легким нравом, ярким чувством юмора и является душой любой компании, он настоящий семьянин и многодетный папа. Специально для номера, выходящего после 9 Мая, мы встретились с режиссером, чтобы поговорить о его новой работе – военном кино «Судьба диверсанта». В эксклюзивном интервью «Учительской газете» Дмитрий Астрахан поделился историей создания этого фильма, рассказал, как и где проходили съемки, и о том, почему важно снимать военное кино для сохранения памяти об этом событии. Мы поговорили о ностальгии по СССР и отношении к Иосифу Сталину, а также подняли тему антисемитизма и настоящего патриотизма.

– Дмитрий Хананович, в последнее время в прессе обсуждают вашу новую работу «Судьба диверсанта». О чем будет кино? Какая история легла в основу сюжета? Кто сценарист, какой актерский состав?

– Съемки фильма уже закончились, скоро должна быть перезапись. Фильм готовим к Дню Победы. Он совместного производства России и Республики Беларусь. Сценаристом фильма был Павел Могилин. Кино посвящено истории одной из самых больших сухопутных диверсий Второй мировой войны. Это была очень крупная диверсия по подрыву шестнадцати «тигров», самых мощных танков. Она нанесла огромный ущерб немецкой армии, были уничтожены военные боевые машины. История произошла в Осиповичах. Электрик Федор Крылович работал на железнодорожной станции. Он сломал светофор, создал пробку на станции, в которой оказались цистерны с горючим. Взорвал эти цистерны, а вместе с тем подорвал всю станцию с танками. Сам Федор Крылович был награжден спустя два года после окончания войны. Умер в возрасте 47 лет, к сожалению, не получив каких-то благ от государства. Это была героическая личность, за его плечами много разных геройских поступков, которые он совершал в оккупации.

– Главного героя играет Алексей Суренский – 33‑летний российский актер, знакомый зрителям по роли хоккеиста Кирилла Емельянова в сериале «Молодежка». «Судьба диверсанта» – его первая большая работа в полном метре. Как вы его ­нашли?

– Думаю, мы получим новую молодую кинозвезду. Алексей Суренский прекрасный артист, талантливый, имеет все данные, чтобы стать в будущем великим артистом. У него есть и внешность, и драматизм, и харизма. И самое главное – он глубокий актер. Умеет хорошо показывать серьезные переживания, делает это ярко, по-настоящему. Также в кино снялись уже известные артисты, такие как Андрей Смоляков, Александр Семчев, Валентина Ляпина, в том числе белорусские ребята-актеры. Состав хороший, интересный.

– Дмитрий Хананович, а почему именно фильм о войне?

– Так сложилось. Были история, которая мне понравилась, тематика, персонаж. И когда Министерство культуры Республики Беларусь предложило его экранизировать, я согласился.

Сейчас фильмы про войну воспринимаются как «военный аттракцион», блокбастер. Наша история более психологическая, увлекательная, занимательная. Акценты сделаны на взаимоотношениях людей, на проработке человеческого характера. Мы показали войну не в плане масштабности действия, а в контексте личного героизма.

– Кто для вас Иосиф Сталин – вождь или диктатор? Общественность постоянно находится в спорах относительно этой великой, безусловно, личности…

– Для меня Сталин – фигура жуткая! При нем погибло огромное количество людей, сотни тысяч. Этот период описан в романе «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, с творчеством которого я ознакомился еще в юности благодаря рекомендации отца, который прошел Великую Отечественную войну. Не сомневаюсь, если бы Василий Гроссман был жив, он бы однозначно получил Нобелевскую премию, к сожалению, посмертно ее не получают. К счастью, роман не был уничтожен.

Как сказал писатель Виктор Астафьев про победу в ВОВ – «утопили в собственной крови». Это была жуткая цена Победы!

– В этом году мы отпраздновали 75‑летие Победы в ВОВ. Время идет, и чем дальше, тем больше восприятие войны уже новыми поколениями будет отличаться от прежнего. Кино должно быть проводником – напоминанием, которое не позволит забыть об этом сложном времени?

– Безусловно, об этом необходимо снимать кино! Таким образом отдавать дань дедушкам, отцам. Это часть нашей истории. О героизме людей, об их стойкости мы должны помнить и знать об этом времени.

– А что для вас вообще значит патриотизм?

– Николаю Некрасову принадлежит прекрасное выражение: «Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей!» Вспомните Салтыкова-Щедрина, он патриот? Конечно! Притом что он был губернатором, чиновником, писал сатирические произведения, в которых высмеивал существующую систему государственного устройства, алчность и жадность своих же коллег.

Патриотизм – это желание сделать свою страну лучше. Принести пользу обществу, бороться со злом и его искоренять.

– 75% россиян считают, что советская эпоха была лучшим временем в истории страны, не согласны с этим суждением лишь 18% опрошенных. Это следует из подготовленного Левада-центром исследования «Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе в российском общественном мнении». А у вас есть ностальгия по СССР?

– Я действительно с ностальгией вспоминаю советский период. Лично для меня это было счастливое время, хотя жизнь у всех была разная. Существовала некая система, которая работала, и этой системе было не все равно на людей. В тот период началась моя профессиональная карьера. Притом что у меня не театральная семья, никакого блата не было, но смог сделать серьезную режиссерскую карьеру, в 27 лет уже руководил театром. Я ставил спектакли и за них получал награды. После окончания вуза в Ленинграде меня определили в город Свердловск. Советская власть относилась очень внимательно к искусству, к творческим кадрам. Да, запреты существовали, но мы имели дело с образованной властью. К сожалению, сейчас мы и от идеологии ушли, и к рынку не пришли. Находимся где-то между…

– Вы говорите про театр или кино?

– И про то и про другое… Вернусь к вашему вопросу относительно 75% россиян: я их понимаю, они хотят стабильности, спокойного завтрашнего дня. Рисковать, быть готовым к переменам – этого хочет совсем небольшое количество людей. Советская власть как раз давала некую гарантию на будущее со стабильной работой, зарплатой. Страх перед жизнью живет в каждом человеке, но в ком-то он вызывает азарт в плане познания, а в ком-то – ощущение безысходности. Сегодня таких гарантий, какие нам давало советское время, нет. И, конечно, люди тоскуют по тому периоду. В Америке когда-то было проведено исследование: человеку предлагали работу в гос­компании и частной компании, большая часть респондентов, несмотря на более низкую зарплату, делали выбор в пользу госкомпании. Потому что там есть гарантии на жизнь, а частная компания может вас уволить в любой момент.

– Какие проблемы сегодня есть в театре и кино?

– Сейчас во всех сферах сложности с финансированием. Поскольку в большей степени я занимаюсь кино, про проблемы в театре говорить не могу. Что касается кино, сейчас ведется много споров о том, должно и может ли государство выступать в роли продюсера, когда выделяет финансы. Как режиссер я, конечно, не хотел бы никакого вмешательства со стороны государства. Советское государство выполняло роль продюсера, определяло тему, утверждало сценарий, репертуарный план, потом принимало спектакль. В сегодняшней реальности государство должно ориентироваться на людей, которые доверяют ему свои деньги. Если взять статистику последних пяти лет, посмотреть, сколько выделили финансов, сколько фильмов сняли и сколько вышло в прокат, результат будет печальный.

– Сейчас время сериалов. Зарубежные телекомпании снимают шикарные сериалы, весь мир их смотрит. Что происходит с отечественными? Почему у нас хотя бы иногда не появляются шедевры, как на американских каналах Showtime, HBO, Fox? Неужели в стране великих писателей и режиссеров не могут снять действительно качественный сериал и показать его в лучшее время?

– Я думаю, тут все дело в том, что иностранные сериалы тематические. У нас основной заказчик – это телевидение, а у них есть независимые платформы, которые дают много творческой свободы. В США меньше табу и разного рода ограничений. С точки зрения съемок, качества игры актеров, прекрасной работы операторов мы талантливые, но все упирается именно в тематическую свободу. У них есть форма более свободного изложения характера человека и свободного восприятия зрителя. Российская аудитория в этом плане ко многому не готова.

бы затронуть тему антисемитизма. У вас есть фильм «Из ада в ад». Это сложное кино про страшный погром, когда поляки громили евреев. Был уже 1946 год, шел Нюрнбергский процесс, в жутком погроме убивали возвращавшихся из концлагерей и партизанских отрядов евреев. На личном уровне вы сталкивались с антисемитскими проявлениями?

– Про фильм «Из ада в ад» нельзя сказать, что он сложный. Скорее драматичный, эмоционально тяжелый. Когда мы смотрим кино, обязательно должны быть эмоционально погружены, вовлечены в историю, процесс. Сложность должна возникать потом, когда вы посмотрели и начинаете о нем думать.

С антисемитизмом я сталкивался в юности, но в моей жизни он не носил остродраматического характера. Знаю, что такое явление было, и знаю людей, которые сталкивались с этим. Может быть, потому что у меня легкий характер, легко завожу друзей и всегда находился в окружении представителей абсолютно разных национальностей. Мой жизненный опыт показывает, что большинству нормальных людей явление антисемитизма чуждо. Любая национальная вражда кем-то инспирируется. Фильм «Изыди» показывает, что она нормальным людям чужда, они устают от нее. Это больше в интересах государства, чтобы отвлечь людей от проблем другого рода. Фильм «Из ада в ад» примерно об этом же, немного с другой стороны он показывает, что материальные блага стоят во главе угла верхов государства, что это могут подводить под национальную почву.

В отличие от советского времени сегодня антисемитизма в России точно нет!

– Наше интервью выходит 12 мая, после праздника Великой Победы. С какими словами вы бы обратились к россиянам в это время?

– Друзья, никогда не унывайте! Если жизнь нам дает испытания, мы должны выходить из них достойно! Поздравляю всех с праздником Великой Победы, желаю здоровья, бодрости духа и сплочения нашего народа!

Лидия ДРОНОВА


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt