search
main
0

Дмитрий АСТРАХАН: Мне важен демократичный подход к публике

Герой нового номера «УГ» – заслуженный деятель искусств, театральный и кинорежиссер, актер, человек, внесший большой вклад в отечественную культуру, – Дмитрий Астрахан. В его репертуаре много любимых зрителями фильмов, среди которых «Все будет хорошо», «Зал ожидания», «Ты у меня одна», «Подари мне лунный свет», «Контракт со смертью», «Перекресток», «Судьба диверсанта», и десятки спектаклей («Леди на день», «Доходное место» и т. д.). Про него говорят, что каждый из его остросоциальных фильмов – слепок времени. По его словам, задача искусства – давать надежду, какой-то новый выход, и, с его точки зрения, необходим глубокий взгляд, чтобы не сойти ни к какому примитивному освещению событий. Сегодня Дмитрий Астрахан возглавляет театр «Школа современной пьесы», занимается кино и ведет курс во ВГИКе. Мы поговорили о режиссерском профессионализме и влиянии времени, а также о работе с региональными театрами, общении с мастерами искусства, о внутреннем самоцензоре и о том, почему любой спектакль сегодня – бесконечная цепь компромиссов.

Дмитрий АСТРАХАН
Фото из личного архива Дмитрия АСТРАХАНА

– Дмитрий Хананович, хотели бы вас поздравить с вступлением на должность художественного руководителя театра «Школа современной пьесы» (с июня 2022 г.). Как приняла вас труппа и с чего начался театральный сезон?

– Труппа приняла вполне доброжелательно, потому что коллектив для меня знакомый. В ШСП я ставил спектакль «Лондонский тре­уголь­ник», который идет уже более 10 лет, так что новым человеком для ребят я не был. Сейчас изучаю репертуар и параллельно выбираю названия новых пьес. Можно сказать, что идет активная подготовительная работа в начале театрального сезона. Поскольку предложение мне поступило внезапно, сохранились обязательства в других проектах, которые я, безусловно, выполняю. Работа распланирована на ближайшие два года, поэтому буду активно погружаться в процесс!

– До вас театр возглавлял Иосиф Райхельгауз, у которого было свое видение руководства им. Что нового в жизнь театра хотите внести вы?

– Я бы хотел расширить репертуар театра с точки зрения тематики, названий, авторов. Чтобы это не было сугубо современно, чтобы было репертуарное разнообразие, чтобы были и западные пьесы, и отечественные, и классические. Мне важно, чтобы театр был направлен не на узкую аудиторию, а все-таки представлял собой театр с демократичным подходом к публике.

– На какие спектакли вы бы посоветовали прийти зрителям?

– Я бы посоветовал сходить на спектакль «На Трубе», «Спасти камер-юнкера Пушкина» и на «Толстого нет». Конечно, на мой спектакль «Лондонский треугольник», который идет с большим успехом.

– Работа худрука в театре не только творческая, но и административная. С какими проблемами пришлось столкнуться?

– Вообще главная проблема режиссера и театра – это сделать хороший спектакль, который понравится зрителю.

– А что сегодня хочется зрителю? Все так же хлеба и зрелищ?

– Эта формула вечна! За всех людей говорить не могу, но лично я люблю спектакли, где есть чувства, эмоции, страсти, чтобы зритель видел судьбы персонажей, сопереживал героям. Мне кажется, такой театр близок широкой публике. У каждого режиссера свои задачи. Есть те, кто хочет загадать ребус зрителю, чтобы он его разгадывал, но мне это не близко.

– Какие темы сейчас публика принимает на ура?

– Я могу судить только по своим спектаклям. Например, в Театре Советской армии идет мой спектакль «Леди на день». Это спектакль про чувства и человеческие взаимоотношения в жанре комедийной мелодрамы. Я был на нем две недели назад и видел, как зритель смотрит с полным восторгом, восхищением, благодарностью. После спектакля слышал слова благодарности, что такого рода постановки сейчас актуальны и важны. Меня как режиссера это, конечно, радует! Также приглашаю всех в театр «Ленком», там второй сезон с большим успехом идет спектакль «Доходное место».

– Какие премьеры планируются в Школе современной пьесы?

– Первая премьера этого сезона – спектакль «Женское счастье», это работа, которая была начата до моего назначения, по пьесе Михаила Барщевского и Екатерины Кретовой. Выпускает спектакль Мария Федосова, ученица Иосифа Райхельгауза. Я не считаю себя вправе как-то влиять на решение, принятое до моего прихода. Из современных пьес мы поставим спектакль «Семейный шкаф и его обитатели» по пьесе Орэна Софдая «Выживание», «Интервью» Александра Углова, «Час тишины» Фрориана Зеллера. Из классических постановок планируем выпуск по комедии Островского «Красавец мужчина».

– Какой вы режиссер? Строгий, добрый? Можете ли сами себе дать оценку?

– В жизни я имел честь общаться с великими режиссерами. И хочу сказать, что в первую очередь режиссер должен быть профессионалом. Банальностей говорить не хочется. Все мы стремимся к совершенству. Удается ли его достичь? Судить не нам, а зрителям. Какие мы люди при этом? На мой взгляд, важно оставаться человеком, сохранять благородство и достоинство. Быть руководителем и остаться нормальным человеком – задача важная и сложная, но выполнимая.

– Как режиссер вы больше – принципиальный или компромиссный?

– Любой спектакль – это бесконечная цепь компромиссов: от момента зарождения идеи до ее воплощения, от выбора артиста и материала до аплодисментов зрителя. На любом шаге у тебя начинаются компромиссы, потому что жизнь вносит свои коррективы. Главное, чтобы они не убили твой замысел…

Мне всегда было интересно придумать что-то очень оригинальное. Например, в одном из спектаклей я придумал сцену купания актера в бочке. До меня этого никто не делал, я был первый. И уже после многие режиссеры использовали эту сцену у себя в постановках.

– Вы критичны к себе? Есть ли внутренний самоцензор?

– Внутренний самоцензор – это вопрос вкуса, культуры, воспитания, чувства меры и т. д. Я не люблю, когда в театре матерятся. Для меня спектакль должен быть про смысл, должен быть свет в конце тоннеля. Например, я часто думаю о том, что могла бы сказать мама, которой уже нет в живых, о моих работах. В общем, у каждого режиссера есть свои точки, на которые он опирается в профессии.

– Бытует мнение, что у каждого режиссера есть актеры-любимчики. У вас они есть? Позволяете ли вы себе выделять кого-либо?

– Вопрос моих привязанностей связан только с тем, что я выбираю лучшего из тех, кого знаю и кого могу пригласить на данную роль.

– Приходя в театр, я всегда обращаю внимание на зрителей. Часто люди не выключают телефоны, приходят в спортивной одежде. По-вашему, отношение публики к театру меняется?

– Меняются ритм и возможности людей. Да, кто-то наряжается, кто-то – нет, но меня не это огорчает. Был отток зрителей во времена пандемии, а потом появились интернет-платформы. Ничто не сможет вытеснить театр. Театр – это истинное живое удовольствие. Люди приходят, и залы полны, а значит, театр живет и будет жив.

– Как вы относитесь к приглашению непрофессиональных ак­теров в театр – как к ходу для привлечения дополнительной публики? Например, как было во МХАТе имени М.Горь­ко­го с Ольгой Бу­зо­вой, когда вокруг этого события разразился грандиозный скандал…

– Есть люди, которые волей случая не стали профессиональными артистами, но при этом актерски одаренные и имеют талант. Это редкость, но так бывает. Здесь вопрос, насколько хорошо человек играет. Если он известный, при этом плохо играет, и мы видим, что его пригласили только ради кассовых сборов, – это плохо. А если приглашенный человек играет наравне с профессионалами, на него идут зрители, почему нет? Это хороший ход, который я могу поддержать.

– А как вы относитесь к ситуации, когда театральный актер уходит в кино или совмещает работу? Некоторые режиссеры ревностно это воспринимают, категорично.

– Лично я к этому отношусь очень хорошо. Если артист востребован и популярен, будет сниматься в кино и останется в театре, то театр от этого только выиграет. В этом смысле я сам человек из кино, и это прекрасно, когда актер развивается и растет.

– Ваше отношение к антрепризному театру? Может ли он вытеснить репертуарный театр?

– Многие воспринимают антрепризу как театр не столь высокого качества и уровня, но это неправильно! Все зависит от актеров и режиссера. У меня был спектакль «Все проходит», где играли Александр Абдулов, Елена Проклова, Ирина Алферова, и это была антреприза. Мы собирали залы на 2000 человек и овации по 10 минут. И в принципе, чем антреприза отличается от стационарного театра? Она не может быть скучной и унылой, она должна продаваться, а значит, обязана иметь успех у публики!

– А что сейчас представляет собой региональный театр? С Москвой и Санкт-Петербургом все понятно, это две культурные столицы. А дальше? Сегодня актер из региона может реализовать себя в своем родном городе?

– Я часто ставил спектакли в региональных театрах, работая с их труппами. Например, в Свердловске, Хабаровске, Владивостоке, Челябинске, Самаре. Я люблю региональные театры, они находятся на хорошем уровне, там работают талантливые ребята. Например, сейчас самые востребованные актеры из Минска. Кстати, в этом плане первооткрывателем был я, приехав несколько лет назад туда со своим продакшеном. А сейчас там много наших режиссеров, они прекрасно работают.

– В вашей фильмографии есть очень добрые и приятные фильмы. И есть фильмы социальные, драматичные. «Изыди», «Деточки». Каждому из этих фильмов соответствует время. О чем социальном, наболевшем вы бы сняли сегодня?

– На самом деле любой фильм социальный. И добрые фильмы «Перекресток», «Все будет хорошо» тоже социальные. Социальное кино – это в принципе кино, где есть какой-либо вопрос, проблематика. А если говорить о сегодняшнем времени, то хотел бы снять о неравенстве в обществе. На мой взгляд, эта проблема сегодня есть, и она актуальна. И главным вопросом я бы сделал такой: действительно ли людей можно разделить экономическими моментами или нас разделить невозможно, потому что мы объединены человеческими понятиями? Лично мне хотелось бы верить, что мы неразделимы! (Улыбается.)

 

Досье «УГ»

Дмитрий Хананович Астрахан – советский и российский режиссер театра и кино, киноактер, продюсер. Родился в 1957 году в Ленинграде. Окончил знаменитую 30-ю математическую школу, был лауреатом математических олимпиад. Играл в футбол, профессионально занимался борьбой – стал чемпионом Ленинграда. Легко поступил в Электротехнический институт, но на третьем курсе оставил его ради учебы в Ленинградском институте театра, музыки и кино. Его карьера началась в Свердловске, где он стал главным режиссером местного ТЮЗа. В последующие годы сотрудничал с Московским драматическим театром имени Пушкина, БДТ имени Товстоногова и другими театрами. Как киноактер Астрахан прославился после премьеры фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Всего он исполнил более 40 ролей, в том числе в лентах «Домашний арест», «Миллиард», «О чем говорят мужчины. Продолжение».

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте