search
main
0

Для чего учителю свой собственный интернет-ресурс?

Одно из испытаний заочного тура обновленной модели Всероссийского конкурса «Учитель года России» называется «Интернет – ресурс». С некоторых пор организаторы конкурса принимают как непреложную истину тот факт, что педагог, претендующий на победу в педагогическом состязании, обязан владеть современными информационно-коммуникационными технологиями, использовать их в своей профессиональной деятельности. И тут ему никак не обойтись без собственного интернет-ресурса.

Правда, речь идёт не о ресурсах вообще, а только о личном сайте, либо о странице или блоге на сайте какого-либо образовательного учреждения (предположительно – того, где конкурсант работает). С одной стороны, это уточнение может показаться весьма странным, ибо оно значительно ограничивает возможности тех, кто имеет аккаунты в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Livejournal, NSportal, Pedsovet.su, “Сообщество творческих учителей”, Прошколу.ру и т.д.), много лет наполняет их своими и чужими полезными материалами и успешно использует для распространения передового педагогического опыта, обучения и воспитания детей. Получается, таким конкурсантам всё это добро просто не будут зачитывать.

С другой стороны, уточнение не лишено логики, поскольку любое упоминание стороннего (а не собственного, принадлежащего конкретному учителю или его школе) ресурса, по сути, есть не что иное как реклама частных порталов и сетей, причём реклама абсолютно бесплатная. А коли речь идёт о мероприятии, организованном на бюджетные средства, вряд ли Минобрнауки согласится добровольно пиарить чужие ресурсы, принося их владельцам прибыль за счёт увеличения посещаемости, воспитания лояльности к бренду и т.д. Можно было бы долго спорить с этим, выдвигая очень веские доводы и аргументы против подобной позиции, однако пока давайте воспринимать ситуацию как свершившийся факт (что не мешает в будущем обязательно вернуться к пересмотру Порядка проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России” в контексте изменения требований к интернет-ресурсам педагогов).

Итак, наличие у конкурсанта собственного сайта или веб-страницы не просто приветствуется, но и оценивается в баллах (максимум за это задание полагается 35 баллов). Соответственно, отсутствие ресурса – это 0 баллов. Не спорю, позиция некоторых весьма перспективных педагогов до сих пор довольно консервативная, и сводится к двум пунктам: 1) я вполне могу обойтись и без собственного сайта (и ведь обходятся!), 2) вот у меня есть аккаунт в такой-то сети, вот его и оценивайте, а специально для вас я не собираюсь тратить силы и времени, создавая сайт конкретно «под конкурс»! Позицию это можно осуждать или не разделять, но признавать её необходимо, так как за ней стоят конкретные живые люди, а не сухие пункты документов и требований.

И всё же давайте попытаемся разложить по полочкам хотя бы самые очевидные вещи, связанные с этим моментом.

Для начала просто перечислим те совершенно очевидные плюсы, которые получает педагог, обладающий собственным интернет-ресурсом. Проведя опрос нескольких десятков учителей, активных пользователей Глобальной паутины, я получил следующий перечень «бонусов»:

1.Сайт – это нечто передовое, связанное с современными технологиями, поэтому нужно стремиться овладеть ими, чтобы показывать пример своим ученикам, демонстрируя, как можно и нужно работать с Интернетом.

2. Хорошо сделанный сайт помогает добиться общественного признания со стороны не только коллег, но также родителей, руководства, детей и обычных посетителей.

3. Всё то, что было наработано за годы творчества, рассовано по сусекам, CD и дискетам, я теперь могу сосредоточить на одной площадке, систематизировать, красиво оформить и сделать доступным для всех. А это определённым образом характеризует меня как профессионала.

4. Никто не мешает мне на моём интернет-ресурсе хранить любые полезные и нужные фото-, видео-, аудио- и текстовые материалы как по моему предмету, так и по другим, которые я использую сам, либо рекомендую своим ученикам (при условии соблюдения требований авторского права, наличии ссылок и т.д.).

5. Сайт помогает привлечь внимание к моему предмету даже в моём отсутствии, ведь человек, который зашёл, заинтересовался и остался, становится более мотивированным, с ним гораздо легче работать и общаться в дальнейшем.

6. В классе бывает довольно сложно организовать индивидуальный подход, проводить параллельную работу с отстающими, одарёнными, сложными и всякими прочими категориями учеников. А на сайте я всегда могу создать для каждого соответствующий раздел, где будет подобран материал под конкретного человека”.

7.  Точно так же на сайте можно предусмотреть возможность общения как на коллективном форме, во время обсуждения какой-либо вопроса, так и с каждым гостем индивидуально, в чате или личной почте, сугубо конфиденциально.

8. Не всегда есть возможность на уроке или перемене продемонстрировать всю широту собственного кругозора, рассказать людям о собственных увлечениях, познакомить с точкой зрения на то или иное событие или проблему. Между тем, подобная информация может играть огромную роль в формировании мировоззрения детей, налаживании контактов с семьёй. И сайт способствует этому как нельзя лучше.

9. Обновление информации сайта, равно и как подборка этой информации, говорят о его владельце очень многое. В частности – о стремлении к самосовершенствованию, желании быть в курсе последних событий и т.д.

10. Правильное оформление веб-страницы характеризует её владельца как грамотного интернет-пользователя, а отсутствие ошибок и хорошо отредактированный материал – как человека, владеющего русским языком. Всё это имеет большое воспитательное значение.

11. Мой сайт – это моя копилка, хранилище архивных материалов, фотографий, документов, грамот, отзывов, иными словами – моё портфолио. Я в любой момент могу предоставить его любому желающему, чтобы показать себя в лучшем свете.

12. Общаясь с коллегами (как очно, на мероприятиях, так и в Сети, по почте), я могу оставлять людям, помимо своих e-mail и телефона, ещё и адрес сайта, чтобы обмениваться материалами и делиться наработками. Это помогает расширить круг знакомых, привлекая их к оценке собственных разработок.

13. В последнее время в целом ряде регионов проводят многочисленные конкурсы на лучший образовательный ресурс, авторский сайт, оформление веб-страницы и т.д. Вы также можете участвовать в этих мероприятиях и выигрывать. Но даже не получив призовых мест, вы всё равно выигрываете, так как о вашем сайте узнают другие.

14. Наличие сайта – очень важный момент, который обязательно учитывается при аттестации педагогов. А поскольку в своей жизни учитель проходит не одну такую аттестацию, имеет смысл вложить силы в создание ресурса, который будет в дальнейшем развиваться, расширяться, делая этот процесс менее трудоёмким.

15. С помощью сайта вы можете организовывать внеклассную работу, а также вносить свой вклад в развитие гражданского общества. Скажете, что можно обойтись и без него? Можно, но с сайтом ведь сделать это не в пример легче!

16. Сайт педагога рассчитан на вполне определённую целевую аудиторию. И чем более он раскручен, чем больше охват этой аудитории, тем большую ценность представляет сайт для рекламодателей и производителей товаров для этой аудитории (учебники, школьная мебель, форма и пр.). Следовательно, вы получаете возможность использовать собственный интернет-ресурс для зарабатывания денег, чего ничуть не стоит стыдиться, ибо это характеризует вас как современного человека.

17. Наконец, само по себе создание и ведение сайта вполне может стать для вас увлекательным хобби, способом самовыражения, достойным уважения в глазах любого современного человека.

А вот теперь давайте ещё раз обратимся к Порядку проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России” и  посмотрим, на что же именно члены жюри будут обращать внимание, оценивая ваш интернет-ресурс.

Как сказано в этом документе, “Критерии оценивания конкурсного задания: дизайн (оригинальность стиля, адекватность цветового решения, корректность обработки графики, разумность скорости загрузки), информационная архитектура (понятное меню, удобство навигации, тематическая организованность информации, доступность обратной связи), информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, регулярность обновлений)”.

Чтобы полностью удовлетворить каждое из этих требований, нужно немало постараться, поскольку тут вряд ли можно будет отделаться какими-либо стандартными решениями, предлагаемыми учителям и школам в виде разнообразных конструкторов сайтов. При всём уважении к разработчикам этих программ, нужно отметить, что, по мнению самих учителей, заложенный в такой конструктор набор шаблонов слишком мал, чтобы представить что-либо действительно оригинальное, а значит, придётся искать какие-то другие решения.

Кроме того, с помощью конструктора сайтов, как правило, можно создать лишь называемые статические сайты, представляющие собой набор html-страниц с размещённой на них информацией (в отличие от динамических, где вся информация находится в базе данных). Такой подход значительно облегчает сам процесс созданий сайта, однако в дальнейшем сильно осложняет процедуру редактирования и обновления этой информации, поскольку каждый раз страницу приходится «заливать» заново (что «съедает» трафик и влетает владельцу в копеечку). К тому же, чтобы иметь возможность редактировать свой собственный сайт с другого компьютера, вам придётся постоянно носить с собой на флэшке программу, которая позволит вам это сделать. Что, как можно догадаться, довольно неудобно.

Поэтому конструктор сайтов, как считают сами педагоги, более всего подходит для создания некой визитной карточки – сайта, не предусматривающего постоянные обновления, исправления и добавления. Поэтому если у вас вообще нет никакого сайта и вы не испытываете желания его создавать, но вас, в конце концов, вынуждают это сделать, такое решение обернется относительно малыми силами и трудозатратами.

Иное дело – динамические сайты. Они позволяют легко добавлять, редактировать и удалять информацию. При этом провести подобную операцию вы можете, находясь в любой точке земного шара, имея подключённый к Интернету компьютер, логин и пароль. Однако для изготовления динамического сайта всевозможные предлагаемые школам конструкторы не подходят, для создания и, главное, для поддержания работоспособности сайта необходимо обладать соответствующими знаниями.

Есть, правда, и другой вариант – поручить дело профессионалу, который всё сделает за вас, а вам останется только заплатить за услугу и целиком отдаться подготовке к конкурсу. Подобный подход, как это ни печально, широко распространён, причём во многих случаях заботу о сайте конкурсанта берут на себя местные власти, которые изыскивают специалистов и оплачивают их работу, а самому участнику достаётся готовый продукт.

Если смотреть на жизнь предельно циничным взглядом, то, наверное, можно прийти и к такому выводу: «И зачем я сейчас буду тратить силы и время на создание того, чего у меня никогда не было (или на перенос контента с «неправильной» частной площадки на «правильную» школьную страницу или свой сайт)? Лучше я постараюсь изыскать средства, чтобы кто-то всё это сделал вместо меня! Сделают хороший сайт – отлично, получу максимум баллов. Предложат посредственный – ну и ладно, невелика потеря, 35 баллов – не так уж и много, если сравнить с трудозатратами, а я постараюсь наверстать упущенное на других конкурсных испытаниях!”

Но можно попробовать посмотреть и с более рациональных позиций.

По-хорошему, на конкурс человек должен приходить созревшим во всех смыслах педагогом. А для этого он должен готовиться к конкурсу загодя, заблаговременно, планомерно и осознанно, с трезвым ощущением того, что всё сделанное на этом этапе должно будет пригодиться и в дальнейшем. Вполне закономерно, что такая подготовка должна занять у него не один год.

Иными словами, создавая сайт, учитель должен понимать, что интернет-ресурс действительно ему нужен, что этот проект он будет развивать не один год, и (не исключено!) сможет использовать его в различных конкурсах, например – «Учитель года». Именно так, а не наоборот! У нас же, к сожалению, очень часто случается прямо противоположная картина: ни о чём не подозревающего педагога внезапно ставят перед фактом, что он обязательно должен участвовать в конкурсе, а поскольку у учителя ничего к этому не готово, начинаются авральные скачки, бессонные ночи, подготовки уроков, оформление документов и много-много чего ещё. А тут, оказывается, ещё и сайт нужен, да не просто блог в ЖЖ или ВКонтакте, который уже есть, а самостоятельный ресурс, подходящий под нужные критерии! И что делать, если то, что нужно, у тебя действительно было в наличии ещё год назад, но внезапно условия проведения конкурса в который раз изменились, и теперь всё надо переделывать заново, исходя из новых требований?..

Как решить эту проблему стратегически?

Полагаю, начинать нужно, конечно же, с педвуза. Да, сейчас даже учеников на уроках учат, как создавать сайты и оформлять веб-странички. Но очень мало кто действительно понимает, зачем оно ему надо, как созданное сегодня можно развивать и использовать завтра и послезавтра. Другими словами, как с помощью сайта учитель способен повысить качество обучения, эффективно делиться информацией, распространять свой и чужой опыт, не вступая при этом в противоречие с законом, и т.д. Пока же, увы, получается так, что человек создав в прошлом году «какой-то там сайт» после прохождения курсов в ИПКРО, в этом году уже даже не помнит пароля доступа к нему, и ему проще создать новый, чем пытаться восстановить старый, который, кстати, пустой и неинтересный. А вот те, кто умудрились сразу определиться с выбором, весь этот год занимались оформлением и усовершенствованием сайта, накоплением контента, раскруткой ресурса, который для них теперь представляет вполне конкретную ценность сам по себе, вне какой-либо связи с каким-либо конкурсом.

Несомненно, однако, и то, что любые приказные подходы типа «Нет сайта? Чтобы завтра был!» изначально обречены на неуспех. И если уж мы упоминали про наличие интернет-ресурса как показатель определённой «ИКТ-продвинутости» педагога в глазах учеников, то, возможно, стоит гораздо более активно задействовать детей для решения этой проблемы. Ведь оказать своему преподавателю помощь (хотя бы и консультационную) в плане создания сайта или блога любому школьнику будет приятно и почётно. И, кто его знает, вдруг именно общими усилиями учителю вместе со своими ребятами удастся создать интернет-ресурс, достойный самых высоких похвал со стороны членов жюри конкурса!

Словом, сайт учителя – дело вовсе не обязательно только самого учителя, поскольку изначально он задуман «для других». Но ресурс, созданный третьими лицами без участия и какой-либо заинтересованности со стороны самого педагога (или же только для галочки) однозначно обречён на вымирание.

А пока жюри предстоит весьма нелёгкая задача. Оценить интернет-ресурс с точки зрения формальных требований (дизайн, информационная архитектура, информационная насыщенность и пр.) сравнительно просто. Но как понять – создан ли данный сайт самим конкурсантом или кто-то постарался для/за него; всё ли из выложенного на сайте принадлежит самому педагогу или часть информации заимствована с других ресурсов; насколько реально этот сайт помогает учителю в его работе или данный ресурс существует совершенно независимо от его профессиональной деятельности; кому конкретно и в чём именно помог этот сайт, и т.д?

Думаю, в самом недалёком будущем мы всё-таки найдём способ выяснить всё это максимально беспристрастно и объективно. Впрочем, не исключено, что в этом самом будущем подобные проблемы отпадут сами собой.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте