search
main
0

Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?

​Диана АКОПЯН, ученица 10-го «А» класса гимназии №201: – Думаю, этот вопрос интересует многих из нас. Действительно, стоит ли знать, например, о Петре I или Александре Македонском?

Одни считают, что это ненужная информация. Зачем усложнять себе жизнь и утруждать себя знаниями о живших в далекие времена личностях? По их словам, нужно смотреть только в будущее и жить только сегодняшним днем. Но как глубоко они ошибаются, находясь в неведении! Ведь «в будущее мы входим, оглядываясь на прошлое». Эта фраза принадлежит известному французскому философу Полю Валери, с которым нельзя не согласиться.По-моему, каждый человек должен знать о культуре, исторических личностях, событиях, связанных с его народом. И я причисляю себя к тем, кто уважает и чтит свою историю. По происхождению я армянка и очень горжусь этим. Какой вклад внес наш маленький народ в историю человечества? К примеру, именно армяне положили начало Македонской императорской династии и дали ряд известных полководцев и политиков. Кроме того, изобретателем крана воды стал армянин Алекс Манукян, а вакцину против ротавирусной инфекции изобрел доктор Альберт Капикян. Армяне – один из самых древних народов мира, он славится своим уникальным языком, литературой и историей. Армения стала первым государством, принявшим христианство, сохранила свою Армянскую апостольскую церковь до наших времен.Однако сколько бед и несчастий выпало на долю армян, которые выжили, несмотря ни на что! Много столетий эта страна подвергалась таким тяжким испытаниям, как гонения и войны. И все потому, что армяне отказывались предать свою религию, умирая с гордо поднятой головой. Но перейдем к самому трагическому событию в истории армян – геноциду 1915 года. Я неспроста выбрала это событие, ведь недавно – 24 апреля – ему исполнилось 99 лет. Именно в эти апрельские дни почти сто лет назад турецкое правительство отдало приказ начать массовую резню несчастных христиан на территории Османской империи. Армян, греков и ассирийцев гнали в бескрайние пустыни, где жестоко убивали, не щадя ни детей, ни беременных женщин, ни стариков. В результате геноцида армян были убиты тысячи людей: более 1500000 армян, 800000 ассирийцев, 500000 греков… И после этого хоть кто-то осмелится сказать, что не нужно знать виновников массового кровопролития и жестоких убийств? Лидер младотурок Талаат, Джемаль-паша, Энвер – имена этих бездушных и хладнокровных людей непременно нужно знать!Пожалуй, отойду от этой скорбной темы. Помимо трагедий и страшных дат в памяти армян есть и другие значимые вехи и имена. Каждый знает создателя армянского языка Месропа Маштоца, доктора филологических наук Паруйра Севака, великого поэта Саят Нову. Ведь любой народ обязан хранить свою культуру и традиции, знать и выдающихся деятелей искусства, и даже своих врагов.Для чего же еще нужно знать имена исторических личностей? Хотя бы для того, чтобы общество стремилось воспитать таких же великих полководцев, как, например, Ганнибал и Максимус.В последнее время ученые обнаружили много свидетельств того, что древние цивилизации отличались более высоким уровнем развития и более совершенными технологиями, чем предполагалось прежде. Это и есть еще один стимул изучать историю: знать прошлое, чтобы постоянно совершенствоваться в настоящем.А как можно не знать великих русских исторических деятелей, представителей науки, культуры? Ведь их вклад в развитие России и повышение ее статуса в мире имеет грандиозное значение. На мой взгляд, Петр I достоин быть названным поистине великим правителем за всю историю России. Благодаря Петру Алексеевичу русские войска одержали победу в Северной войне 1700-1721 годов, с Россией, ставшей империей, стали считаться в Европе. Петровские преобразования поспособствовали открытию новых образовательных учреждений, школ, музеев. Именно при Петре I стали строиться металлургические заводы на Урале, появился мощный, ничем не уступающий Европе флот. Одним словом, Россия стала великой державой, о которой разнеслась молва по всему миру.Стоит отметить, что немало русских ученых сделали открытия мирового масштаба, например Н.И.Лобачевский, С.В.Ковалевская, Д.И.Менделеев. Любой образованный человек должен знать авторов открытий, инноваций и достижений на протяжении всего развития человечества.Наконец, знание истории, имен известных личностей отличает человека от животных. Только человеку свойственна историческая память, одна из составляющих духовности, благодаря которой он чувствует себя частицей своего народа.Помимо исторических личностей не менее важны литературные герои, заочные встречи с ними помогают формированию и развитию личности, расширяют наш кругозор, обогащают нас неоценимым человеческим опытом. Но каким образом? Рассмотрим их роль на примере романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Если до знакомства с этим произведением кто-то еще мог усомниться в необходимости глубокого чтения и осмысления прочитанного, то, я думаю, начав читать эту книгу, он придет к скорому осознанию своих заблуждений.Будучи воистину гениальным психологом и мастером слова, Достоевский так описывает чувства и мысли, терзающие главного героя романа, что читатель невольно становится на место Раскольникова. Это же волшебная возможность прочувствовать на себе судьбу героя, прожить его психологическую историю в буквальном смысле! После прочтения «Преступления и наказания» невозможно остаться прежним человеком, так как происходит странная внутренняя метаморфоза: начинаешь видеть жизнь иначе, наступает новый период, личность как будто полностью обновляется.Таким образом, обществу необходимо знать об исторических личностях и литературных героях. Постоянно открывая для себя что-то новое, человек совершенствуется и, основываясь на прошлом, делает правильный шаг в будущее.Анастасия ВЕСЕЛКИНА, ученица 10-го «А» класса школы №1315:- В мире миллиарды книг и фильмов, рассказывающих обо всем на свете. Какие-то обращаются в прошлое, какие-то повествуют о настоящем, а некоторые пытаются предсказать будущее. Зачем они людям? Нужны ли они человечеству? Может, правильно в книге Р.Брэдбери «4510 по Фаренгейту» сжигали все? Чтобы люди не огорчались?Я ни в коем случае не могу согласиться с таким утверждением. Может быть, доля здравого смысла в этом и есть, в мире современной литературы наблюдается тенденция к увеличению числа книг, закрывая которые возникает только один вопрос: а зачем я это читал? Сюжет может быть увлекательным, но они ничему не учат.Пожалуй, самая часто поднимаемая в литературе тема – тема нравственного выбора, приоритета ценностей. Дети знакомятся с ней еще в начальной школе, читая книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Тайна заброшенного замка» и другие. Из них они узнают о добре и зле, взаимовыручке и пренебрежении к окружающим. Вполне естественным кажется то, что дети будут симпатизировать положительным героям, вести себя так же, как они. Под влиянием этих книг формируется характер личности, закладывается ее нравственная основа.Переходя в старшую школу, подростки не прощаются с поучительной литературой. Знакомясь с такими произведениями, как «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, ребята учатся делать правильный нравственный выбор, нести ответственность за принятые решения. Видя ошибки героев, подростки стремятся не повторять их в своей жизни. Можно ли сказать, что такие книги бесполезны, если они уберегают людей от таких ошибок, как преступление Раскольникова? Может ли стабильно существовать общество, в котором члены не предостережены от ошибок теории этого героя? Где каждый мнит себя Наполеоном, которому все дозволено? На мой взгляд, стабильное существование общества как целостной системы в таких обстоятельствах невозможно. Именно в этом ценность литературы: знакомясь с ошибками литературных героев, люди могут уверенно смотреть в будущее, зная, что сами постараются не допустить их.Но если с литературой все понятно, здесь видны явные нравственные ошибки героев, то зачем нам обращаться к истории? Для чего нам знать об ошибках исторических личностей? Не проще ли забыть все и начать жить с чистого листа? Оказывается, совсем не проще.Почему-то сразу вспоминаются строчки песни: «Пусть жива еще боль об Афгане, и еще на устах Карабах». Действительно, первые ошибки прошлого, о которых вспоминаешь, – это многочисленные кровопролитные войны. Конечно, войны были победоносные, но каждый раз хочется спросить: а соизмеримы ли потери с ценностью победы? Какой ценой эта победа была достигнута? Если бы только бессонными ночами людей, кажется, невозможным, нечеловеческим напряжением сил (об этом, например, повествует книга А.Шахурина «Крылья победы»). Но нельзя забывать и об огромных человеческих жертвах. Например, в Первой мировой войне только во второй битве при Ипре пострадали пятнадцать тысяч человек, из которых пять погибли. И это только одна битва! Сколько же погибло всего, если только на Западном фронте было полтора десятка крупнейших операций? Не говоря о мелких! А я сейчас говорю только о Первой мировой войне. А если прибавить Великую Отечественную войну? Войну в Афганистане? Подавление локальных вооруженных конфликтов? Сейчас я рассмотрела только войны ХХ века. Я посчитала, у меня получилось более тридцати семи миллионов трехсот тысяч человек погибшими только за время вооруженных конфликтов ХХ столетия. А ведь кто-то войну начал. Кто-то в ней виноват. Можно ли забыть об этом? У.Черчилль, говоря об одной исторической личности, сказал: «Если Гитлер полезет в ад, то я готов произнести в парламенте речь в защиту дьявола». Стоит ли после таких изречений забывать о таких ошибках в истории, забывать о таком опыте?Помнить всегда должен каждый из нас,Что жизни прожитый день или час,Мирное небо, свобода, любовь -Это цена за пролитую кровь.Тех, кого нам уже не воскресить,Кто, как и мы, хотел жить и любить.Память о верных России сынахВечно гореть будет в наших сердцах, -поется в песне С.Тимошенко «Вечный огонь». И я абсолютно согласна с этими словами. Нельзя это забыть. Тяжело переживать утрату семьям погибших, тяжело даже просто сознавать, что погибли люди. Часто даже ни за что, как 131-я Майкопская бригада, брошенная в Грозный на верную смерть без помощи. Но не зря есть слова: «…пока мы их помним, они будут жить» в песне «Армейский альбом» группы «Голубые молнии», а значит, будут жить и другие, потому что мы будем помнить горький опыт прошлого, не допустим таких потерь в будущем.Но все это время я говорю об ошибках прошлого. Конечно, учатся на ошибках, но можно ли у прошлого учиться и хорошему? Мне хочется сказать о трех исторических личностях: Петр I, Екатерина II и Александр I. Это люди с великолепным образованием, мудрые, всю жизнь занимавшиеся саморазвитием. На мой взгляд, им стоит подражать: так же любить трудиться, как Петр Великий, довольствоваться малым, но всю жизнь учиться и работать. Известно, что он мог ходить в простой одежде, есть с простыми людьми, и в то же время при нем у Российской империи была богатейшая казна в Европе.Хочется опять провести параллель с литературой и вспомнить Э.П.Фандорина из романов Б.Акунина. Этот человек также всю жизнь занимался саморазвитием, учился, сам добился всего. Мне кажется, люди должны быть именно такими. «Человек стареет не физически, а морально», – пишет об этом Б.Акунин в романе «Черный город», и он совершенно прав.Людям очень важно знать о тех, кто давно уже умер или вообще никогда не существовал, потому что это влияет на становление нравственных качеств человека, формирует его как личность, а соответственно влияет и на формирование общества как целостной структуры и как объединения индивидов, в котором должны учитываться права и свободы каждого человека.Семен ЛОПУХОВ, ученик 10-го «А» класса школы №1371:- В современном мире очень мало увлекающихся художественной литературой подростков, любящих историю тоже немного.Как-то мой знакомый (надо заметить, не самый этичный и эрудированный) спросил меня, зачем мне изучать историю и какое мне дело до всего, что уже растворилось в веках. Я тогда не ответил, наверное, потому что в его словах было слышно ругательство, а не любопытство. А теперь я попробую поразмышлять на эту тему. Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?Книги, исторические ли, художественные ли, играют огромную роль в воспитании. Именно из них можно почерпнуть лучшие примеры для подражания. Французский писатель-моралист Жозеф Жубер отметил немаловажную роль правильных примеров в воспитании молодого поколения коротким и истинным афоризмом: «Детям нужны не поучения, а примеры». Истинность этого высказывания целиком подтвердилась на моем личном опыте.Я родился в религиозной семье и получил достойное воспитание, но решающую роль в моих жизненных убеждениях сыграла литература. Признаться, порой я легко относился к родительским нравоучениям и часто вел себя так, что мне сейчас противно об этом вспоминать. Но, слава богу, я, как и большинство всех мальчиков, любил (и сейчас люблю) военную историю. Со временем благодаря военной, исторической, приключенческой литературе сформировались мои жизненные убеждения, как мне кажется, не противоречащие всем моральным нормам христианской эпохи человечества. В книгах я нашел замечательные примеры: в каких-то из них я четко и ясно прочел, что достойно воина, рыцаря, дворянина, а что нет, чего делать нельзя, чтобы сказать с чистой совестью: «Честь имею!» Здесь я напомню об афоризме Жубера и добавлю, что и поучение, если оно подкреплено хорошим примером, имеет громадное значение. А где же найти такие нравоучения и тем более примеры в современном обществе, где честь – пустое слово, а труд воина часто считается разбойничьим?Но я нашел свою правду во многих книгах. Например, в романе Роберта Святополка-Мирского «Дворянин Великого князя». Главный герой – Василий Медведев – часто обращается к воспоминаниям о замечательных наставлениях его отца, тоже воина. Думаю, для любого юноши строки с этими размышлениями чрезвычайно полезны. А когда подчиненный Медведева, Алеша, предлагает ему вызнать секреты врага, переодевшись нищим, Василий запрещает, говоря: «Нельзя обманывать добрые чувства, в другой раз к ним может прийти настоящий нищий, а они убьют его, сочтя за лазутчика». Медведев рискует жизнью, все его труды по борьбе с разбойниками и надежды на скорую победу сходят на нет, потому что он бросается спасать совершенно незнакомого ему князя Андрея. Главный герой стремится соблюсти одну из важнейших христианских заповедей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (от Луки 10:27). Кульминация романа заканчивается неожиданной развязкой: Василий спас князя и победил разбойников.Еще одно замечательное произведение – повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В этой книге в отличие от романа Святополка-Мирского большее значение имеет не пример, а нравоучение, но опять же подкрепленное примером. И какое нравоучение! Золотые слова: «Береги платье снову, а честь смолоду!» Это наставление Андрея Петровича Гринева своему сыну, имеющее место в завязке сюжета, сильно влияет на всю жизнь Петруши и соответственно на развитие действия повести. И думаю, оно поменяло мировоззрение многих читателей и доставило удовольствие тем, для кого до прочтения «Капитанской дочки» честь была не пустым словом.В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» князь Николай Андреевич Болконский дает замечательное наставление уходящему на войну сыну: «Коли тебя убьют, мне, старику, будет больно, а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!» «Война и мир» дает нам примеры и замечательные поучения, которые найти в современном обществе невозможно.Жизнь Александра Васильевича Суворова может служить примером для каждого русского, кроме того, он оставил нам замечательный труд – книгу «Наука побеждать». Суворов очень знаменит, и я не буду подробно описывать все его добродетели. Но скажу, что его можно смело назвать «рыцарем чести и долга, рыцарем без страха и упрека». Конечно, эти слова довольно образны, ведь в эпоху Суворова рыцарство уже не существовало, но он в своей жизни руководствовался принципами благородных людей, которые формировались веками. Он просто и доходчиво объясняет свой главный принцип в «Науке побеждать»: «Честь моя мне дороже всего, покровитель ей Бог!»В истории и литературе можно найти нравоучения, понятия о которых отсутствуют в современном мире. В литературе и истории есть примеры для подражания, которые очень сложно найти в нашей жизни. А ведь, как сказал Сенека, хороший пример лучше любой красноречивой проповеди. Без чтения книг вряд ли возможно самосовершенствование. И моральное разложение современного общества, в частности молодежи, во многом связано с тем, что люди мало читают. Надеюсь, что в России будет еще много хороших поколений, но это возможно лишь в том случае, если подростки будут много читать об умерших и никогда не существовавших.Татьяна МАЛАНДИНА, ученица 10-го «Б» класса школы №1485:- Каждый день любого человека складывается из огромного количества различных поступков, действий, слов и мыслей. Зачастую мы даже не задумываемся об этом, ведь в бытовом плане мы не совершаем ничего судьбоносного, например, выбирая между кашей и творогом на завтрак. Но существуют такие вопросы, которые, когда мы их себе задаем, кажутся неразрешимыми, слишком тяжелыми, поэтому мы откладываем их до той поры, когда у нас будет достаточно опыта, чтобы с ними справиться.Я сама часто задаю себе подобные вопросы: чего хочу я от жизни? Что важнее: следовать за мечтой или обеспечить себе хорошее материальное благополучие? Есть ли смысл у любви, да и существует ли настоящая любовь? Как пережить потерю близкого человека? Ответить на них сразу невозможно, а со временем они блекнут в нашем сознании, человеку уже становится не важен ответ… Но в таких вопросах сама наша судьба! Оставляя их позади, мы теряемся в море жизни, плывем без четкого курса, не умея прощать, любить, отпускать то, что уже не вернуть, и подходим к концу пути, ничему не научившись.Так как же, например, обычному десятикласснику определиться в своей жизни? Я верю, что не только ему, но и любому другому человеку со сложной задачей помогут справиться книги. Ведь каждый литературный герой не случаен, он живет своей особой жизнью, невероятно похожей на жизнь обычного жителя планеты Земля. Он ошибается, сталкивается с болью и горем, любит и ненавидит, падает и снова поднимается, как жизнь любого другого человека, его жизнь не безоблачна, страдания и потери закаляют и меняют его… Конечно, я сейчас говорю о таких героях, на которых сама стараюсь быть похожей, но каждый, читая книги, может найти свой идеал, который со временем может и измениться. Зачем же мне, простому обывателю, равняться на кого-то, да еще и вымышленного? Но книги нужно всегда читать с умом. Это называется активным чтением, когда человек не просто наблюдает, а проживает жизни героев, он старается разобраться в прочитанном, понять, почему происходит именно так, а не по-другому, тогда при столкновении с проблемой у нас будет некая авторитетная модель поведения, понятная нам и принимаемая нами. Я думаю, что каждый человек, который читал, например, мировую классику или произведения современных авторов, согласится, что иногда писатель похож на настоящего психолога, он разбирается в тонкостях человеческой души, видит то, что было глубоко спрятано, так почему бы нам не обратиться именно к такому «врачу»?В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского на примере главной героини Сонечки Мармеладовой мы можем видеть, насколько человек может быть самоотверженным, сострадающим и милосердным по отношению к другим. Она пожертвовала собой ради родных, нуждающихся в ее помощи, и сделала это безмолвно, тихо. Я думаю, каждый нередко сталкивался с такой проблемой, как выбор между тем, чтобы сделать что-то для себя или для другого. Достоевский через свою героиню и пытается донести до нас мысль о том, что мы должны думать в первую очередь о других людях, тогда мир станет лучше и светлее.Если обратиться к современной литературе, то можно также найти немало достойных примеров, когда жизнь литературных героев помогает нам разобраться в себе, преодолеть горе и боль. Так, все люди рано или поздно сталкиваются с такой ситуацией, как потеря близкого человека, ведь никто не вечен. Если с кем-то это случается, то начинает казаться, будто мир опустел. Дело в том, что любой, кто хоть немного значит в нашей жизни, занимает в ней свое особое место, если же он исчезает, то уже никто не сможет его заменить. А если вдруг умирает твой отец, близкий друг или любимый человек? К такому невозможно быть готовым. Вот и главный герой романа Харуки Мураками «Норвежский лес» Ватанабэ, потеряв девушку, с которой его связывали не только романтические чувства, но и общие воспоминания, общий таинственный мир, где только они вдвоем могли находиться, понимает, что «какой бы ни была истина, невозможно восполнить потерю любимого человека; никакая истина, никакая искренность, никакая сила, никакая доброта не могут восполнить ее. Нам остается лишь пережить это горе и чему-нибудь научиться. Но эта наука никак не пригодится, когда настанет черед следующего внезапного горя». Так что же делать? Как жить дальше? Ватанабэ приходит к осознанию того, что он не один на Земле, поэтому, закрываясь в своей боли, он ранит дорогих ему людей. Именно понимание этого помогает ему вернуться к жизни. Никому не пожелаешь прийти к этому выводу самостоятельно через потерю того, кого любишь, но если это случается, то, возможно, именно этот литературный герой и сможет помочь человеку пережить горе.Но не только книги несут в себе бесценный опыт, ведь особую роль в жизни не просто каждого отдельного взятого человека, а и всего общества в целом играют исторические события, исторические личности. Уроки истории учат нас, как жить дальше, что нужно развивать, а чего нельзя допускать, люди должны знать своих героев и антигероев, ведь они и есть те реальные примеры того, каким должен быть человек или не должен.Можно сейчас вспомнить о величайших полководцах, например, о Михаиле Илларионовиче Кутузове. Он не просто гениальный стратег, он еще и человек потрясающих душевных качеств. Для него каждый солдат был как родной, а его патриотизму, вере в русский народ можно было позавидовать. Конечно, каждый из курса истории знает, что он знаменит невероятным решением оставить Москву после Бородинского сражения во время Отечественной войны 1812 года, которое впоследствии оказалось судьбоносным. При принятии этого решения он проявил твердость и силу характера, ведь многие его приближенные не поняли его и даже считали предателем. Но жизнь все расставила на свои места. В историю Кутузов вошел как волевой, сильный духом человек недюжинного таланта полководца, истинный патриот своей страны. И теперь, вспоминая о нем, мы начинаем гордиться своей страной и народом, стремимся перенять его лучшие качества.Я верю и призываю всех верить в невероятную силу литературы и исторического знания. Ведь если человек знает, к какому литературному герою или исторической личности «обратиться за советом», то его жизнь изменится к лучшему, он больше не будет чувствовать себя одиноким в своих проблемах, сможет достойно выйти из любой ситуации, имея за плечами багаж бесценного опыта предков и героев литературы. Надо только уметь им правильно воспользоваться.Полина ПИЛЯР, ученица 10-го класса школы №1315:- Некоторые наши современники беспрестанно задаются вопросом: зачем учить историю, зачем читать книги, если эта информация все равно не пригодится в будущей профессии и повседневной жизни?Как ни печально это осознавать, но наше поколение не придает особого значения истории своего народа и все меньше читает книги, предпочитая современный кинематограф и компьютерные игры, тем самым ограничивая свой кругозор, а вместе с ним и будущие возможности.Я же считаю, что нам необходимо знать историю своей страны и всего мира для того, чтобы не совершать ошибок, уже совершенных кем-то в далеком прошлом, или же, наоборот, учитывать опыт предыдущих поколений, следовать их примеру и стараться быть хоть немного похожими на великих людей, оставивших свой след в истории, повлиявших на дальнейшую судьбу всего человечества. «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание», – говорил один из крупнейших ученых-гуманистов XX века Дмитрий Лихачев. Лично я верю, что за нашими плечами стоят целые поколения предков, которые когда-то обладали неповторимой индивидуальностью, у них были свои печали и радости, они допускали ошибки и совершали значимые поступки. И если мы будем хоть немного знакомы с некоторыми из них, нам будет легче жить, используя опыт тех, кто уже был до нас.Всем нам известен житель древнегреческого города Эфеса Герострат, сжегший храм Артемиды, о котором говорили, что тот был прекраснейшим архитектурным сооружением из когда-либо существовавших. Он желал оставить свое имя в истории, прославиться, и, как это ни печально, ему это удалось. «Геростратова слава», – говорим мы о тех, кто заработал известность благодаря низкому и подлому поступку. Разве знакомый с этой историей человек не задумается несколько раз, перед тем как поступить похоже? Не сделает соответствующих выводов?С другой стороны, многие учителя приводят в пример ленивым ученикам Михаила Ломоносова – великого русского ученого-естествоиспытателя, энциклопедиста, химика и физика, который лишь благодаря своим талантам и усердию смог выбиться из низов общества и прославиться на всю страну так, что в его честь был назван Московский университет. Для меня этот человек – величайший гений, пример истинного трудолюбия, способного свернуть горы и высушить реки.Нам необходимо знать имена давно ушедших людей – исторических личностей, повлиявших своими поступками на всю мировую историю. Мы должны знать о Гитлере как о беспощадном и хладнокровном вожде фашистской Германии, помнить Юрия Долгорукого как основателя нашей любимой столицы. Наполеон, Леонардо да Винчи, Людовик XIII, Александр Пушкин, Исаак Ньютон, Уильям Шекспир: все эти люди – крохотные частички пазла, гайки в огромной машине мироздания, каждый из них важен и незаменим. Мы также обязаны знать историю своего родного народа, ведь он то, из чего мы состоим. Наше прошлое, настоящее и будущее – все это люди, их надежды и мечты, взлеты и падения и прежде всего их осознанный выбор. Наше поколение несет в себе уважение к дедам и прадедам, отдавшим свои жизни на Великой Отечественной войне, чтобы мы сейчас могли наслаждаться миром и покоем, жить счастливо: любить, ненавидеть, веселиться и беспокоиться по пустякам. Где бы мы были сейчас, если бы не жертвы Зои Космодемьянской и Александра Матросова? Помимо героев – защитников Отечества мы должны быть благодарны всем тем людям, что на протяжении веков делали все, чтобы их потомкам жилось проще, – врачам, химикам, инженерам, механикам, физикам – за их открытия, благодаря которым мы можем вылечить неизлечимые прежде болезни, каждую секунду узнавать что-то новое через средства массовой информации и в любой момент сорваться в путешествие на другой конец земного шара.Так же как и реально существовавшие личности, важны для нас и литературные герои, вымышленные великими умами прошлого и современности. Их необычные, порой печальные, порой счастливые истории учат нас жизни, общению, взаимодействию с окружающим миром. Благодаря произведениям русских классиков Достоевского, Толстого, Лермонтова, Гоголя мы способны познать человеческую сущность так, как, возможно, никогда не получилось бы у нас самих.Лучше всего изучить внутренний мир каждого человека в отдельности и общества в целом, можно лишь прочитав «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Тот выбор, что приходится делать главному герою, его страдания, его размышления – все это в той или иной степени близко каждому из нас, особенно в глобальном современном мире, в котором мы все живем, а эта книга учит нас главному – тому, что человеческая жизнь бесценна. За всяким преступлением последует наказание – та простая истина, которую нам нужно помнить каждую секунду своей жизни.Очень сильное впечатление на меня произвела книга М.Булгакова «Мастер и Маргарита», в которой не совсем обычные герои высмеивают человеческие пороки и суровую действительность. Их история рассказывает нам о том, что истинное зло заключено отнюдь не в мифических демонах и ведьмах, а в нас самих, что только ты сам волен решить, что же с ним делать – похоронить глубоко в себе или же выпустить наружу, принося боль окружающим тебя людям.Размышляя о том, чему же учит нас литература, не хочу обойти стороной произведение, которое можно было бы назвать учебником доброты, – «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Главный герой при всей своей детскости и наивности учит нас таким серьезным вещам, как любовь, забота и вера в чудеса. «Мы в ответе за тех, кого мы приручили» – эта книга поведала мне о настоящей дружбе и о ценности человеческих взаимоотношений.Известная американская поэтесса Мюриэль Рюкайзер сказала очень правильные слова: «Вселенная состоит не из атомов, а из историй». Для меня время – это целостная материя, в которой сливаются воедино миллионы и миллиарды крошечных историй. Когда-нибудь, спустя много-много лет, мы сами станем лишь сказкой, далекой и неизведанной для наших потомков. Поэтому нам следует изучать мировую историю, читать книги, расширять свой кругозор, и тогда перед нами откроется бесконечное множество далеких и неизведанных горизонтов.Мария Россовская, ученица 10-го «А» класса школы №237:- На протяжении всей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. С кем-то общаемся хорошо, кто-то нам почти незнаком, а некоторые всего лишь случайные прохожие. Но однажды в нашей жизни появляются новые персонажи – литературные герои и исторические личности. Герои живут своей жизнью: выбирают, ошибаются, сражаются, влюбляются, одним словом, мы как будто наблюдаем за ними со стороны. Но зачем это нам? Для чего нам нужно знать о сражениях и исторических событиях, если это было давно? Почему люди должны знать про тех, кого, собственно, не существовало?Ввиду того, что человек даже физически не способен прожить несколько жизней одновременно, такую возможность ему дает книга. Именно она тот уникальный источник знаний, мудрости, морали, опыта – всего того, что человек зачастую не может получить от жизни. Писатели, помещая героев в трудные ситуации, наглядно показывают нам пути решения жизненных проблем, и нам это не только интересно, но и важно знать – мы учимся жить.Кроме того, литературные произведения – источник вдохновения для последующих поколений: для художников, писателей, режиссеров. Сколько великолепных произведений (в кинематографии, в живописи и музыке) доставляют нам наслаждение чувствовать, со-чувствовать, со-переживать. Мы воспринимаем и фильм по роману Л.Толстого «Война и мир» как совершенно самостоятельное произведение, а опера по «Слову о полку Игореве» и картины Васнецова заставляют нас воспринимать судьбы персонажей как судьбы совершенно конкретных людей.Примером влияния книги на человека может служить творчество Федора Михайловича Достоевского. В детстве на будущего писателя огромное влияние оказала поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» – образ Петербурга (города бедного Евгения) Достоевский даже использовал в своем романе «Преступление и наказание». В своей речи 8 июня 1880 года на заседании «Общества любителей российской словесности» Достоевский, процитировав Н.В.Гоголя, начал выступление так: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа!» Прибавлю от себя: и пророческое.Часто бывает так, что опыт литературного героя негативен, это позволяет нам сделать определенные выводы и не повторить ошибок персонажа. Подобным антигероем для меня стал Дориан Грей из повести Оскара Уайльда. По сюжету прекрасный молодой человек хотел остаться вечно молодым («Я стану старым, мерзким, противным. А этот портрет останется юным вовеки. О, если бы могло быть наоборот!»), что привело к трагическому завершению этой истории. Она поразила меня и дала понять: не стоит желать невозможного и пытаться противостоять природе.Если литература дает нам почву для размышления, то как же нас «выручают» исторические персонажи? Вся история нашей страны вершилась совершенно конкретными людьми. Да, их сейчас нет среди нас. Нет и князя Игоря, и М.И.Кутузова, и маршала Победы Г.Жукова, и Юрия Гагарина. Но их конкретные деяния – это наши общие новые высоты, свидетельства нашего мужества, предмет национальной гордости, примеры подвига.Жизнь исторических деятелей – наше национальное достояние, которое мы должны не только хранить – передать потомкам.И нравственная высота исторических деятелей занимает большое место в русской литературе.Во время войны 1812 года русская армия проявила стойкость и мужество, сражаясь против армии Наполеона. Несомненно, важным человеком на этой войне был Михаил Илларионович Кутузов. Благодаря его действиям русская армия проявила себя достойно во время Бородинского сражения, а наполеоновская армия позже была разбита. Подобные подвиги не должны быть забыты, но должны служить примером патриотизма и упорства.Я думаю, что именно знание о тех, кто уже не с нами (исторические личности), и о тех, кто никогда не существовал (литературные персонажи), заставляет нас задуматься о самых лучших и худших человеческих качествах, помогает найти вдохновение и цели в жизни, учит и мотивирует, подает пример нравственного выбора….Мне иногда кажется, что земля как бы окольцована людьми. Что было бы, если бы все люди вдруг взялись за руки? Думаю, что в этой цепочке впереди всех должны быть и исторические деятели, и литературные персонажи. Мы все единой цепью связаны предыдущими поколениями и должны не прервать эту связь – передать потомкам.Вадим СОЛОНСКИЙ, ученик 10-го ФМ-класса лицея Троицка:- На Земле на протяжении веков жили миллиарды людей. Человечество развивается, придумывает что-то новое, отбрасывает уже устаревшее и, естественно, совершает ошибки. Но ведь если бы так и продолжалось все это время, то человечество бы погибло от собственных рук.Что удерживает людей от совершения старых ошибок? Конечно, история – память поколений! Мы помним наши ошибки, мы помним их последствия, мы помним и тех, кто совершал ошибки, и тех, кто их исправлял. Разве не это главное? Совершать ошибки, понять их, исправить и двигаться вперед, несмотря ни на что! В этом и есть смысл развития.Человек – это биосоциальное существо с практически неограниченной способностью к самосовершенствованию и духовному росту. Он может стать злым, добрым, честным, лживым, подлым, справедливым, храбрым, трусливым, щедрым или жадным. Каждый человек сам расставляет свои приоритеты. Чуть ли не всю жизнь люди что-то меняют в себе или, сами того не замечая, меняются под действием внешних факторов, это величайшая, на мой взгляд, сила, данная всему человечеству.Один из главных факторов влияния на человека – это жизненный пример исторических личностей. Они оказывают огромное влияние не только на ход истории, но и на каждую отдельную личность. Сколько человек решили, что наука важнее всего, когда узнали про достижения И.Ньютона, А.Эйнштейна, Ч.Дарвина, М.Ломоносова? М.Лютер воспротивился произволу и падению духовности католической церкви, им было создано новое учение – лютеранство, несмотря на всю власть, которая тогда была у католической церкви. Те люди, которые создали и подписали Декларацию независимости США, считались бы изменниками, если бы у них не получилось задуманное. В этом документе есть строчки и о том, что если власть не оправдывает ожидания народа или желает принудить их, то долг каждого – низвергнуть такое правительство. Не стал ли их поступок примером храбрости и патриотизма?Нельзя уменьшать и роль литературы в жизни людей. Она оказывает влияние едва ли не большее, чем пример исторических личностей. В разное время, в разных странах писатели с помощью литературных произведений призывали всех и каждого брать пример с персонажей книг, стремиться к ним или же, наоборот, выявить пороки общества. Читая «Фауст» И.Гете, я понял, насколько для всех нас важны самопознание и самосовершенствование. Главный герой Фауст продал душу Мефистофелю ради призрачной надежды найти истину.Саня Григорьев из романа В.Каверина «Два капитана», несмотря на трудную, полную лишений жизнь, никогда не сдавался и всегда следовал собственному пути чести и благородства. Он ошибался, рвался, путался, бросал и снова брался. Автор не идеализировал своего главного героя, у него были свои недостатки, но он старался преодолеть их. Саня Григорьев – мой любимый литературный персонаж, который научил меня всегда держать слово и тому, что из любой ситуации есть выход.К сожалению, существуют и те, кто не хочет внимать урокам истории и отказывается брать пример с исторических личностей или литературных героев даже в наше время. В тысяча девятьсот тридцать девятом году А.Гитлер начал свой крестовый поход по Европе, захватывая все на своем пути, уничтожая всех, кто сопротивлялся. Его амбиции положили начало Второй мировой войне. Фашизм стал трагедией, ошибкой, унесшей тридцать пять миллионов жизней. Теперь А.Гитлер считается величайшим убийцей в истории, а фашизм – идеологией, которая не должна существовать. Несмотря на это, на Украине допустили к власти таких людей, которые одобряют использование коктейлей Молотова, настоящего оружия против людей, в руках которых лишь щиты, а на улицах Киева слышны выкрики: «Слава Украине! Смерть врагам!» Это привело к возникновению если не мирового конфликта, то к ухудшению отношений между странами уж точно.История и литературные произведения – это книги жизни, которые должен прочитать каждый человек. Прочитать и усвоить уроки, которые дают нам исторические личности и литературные герои на своем личном примере. Только так можно избежать старых ошибок и не допустить совершения новых, поэтому люди должны помнить о тех, кто уже умер или вообще не существовал.Мария УКОЛОВА, ученица 10-го класса Государственной столичной гимназии:- Жизнь не ограничена настоящим и реальностью. Жизнь не существует без прошлого, жизнь не заключена в рамки материального. Человек живет в постоянном движении, идет в ногу со временем, но не теряет воспоминаний о прошедшем и не пренебрегает возможностью обратиться к книге как к образу прошедшей эпохи.История для меня – череда личностей, людей, каждый из которых изменил мир. Но в отличие от людей, реально существовавших, современность создают и те, кто никогда не жил, – герои литературных произведений. Однако чем больше времени проходит, тем дальше от нас с вами становятся давно умершие императоры, революционеры, полководцы; все менее актуальными делаются старые романы, все больше и больше блекнут в глазах читателя герои других времен. Встает вопрос: нужно ли знать современному человеку о тех, кто даже не сошел с пыльных страниц? И если да, то зачем? Чему могут научить любого из нас литература и история? Я вижу только один ответ на этот вопрос: да, знать, конечно, нужно. Почему? Причин много, и стоит начать с самой простой из них – воспитательной функции литературы и истории.Есть вещи, которые прививаются ребенку в кругу семьи, – это понятия «хорошо» и «плохо», этикет, это умение отличать правду от лжи и многое другое. Все это мать объясняет ребенку прямо или показывает на собственном примере. Литература же учит иносказательно, в этом ее прелесть. Говоря о конкретных литературных героях, нельзя не вспомнить таких знаковых персонажей басен, как Ворона и Лисица, Моська, Стрекоза. Знакомые нам с детства образы простофиль, хитрецов, лентяев настолько срослись с нашим сознанием, что стали именами нарицательными; именно через эти аллегории мы видим недостатки, пороки самих себя и окружающих. Ценность дружбы подсознательно понимает ребенок, читающий «Ивана Царевича и Серого Волка», бессмысленную жадность порицает «Сказка о рыбаке и рыбке». Трудно себе представить, как много теряет будущий гражданин, отказывающийся от поучительных сказок и басен в пользу современных мультфильмов и комиксов!Пусть ребенок еще не слишком сведущ в истории, любой ученик начальной школы хотя бы раз слышал о коварном убийстве Цезаря, о жестокости Ивана Грозного. Значение исторических личностей и литературных персонажей воспитывает в человеке уже на первых этапах его развития лучшие качества: щедрость, доброту, умение любить и дружить. Появляется возможность учиться на чужих ошибках, анализировать, формировать предпочтения. Иными словами, становиться полноценной личностью, а не просто эрудированной, но не обладающей устоявшимися моральными нормами.Если раньше мы говорили о частном человеке и о том, что значит для него знание истории и литературы, то теперь речь пойдет об обществе и, возможно, человечестве. Воспитывая, эти две дисциплины не только формируют сугубо личностные качества, такие как доброта, милосердие, дружелюбие, но и мировоззрение.Разумеется, мировоззрение зависит от эпохи, в которую живет человек; но разве история создана не для того, чтобы осветить закономерность и последовательность эр жизни человечества? Разве литература не зеркало, в котором запечатлены нравы и идеалы предыдущих поколений? Наблюдающий и эрудированный человек сможет понять, проанализировать и на основе этого сформировать свое собственное мнение относительно окружающего. А когда множество людей сходятся во взглядах на мир, рождается новое, другое общество, потому что полного повторения старого не бывает.Мы видим Владимира, крестившего Русь; я знаю людей, считающих, что это было варварским, несвоевременным разрушением старины. Видим Петра I, и здесь взгляды на модернизацию, осуществленную им, тоже расходятся (например, западники и славянофилы). Эпоха Николая I, известного консерватора, нашла отражение в нравах «лермонтовского поколения» – поколения скептиков, живущих в бездействии и апатии. Это, казалось бы, давно ушедшее время, но разве печоринское самообожествление никогда не встречалось в современном мире? Разве одна Россия (в 60-е годы XIX века) переживала идейное бездорожье? Литература и история связаны между собой сильнее, чем может показаться. Современному человеку присущи идеи гуманизма, но чьи произведения, как не Пушкина и Некрасова, выражают их лучше всего? Современный мир называют капиталистическим, значит, в нем ценятся свобода и деятельность. Зарождение именно этого мира отражено в произведении А.Чехова «Вишневый сад». Таким образом, мы видим, что современность, в которой существует теперь человек, как идея и мотив складывалась в ходе движения истории. Подхвачены и переданы через литературу оказались мысли о свободе, ценности человеческой жизни, вере.На мой взгляд, самое важное знание, которое может приобрести человек, знакомящийся с историей и личностями, создающими ее, а также с литературными героями, – национальное сознание. Личные качества вкупе с собственным мировоззрением никогда не сделают человека человеком до конца. Любой из нас не только часть общества, носитель ценностей современности, но и часть народа, нации. В большей или меньшей степени мы чувствуем связь с прошлым, с истоками. Эту принадлежность мы осознаем при знакомстве с русским фольклором, потому что видим в образах сказочных персонажей отражение самих себя. Ценности милосердия и честности, доброты и простоты передаются у русского человека из поколения в поколение. Тут и семейность, взаимовыручка («Репка»), и патриотизм (былины об Илье Муромце и других богатырях), и товарищество («Вдовий сын»), и мечты о других краях, далеких от Родины («Повесть о Еруслане Лазаревиче»). Все это перенимает почти неосознанно любой русский человек. Недаром в сокровищницу русской литературы вошли такие произведения, как «Преступление и наказание» (образ Сони как хранительницы истинно христианских ценностей), «Война и мир» (теплота патриотизма, образы Наташи и Пьера, столь близких любому). Князь Святослав, Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I, Александр II… Перечислять можно бесконечно, но достаточно и одного имени, чтобы гордость за страну стала греть сердце. Незнание этих имен и заслуг этих людей кажется кощунственным. Человек, лишенный такой памяти, не может быть частью нации.Знание истории и литературы, персонажей и личностей воспитывает человека, формирует его личные качества, в ходе изучения истории он развивается и создает свое «я», а затем становится частью своего народа, приобщаясь к национальной культуре и становясь патриотом.Алина ШУИНА, воспитанница 10-го класса «А» МКК «Пансион воспитанниц МО РФ»:- Что помогает людям нравственно развиваться? Школа? Книги? Или, может быть, опыт окружающих их людей, учителей?На эти вопросы существует множество ответов, но все их можно обобщить: человек по своей природе стремится к развитию, в этом ему помогает окружающий мир. Все, что когда-либо видел, слышал, чувствовал индивид, сплетается воедино в человеческой душе и разуме. Эти элементы составляют опыт, приобретенный личностью.Но как же не сделать роковую ошибку, если ты еще молод, а перед тобой стоит тяжелый выбор? На этот вопрос дают ответ историки и литераторы: надо обратиться к прошлому. Изучая историю, читая биографии выдающихся личностей, мы извлекаем уроки из их ошибок, берем с них пример, приобщаемся к истории.Для меня всегда была примером Екатерина Романовна Дашкова, русская просветительница, одна из создателей Российской академии наук. Эта женщина, будучи княгиней, заботилась о просвещении русского народа. Благодаря охоте к чтению она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Екатерина Романовна была близкой подругой императрицы Екатерины II Великой. Екатерину II до сих пор считают самым талантливым просветителем народа русского. Несмотря на то что она урожденная немка, императрица остается одним из символов России, русской истории, до сих пор примером для молодых поколений. Она пример и для нас, воспитанниц пансиона. Ведь правительница XVIII века не только образованнейшая женщина своего времени, она еще и основоположница женского образования в России. С ее легкой руки был основан Смольный институт благородных девиц, который и стал прототипом нашего пансиона.Эти женщины вошли в историю. Но разве только история описывает выдающихся личностей? Часто они становятся героями романов, повестей, од, особенно императоры и полководцы. Конечно, в художественных произведениях реальные личности отображены немного не такими, какими были в жизни, опять же если верить истории. В их описании нередко присутствует гипербола, иногда даже ирония и сарказм. Что-то скрывается, а что-то, наоборот, подчеркивается.Ярким примером такого произведения – сборника о жизнях реальных личностей – стал роман Л.Н.Толстого «Война и мир». В нем описаны почти 200 реально существовавших людей. Всех не перечислить, но нельзя не обратить внимание на императора Александра I и, конечно же, на выдающихся полководцев всех времен Наполеона и Кутузова. Впервые мы знакомимся с русским главнокомандующим в сцене «смотр в Барнау», где он предстает перед нами бывалым солдатом, знающим многих еще с турецкой войны. Кутузов, «старый человек с седой головой на огромном толщиной теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову», «медленно и вяло» идет перед полками. По его поведению становится ясно, что это добрый, заботящийся о солдатах полководец, не различающий людей по чинам. Тот же старик-главнокомандующий дремлет на военном совете перед Аустерлицем и тяжело опускается на колени перед иконой накануне Бородинского сражения. Л.Н.Толстой в портрете Кутузова подчеркивает его внешнюю немощь, стариковскую тучность, дряблость, но помогает почувствовать его внутренний покой и сосредоточенность души. Прочитав роман, можно сказать, что Кутузов – особенная фигура, личность, наделенная мудростью.Автор постоянно гиперболизирует старость в описании полководца. Но этот контраст между уже старым телом и вечно живым внутренним миром помогает нам задуматься о нас самих, понять, что мы делаем не так, сделать вывод, который каждый рано или поздно делает для себя: главное не внешняя оболочка, а внутренний мир. Через описания реальных личностей в искусственно созданных воображением автора реалиях мы можем увидеть пороки людей и их прекрасные качества, сделать вывод о плохом и хорошем. Анализируя произведения параллельно с событиями данной эпохи, читатели учатся сопоставлять факты и выдумку, учатся читать между строк, извлекать что-то полезное. И лишь знание истории реальной жизни этих людей поможет отличить правду от выдумки автора.История состоит из событий, которые безостановочно сменяются одно за другим. Ход времени нельзя остановить или пустить вспять; то, что уже прошло, нельзя исправить, но можно и нужно думать о будущем, о том, что с нами должно произойти. Все мы рано или поздно оказываемся перед сложным выбором. И в этот момент обращаемся к истории, литературе, которые помогут выбрать верный путь и продолжить дорогу в прекрасное будущее. Такой выбор случается часто на жизненном пути человека, но историческая память всегда подскажет, как быть и по какой тропе пойти.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте