search
main
0

Для “БЕЛНЕТА” денег нет В этом году система образования Белоруссии отметит завершение очередной пятилетки – информационной, и подведет итоги. В большинстве своем неутешительные

3 класса от государства, 141 – от спонсоров
О том, что пора переходить на новый уровень образования, в Белоруссии поняли еще в прошлом веке: в 1998 году началась реализация республиканской программы “Информатизация системы образования”. Проект должен решить основные проблемы современного образовательного пространства страны: повысить уровень знаний подростков в области информационных технологий, разработать и внедрить в школы последние достижения компьютерной мысли, создать необходимую материально-техническую базу для использования новейших технологий в работе учебных заведений и органов управления образованием. За первые три года – 1998-2001 – удалось выполнить основные мероприятия нормативного, научного, учебно-методического и кадрового обеспечения программы, а вот об удачном материально-техническом обеспечении говорить не приходится. Из-за недостаточного финансирования программы в школы было поставлено чуть более 900 компьютерных классов, модернизировано около 550 комплектов учебной вычислительной техники, закуплено порядка 1500 комплектов программных средств. Какими темпами шли поставки техники и программного обеспечения в образовательные учреждения, хорошо видно на примере: в 2001 году на средства республиканского бюджета было приобретено 3 компьютерных класса, в то время как спонсоры оснастили школы 141 современным компьютерным классом!
К началу 2003 года мало что изменилось: среди начальных школ республики только пять оснащены компьютерными классами, в среднем на одну машину приходится 50 учащихся, причем 12,5% компьютерных мест из-за нерегулярного технического обслуживания находятся в неисправном состоянии. То, на чем учащиеся вынуждены изучать информатику, а в белорусских школах основной областью использования компьютерной техники остается именно этот предмет, трудно назвать современной техникой. Комплекты учебной вычислительной техники типа “Корвет” и “Немига” были поставлены в учебные заведения еще в 1988-1993 годах, и хотя они уже давно физически и морально устарели, в ближайшем будущем менять их никто не собирается. По сравнению с 1998-1999 годами темпы поставок новой техники сократились в два раза. Вот почему доля современных классов составляет всего 28,5% от общего числа. Но и компьютеры не используются во всю мощь: преподаватели не умеют и боятся использовать информационные технологии на уроках. По всей республике только 4-5% учителей-предметников включают их в учебный процесс.
Белорусским школьникам вход в интернет заказан. Просто потому, что лишь 5,2% учебных заведений имеют доступ к Сети. Если бы в каждой школе был хотя бы один современный компьютер, подключить среднее образование республики к глобальным информационным ресурсам не составило бы труда.

На семинар в интернет
В отличие от школ все профессионально-технические учебные заведения (ПТУЗ) Белоруссии оснащены компьютерными классами. Однако только 54% из них имеют кабинеты IBM-совместимой техники. В среднем на один компьютер приходится 62 учащихся ПТУЗов. Наилучшие показатели в этом плане у учебных заведений Гродненской области и Минска – 38 и 39 соответственно, наихудшие у Витебской – 201.
22% ПТУЗов используют вычислительную технику на практических занятиях и семинарах. Этот показатель мог быть и выше, но информатизация профессионально-технического и среднего специального образования осложняется разнообразием направлений использования новых компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Среди ссузов около 50% учебных заведений имеют выход в интернет, при этом примерно 25% используют возможности глобальной Сети в учебном процессе. В ближайшее время в паутине окажется еще больше ПТУЗов: специалисты Республиканского института профессионального образования создают корпоративную информационную сеть Profnet, которая объединит областные учебно-методические центры профессионального образования и учебные заведения.

Ставка ниже, чем должность
В плане информатизации техническим вузам Белоруссии повезло больше, нежели гуманитарным. Они лучше оснащены техникой, на лекциях и практических занятиях все чаще используются современные средства обучения. Крайне низкая обеспеченность педагогических университетов компьютерами вызывает озабоченность в Министерстве образования республики. Но даже если в педвузах поставят необходимое количество машин, вряд ли они будут работать: профессионального компьютерщика на нищенскую зарплату не заманишь. Сегодня сложилась ситуация, когда тарифный разряд начальника сектора вычислительного центра высшего учебного заведения ниже, чем у преподавателя-стажера. Поэтому, прежде чем продолжать масштабную информатизацию высшего образования, необходимо пересмотреть систему оплаты труда специалистов, непосредственно обеспечивающих работу новых технологий.
Практически все вузы республики – 92% – имеют доступ в интернет. Однако и здесь не обошлось без проблем. Отсутствие необходимого финансирования на оплату услуг провайдеров, недостаточная пропускная способность каналов связи и внутренняя инфраструктура вузов не всегда позволяют в полной мере использовать интернет-технологии в учебном процессе. А преподаватели хотят и могут работать с современными обучающими средствами. Им бы лишь еще немного подучиться… Но руководители высших и средних специальных учебных заведений недостаточно внимания уделяют повышению квалификации своих сотрудников в области информационных технологий. В первую очередь это объясняется недостаточной оснащенностью учебных заведений современными компьютерами, а также отсутствием в учебных планах подготовки учителей-предметников по использованию новых средств в педагогической деятельности. Если же такие курсы введены, то они чаще всего носят теоретический характер, не предусматривают практических или лабораторных занятий и рассчитаны не на продвинутого пользователя ПК, а на новичков.
Сегодня за повышение квалификации и переподготовку специалистов образования в области инновационных технологий отвечают Академия последипломного образования, Республиканский институт профессионального образования, Республиканский институт высшей школы Белорусского государственного университета (БГУ), областной и Минский городские институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, ряд факультетов повышения квалификации ведущих вузов. Постоянно проводятся целевые курсы повышения квалификации в области компьютерных средств для руководителей и специалистов образования, соответствующие разделы включены в учебные методические пособия. Например, Академия последипломного образования проводит переподготовку учителей по специальности “Информатика”. В настоящее время создан первый в республике Центр интернет-образования при БГУ, который осуществляет целенаправленную подготовку учителей школ и руководящих работников образования в области интернет-технологий. И все-таки масштабы и интенсивность повышения квалификации педагогических кадров в области компьютерных информационных технологий отстают от возрастающих потребностей системы образования.

Финансирование пробуксовывает
В 2000 году Совет министров Республики Беларусь утвердил “Государственную программу создания информационной компьютерной сети системы образования Республики Беларусь”. “БЕЛНЕТ” позволит максимально расширить доступ к республиканским, российским и мировым образовательным информационным ресурсам, что создаст равные условия для жителей села и города, учащихся столичных и региональных учебных заведений в получении знаний, другой необходимой информации на уровне современных требований и позволит решить задачи качественного образования и проблемы сельской школы. Во взаимосвязи с Республиканской программой “Информатизация системы образования” это позволит выйти на построение единого информационного пространства системы образования Республики Беларусь. Правда, если только финансирование будет постоянным. В настоящий момент на “Государственную программу создания информационной компьютерной сети системы образования Республики Беларусь” денег не выделяется. Вторая компьютерно-инновационная пятилетка образования покажет, где же остался воз информатизации: тут – в прошлом или там – в будущем.

Петр ОЛЕХНОВИЧ
Минск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте