search
main
Топ 10

“Дистант грянул, но мы оказались спокойны”

Представители системы образования Вологодской области поделились позитивным опытом перехода на дистанционное обучение.

Московский международный салон образования не теряет своей популярности и, как и в прошлые годы, собирает множество посетителей. Правда, теперь это онлайн-посетители, которые “заходят” в виртуальные залы, чтобы послушать участников и пообщаться с ними.

​На ММСО-2020 работают 10 конференц-залов, а формы проведения мероприятий самые разнообразные: круглые столы и панельные дискуссии, разбор кейсов и представление практик, мастер-классы, практики работы на будущее, конференции. Ежедневно проходят презентации различных проектов, а вечером зрителей приглашает сетевой киносеанс “Свободная школа”.

Немалое число онлайн-посетителей собирает специальная площадка “Час региона”, на которой целые команды из республик, краев и областей нашей страны делятся своим опытом. Выступления запланировали около 15 регионов – Карелия, Москва, Самарская, Ульяновская, Ленинградская области, Алтайский край, Нижний Новгород и другие. В новых условиях существования это оказалось очень востребовано, например, 27 апреля, самой поздней трансляцией дня, закончившейся уже в девятом часу вечера, стала панельная дискуссия команды Вологодской области на тему “Трансформация системы образования Вологодской области в условиях пандемии. Эффективные управленческие решения”.

Модератором дискуссии был заместитель министра образования Московской области Илья Бронштейн. Он задал вопрос о том, как конкретные образовательные организации встраиваются в новую онлайн-реальность. Так ли всё идеально выходит на практике, как пишут на бумаге? И насколько директора школ и других образовательных организаций чувствуют поддержку управленцев? О проблемах перехода на дистанционное обучение сказано немало, а представители Вологодской области в своих выступлениях сосредоточились на позитивном опыте.

Антон Муромцев, директор Центра образования имени И.А. Милютина города Череповца:

– Да, действительно, поддержку мы чувствуем. Не могу сказать, что все 100% детей сегодня в режиме онлайн-дистанта, но и их мы постарались вовлечь в активную деятельность в рамках дистанционного обучения, используя даже обычный телефон.

Хочется сказать о том, что данная ситуация принесла нам сегодня. Во-первых, это оперативность. Как мы стали оперативно доступны на 100% для родителей, так и органы управления образования стали также доступны. Мы получаем вопросы от родителей постоянно и если не можем ответить на все, то стараемся это сделать через чат директоров и другие средства коммуникации. Как показывает практика, нам удалось настроить удачные средства коммуникации, во многом благодаря тому, что мы онлайн-обучение запустили в тестовом режиме еще в рамках каникул. Обучить педагогов было мало, нам надо было еще обучить детей и родителей. Для этого мы использовали возможности самых разных платформ. И мы здесь не ограничивались онлайн-уроками. В рамках первой недели мы провели онлайн родительские собрания. Чтобы привлечь детей, особенно в начальной школе, надо было научить родителей.

Еще один очень важный момент, о котором хотелось бы сказать. Мы долгое время сожалели о том, что школа оказалась оторванной от семьи. Если вспомнить советскую практику, педагоги могли прийти в семью, посмотреть на социальные условия, то потом это из нашей повседневной жизни практически ушло. А теперь благодаря дистанционному обучению это снова появилось. На самом деле это замечательный инструмент выстраивания грамотной коммуникации. Потому что учителя-предметники зачастую оторваны от реальности своих детей в классе, они их видят и судят исключительно по тетрадям и общению с ними в классе. А тут реальная возможность получить обратную связь от самих детей и их родителей.

Самое важное было в том, чтобы наладить оперативную связь. Лично я регулярно выходил на связь и записывал обращения для родителей и постоянно находился на связи с нашими родительскими советами, и они имели возможность задать вопросы.

Нужно сказать про технические проблемы. Здесь мы тоже решили пойти на опережение и использовали то оборудование, которое есть в школе – у нас новая современная школа, и были ноутбуки, которые мы могли выдать ученикам, и родителям. И мы на первой неделе дистанта эти технические средства ребятам выдали.

Лариса Лукичева, директор вологодской школы № 26:

– Дистант нагрянул неожиданно, и для нас это не стало чем-то страшным и шоковым. Так получилось, что основной позицией нашего коллектива в рамках повышения квалификации учителей является профессиональное взаимодействие. И мы имеем очень много друзей-школ по всей нашей стране. Мы очень любим ездить на образовательные стажировки, чтобы расширять свое информационное поле. В 2014 году мы были в Ижевске в 97-й школе у Ахтама Чугалаева, и он познакомил нас с дистанционным обучением. Мы поняли, что в программу развития нашей школы вливается новый проект дистанционного обучения, который позволит нам вывести на пятидневную учебную неделю пятые и шестые классы. В течение полугода мы проводили большую подготовительную работу – разъяснительную с родителями и вели обучение родителей, детей и педагогов. И с 2015 года пятые и шестые классы у нас по субботам вышли на дистанционное обучение. Таким образом, на сегодняшний деть наши дети с пятого по восьмой класс обучены дистанционному обучению, и родители любят дистанционное обучение – те, которые через него уже прошли.

У нас была создана своя платформа в облачной технологии Google, у наших детей уже были пароли и логины, а особенностью было то, что педагоги делали свои уроки сами. Они использовали разные ресурсы и составляли урок именно в том учебно-методическом комплекте, в котором они работали. Поэтому когда “дистант грянул”, мы, в принципе, отреагировали спокойно и начали дальше работать.

Какая самая главная задача должна была встать для любой администрации школы? Это задача управления коммуникациями. Нужно было четко наладить работу с учителями, родителями и учениками. И мы составили чек-листы для каждого участника образовательных отношений, где все четко понимали алгоритм действий, который будет необходим при его работе. Таким образом, все знали, что надо делать, кому звонить и как это организовывать. Кроме этого, у нас сразу появилась целая группа консультантов-педагогов, которые уже не один год работают в этом, и они взяли индивидуально шефство над учителями старшей возрастной группы, и являются консультантами этих педагогов до сих пор. Работают они в парах, поэтому все возникающие у педагогов вопросы решаются в обычном режиме.

В принципе, дистанционное обучение – это зона роста, потому что она нам очень много позволила увидеть. В нашей области действительно очень много сделано департаментом образования и Вологодским институтом развития образования, наши педагоги все свои консультации как учителя-предметники получают. Мы четко держим руку на пульсе. У нас тоже создан чат всех классов, всех педагогов, чат администрации школы… Но как бы мы все это хорошо не делали, нужно обязательно спросить у детей и родителей, насколько мы это делаем хорошо. Поэтому родительское онлайн-собрание проведено, его запись выложена во все группы классов, мы получаем определенные вызовы дальше и в режиме нон-стоп их решаем. Родители могут задать любой вопрос в любое время.

Мое твердое убеждение, что из дистанционного обучения мы обязательно вернемся в формат очного, но мы вернемся в плюсе и обязательно будем расширять дистанционное обучение там, где это будет необходимо.

Ирина Дарманская, директор Вологодского колледжа связи и информационных технологий:

– Система профессионального образования вошла в дистант чуть раньше школ, потому что в школах были каникулы, у нас их нет, и мы с 17 марта в системе дистанционного обучения. Мы определили для себя основные информационно-образовательные электронные ресурсы, в которых будем работать. Нам, наверное, проще, чем другим колледжам, потому что мы – колледж связи и информационных технологий, и мы с системой дистанционного образования работаем уже в течение четырех лет на платформе Moodle. Большим подспорьем сейчас является информационная платформа “Система электронного обучения Академия-Медиа”, в которую зашел регион через лицензионное соглашение, заключенное с департаментом образования. Мы используем сегодня разнообразные электронные библиотеки, у нас их достаточно много, потому что наши образовательные программы, которые мы реализуем в колледже, разносторонние, и ни одна электронная библиотека не содержит весь контент, который необходим колледжу.

Мы с коллегами провели обсуждение всех предполагаемых рисков, и на сегодня в системе Moodle сформирован весь пакет программных продуктов, которые мы сегодня используем с нашими студентами. У нас тоже есть рабочие чаты, идет обсуждение всех проблем, которые открываются перед нами. Но если говорить о том положительном опыте, который мы возьмем, хочется сказать, что родители наших детей стали к нам ближе!

Система профессионального образования особенная. Родители считают, что ребенок уже взрослый, и он может сделать все сам, то сегодня мы получаем от родителей вопросы, которые вместе с ними решаем. Поэтому ситуация, в которую мы сегодня вошли, так же, как и систему общего образования, поднимет нас несколько на другой уровень.

 

Ольга Проничева, руководитель Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи “Импульс” Вологодского многопрофильного лицея:

– У нас жизнь тоже не останавливается. Сейчас мы провели дистанционную профильную смену по английскому языку, получили большой отклик. Хочется сказать, что дистанционное обучение выявляет высокомотивированных детей, потому что здесь как раз и проявляются дети, способные работать много и качественно. Большинство конкурсов у нас проходит именно через систему дополнительного образования детей, и сейчас они переведены в дистанционную форму. Сейчас много конкурсов и много курсов открыто, когда к детям стали ближе профессионалы. Министерство просвещения запустило курс, где ребятам не только оказывают помощь в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, но где и организуются интересные встречи с людьми, достигшими высоких результатов в своей жизни. Этот порыв общения и опыт, который приобретают дети, очень много им дает.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте