Казалось бы, какое отношение имеет Торгово-промышленная палата к образованию. В городе Находке прямое. Большинство посетителей ТПП – бизнесмены. Каких только специалистов среди них нет! А вот знаний, необходимых в работе, им недостает. Нужна серьезная учеба. А кто может себе позволить учиться днем или на 40-50 дней оторваться от своих дел, чтобы поехать сдавать сессию, как положено заочникам?
Дистанционное образование оказалось единственным выходом. Добавьте к этому закрытие шахт в соседнем Партизанске, сворачивание традиционных производств, и получится целая армия людей, нуждающихся в изменении или повышении квалификации. Денег на платное очное обучение у них нет, бюджетных мест в находкинских вузах очень мало, ехать в другой город тоже не многим по карману. На них и был рассчитан образовательный проект, начатый два года назад ТПП совместно с консорциумом государственных вузов. Назвали проект “Институт новых форм обучения” ИНФО. Дистанционное образование, действительно, оказалось открытым для многих. К нам обратились даже инвалиды, которым сложно выбраться из дома. Старшим из наших студентов уже за 50. Таким людям традиционные формы образования заказаны. Дистанционное, напротив, расширяет круг потребителей образовательных услуг.
Конечно, выпускнику школы проще сменить классно-урочную систему на лекционно-семинарскую, чем принять свободу открытого образования, требующую существенно большей целеустремленности и самодисциплины. Но для человека, ясно представляющего, зачем он учится, самостоятельность в планировании своего учебного времени создает оптимальные, а иногда и единственно возможные условия для обучения.
Прежде чем начать образовательный проект, мы в течение двух лет тщательно изучали рынок и можем считать себя в этом деле экспертами. Главный вывод банален: качество определяется не формой обучения, а тем, как оно организовано, добросовестностью и компетентностью преподавателей и администраторов. Действительно, почему качество подготовки должно быть хуже только потому, что она ведется дистанционно?
Лекция – театр одного актера. Контакт со зрителем, атмосфера зала, идеи, рождающиеся прямо в момент выступления, – ничего подобного в дистанционных технологиях нет. Но много ли читается лекций, которые нельзя было бы заменить книгой, фильмом или в нынешних условиях компьютерной программой? Что же касается живого общения, то большинство дистанционных технологий подразумевает участие тьюторов – консультантов, среди которых немало ярких и талантливых людей. Грамотно проведенная консультация может быть существенно эффективнее среднестатистического семинара. А когда лекции и семинары в Интернете из робких попыток превратятся в полноценную работу, можно ожидать, что они окажутся существенно интереснее традиционных. Ведь к их проведению можно привлекать действительно лучшие научные и педагогические силы.
Контроль знаний практически не отличается от традиционного. Правда, увеличивается процент письменных работ и компьютерных тестов.
Труднее всего организовать практические занятия. Создание сети лабораторных площадок по регионам – дело дорогое. Использование компьютерных моделей, конечно, может заменить некоторые реальные приборы и объекты изучения, но далеко не все. Большинство вузов решают эту проблему просто – предлагают специальности, не требующие лабораторной базы, или приглашают студентов старших курсов доучиваться очно.
Открытое образование может быть не хуже традиционного, но это требует серьезных материальных затрат. Необходимы либо инвестиции (частные или государственные), либо объединение ресурсов многих вузов. Консорциум ИНФО, с которым мы сотрудничаем, – удачный опыт такого объединения. Суммирование потенциалов таких вузов, как МАТИ, МГИУ, МГУС, и других позволило, во-первых, существенно расширить спектр традиционно предлагаемых специальностей, включив в их число технические, во-вторых, установить самую низкую по Находке стоимость обучения. Дистанционные технологии повышают доступность образования. Именно поэтому интеграционные процессы должны набирать силу, ускоряя развитие новой системы.
Сергей КАРТАЕВ
Находка
Комментарии