Светлана Воеводина, Республика Мордовия: \”Столкнувшись с трудностями, я пришла к выводу о необходимости систематизации своей работы как классного руководителя для достижения поставленных задач с учетом возрастных особенностей моих учеников, а также результатов диагностических исследований\”.
1.
Актуализация.
2. Ценностно-ориентированный компонент:
– цели, задачи,
– принципы,
– направления,
– заповеди класса.
3. Функционально-деятельностный компонент:
– функции классного руководителя,
– традиционные дела класса.
4. Пространственно-временной компонент:
– самоуправление класса,
– социокультурная среда.
5. Диагностико-аналитический компонент:
– диагностика,
– анкетирование,
– наблюдение,
– исследование,
– практические занятия.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Особенности этого возраста:
– половое созревание организма, которое вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, дает новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек;
– избирательность, как психологическая особенность данного возраста. Это значит, что подростки откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле;
– критичность мышления. У ребенка, который всегда и во всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период особенно склонны к спорам и возражениям. Родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризис;
– потребность в творческом развитии. В этом возрасте учащимся нравиться разбирать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решить проблему, поучаствовать в дискуссии, отстоять и доказать свою правоту, следовательно, классный руководитель должен моделировать такие ситуации;
– несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением, как одна из основных проблем среднего школьного возраста. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать осложнить развитие и становление ребенка. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
– реорганизация чувственной сферы. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним;
– подражательность. Притягательными могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость – подлостью, любовь к себе — насилием над другими. Исследования показали: заметно смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Многие подростки не желают связывать свою будущую жизнь с трудовой деятельностью. Идеал честного труженика становиться не привлекательным. Взрослым необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с положительными примерами.
Учитывая особенности развития и поведения подростка, современный классный руководитель должен уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе: школа à семья à общество àребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями.
Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.
Учитывая вышеперечисленное, ставлю перед собой следующие цели и задачи:
Цель: развитие и саморазвитие ученика на основе общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных особенностей каждого, воспитание социально-ориентированного шестиклассника, осознающего приоритет успешного овладения основами наук.
Задачи:
– совершенствовать условия для дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей детей, используя возможности дополнительного образования школы и досуговых центров города;
– воспитывать самостоятельность, ответственность и инициативу учащихся;
– развивать коммуникативные умения, воспитывать культуру поведения, общения и досуга;
– воспитывать потребность в здоровом образе жизни, расширять возможности для поддержания стабильного здоровья учащихся;
– развивать интерес к определенным областям наук для дальнейшего выбора классов с углубленным изучением отдельных предметов, занятий в школьном НОУ;
– искать и применять современные эффективные формы привлечения к воспитательной работе с детьми родителей класса.
Принципы:
Принцип открытости.
Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела
Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат.
Принцип деятельности.
Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности.
Принцип свободы выбора.
У ребенка должна быть возможность выбора задания или дела с учетом его возможностей, его интересов, его личных качеств. При таком подходе желание участвовать в том или ином мероприятии у школьников не пропадает, а наоборот – растет.
Принцип обратной связи.
Проводя любое внеклассное мероприятие – классный час, праздник или экскурсию – классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, настроение, степень участия в проведенном мероприятии.
Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество в процессе подготовки внеклассного мероприятия – это право учеников выбирать себе партнеров. Стимул для творчества учащихся – возможность самостоятельно вносить коррективы в сценарий внеклассного мероприятия, проявлять самостоятельность и инициативу в порученном деле.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
Направления:
– Я – гражданин (гражданско-патриотическое, экологическое, правовое).
– «Интеллект» (интеллектуально-познавательное).
– «Я среди людей» (изучение личности коллектива).
– «Досуг».
– Труд – основа жизни.
– Колыбель талантов (работа с одаренными детьми).
– Долгожитель (здоровый образ жизни).
– Работа с «проблемными» детьми.
– «Семья».
– Работа по социальной защите.
Заповеди класса:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Сегодня педагогика приветствует идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Поэтому классный руководитель должен координировать взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей; уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлекать семьи к участию в жизни детского коллектива, оказывать помощи семье в решении проблем воспитания. Учитель должен использовать в работе лучшие отечественные и зарубежные традиции воспитания, современный инновационный опыт.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить по трем уровням (см. Приложение 1).
Традиционные дела класса
I. «Я пришел в этот день в этот мир» (празднование дней рождения учащихся класса).
II. Походы, экскурсии по памятным местам своего города.
III. Ежегодный праздник «Ода книге».
IV. Праздники восславления, благодарения – 8 марта, 23 февраля, 9 мая (возможность сказать многократно спасибо тем, кто нас создал, кто прославил и прославляет мужество и женственность).
V. Совместные праздники, вечера отдыха, часы общения (Осенний бал, Новый год, 1 апреля, 14 февраля, прощальная дискотека).
VI. «Теплое» письмо, которое пишет классный руководитель ученику, прощаясь с детьми перед летними каникулами.
VII. «Праздник рождения класса» (каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).
VIII. Встречи с родителями под названием «Глаза в глаза».
Самоуправление класса
Ученическое самоуправление – демократическая форма организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Педагогическая цель ученического самоуправления – демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом (см. Приложение 2).
Диагностика и анкетирование. Индексы здоровья.
Индексы здоровья — цифровые показатели состояния организма. Они отражают уровень физического развития и функциональных возможностей человека, его готовность к выполнению повседневных нагрузок, к труду, социальной активности. Индексы здоровья выявляются в процессе опроса, наблюдения, практических занятий, составления карты здоровья.
Изучение особенностей высшей нервной деятельности:
– методика, разработанная С. И. Вершининым,
– определение темперамента (опрос, диагностика, темпинг-тест),
– изучение устойчивых характеристик личности (методика «Личностный опросник Айзенка») направлена на диагностику базисных, обобщенных устойчивых характеристик личности. К ним относятся факторы экстраверсии, интроверсии и нейротизма.
Характер:
– анкета (определение уровня развития своих волевых качеств),
– практическое занятие (отношение к нравственным нормам поведения),
– тест «Самооценка волевой регуляции» определяет самостоятельность человека,
– тест «Способность к самоутверждению» определяет степень тревожности и депрессии.
Практические занятия на тренировку внимания, памяти, мышления, воображения.
Методика, позволяющая выявить доминирующий мотив учения.
Методика наблюдения позволяет оценить нравственное поведение учеников, выявить уровень трудолюбия и ответственности школьников.
Тестирование, анкетирование помогает выявить коммуникативные и организаторские способности, разобраться с межличностными отношениями в классе, помочь детям в самооценке, раскрытии своих интересов и способностей. Интерес – это повышенное внимание к определенным объектам, стремление узнать о них как можно больше, высказать свою точку зрения об интересующем явлении.
Светлана Воеводина, учитель информатики средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №34 города Саранска Республики Мордовия, участница V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова».
Во вложенных файлах – Приложения 1, 2.
Фото Оксаны Родионовой
Комментарии