search
main
0

Директорский клуб “УГ”

Удостоверение

ЗИМИНА

Наталья Алексеевна

Директор комплекса школа-детсад

деревня Березники

Борисоглебского района

Ярославской области

лава Борисоглебского муниципального округа Ярославской области А.Корнилов ткнул шваброй в потолок и… чуть было не оказался погребенным под толстым слоем рухнувшей штукатурки. Так летом 1996 года началось его знакомство с Березниковской средней общеобразовательной школой.

Пятнадцать лет назад молодые специалисты Зимины приехали в деревню Березники – центральную усадьбу совхоза “Верзино”. Их надежды были связаны с судьбой одного из самых перспективных хозяйств Борисоглебского района. В райцентре – поселке Борисоглебский до сих пор нет ни водопровода, ни работающих очистных сооружений, а в Березниках уже тогда квартиры предоставляли со всеми удобствами. В плане развития совхоза значились новая амбулатория, магазин, детсад, Дом культуры, новая школа на 200 учащихся.

Наталья Зимина, выпускница пединститута, могла неплохо устроиться в Ярославле, но прислушалась к мужу.

– Здесь, – сказал он ей, – через три года будет стоять новая школа со спортивным залом, бассейном и мастерскими.

Как она могла не поверить прорабу совхоза! Да не все от него зависит. Дом культуры, детсад, амбулаторию построили, за многоэтажками вырос ряд новеньких коттеджей, в один из которых переехали Зимины, а вот школа… Школа по-прежнему ютится в стареньком двухэтажном здании бывшей земской больницы. (С тех пор как собственное сгорело). Сколько же лет этому зданию? Когда готовились школьные документы для лицензионной комиссии, вопрос этот возник, но остался без ответа: здание списано и ни в каких документах уже не значится.

В 1981 году в Березниковской восьмилетке, куда Наталья Алексеевна пришла работать учителем химии и биологии, было пять преподавателей да 40 учеников. Через год ей предложили стать директором школы. Вернее, подменить ушедшую в декретный отпуск.

– Во мне тогда кипела энергия, комсомольский задор еще не угас, – вспоминает Наталья Алексеевна, – вот и взялась.

– С тех пор пошел уже пятнадцатый год… Но энергии у школьного директора и сейчас хоть отбавляй. Со своими бедами и заботами идут к ней все – от малого до старого. И прежде шли, а сейчас тем более: она – депутат в муниципальном округе.

– Да я у них не просто депутат, – смеется Наталья Алексеевна, – они ко мне идут, как… помните фильм “Начальник Чукотки”.

А у нее у самой целый воз нерешенных проблем. Лет семь назад восьмилетка стала средней школой, а начиная с нынешнего учебного года – комплексом “школа-детсад”. В нем теперь 24 учителя и 4 воспитателя. В детсаду – 30 детей, в школе – 120. И в ближайшие шесть лет, считает Наталья Алексеевна, число детей не уменьшится. А значит, им по-прежнему придется ютиться в нескольких зданиях.

Новой школы как не было в Березниках, так и нет. Стоят лишь стены на пустыре. Их резво возводили в 1990-1991 годах. Затем еще некоторое время борисоглебские строители работали ни шатко ни валко, а последние три года их здесь никто не видел. Без перекрытий, без кровли стены начали постепенно разрушаться, появились трещины.

– Чтобы не пропадало добро, – говорит Наталья Алексеевна, – в следующем году навозим грунта, покроем недостроенное здание пленкой – и будет теплица.

Надеяться сегодня, что кто-то даст денег и школу достроят, по мнению директора, бессмысленно. Совхоза “Верзино”, в плане развития которого значилась эта стройка, уже нет. Теперь это производственный кооператив. Соцкультбыт деревни оказался бесхозным. Обнищавший, находящийся на грани банкротства кооператив не может самостоятельно даже котельную подготовить к зиме и обеспечить ее топливом.

– Если раньше в квартирах было 20-30 градусов тепла, – вспоминают жители, – то теперь температура не поднимается выше 10 градусов.

Такая же температура и в спальной комнате ясельной группы детсада. Малыши ложатся спать, не раздеваясь, и все равно простужаются, часто болеют.

Первоклашки и старшеклассники в этом учебном году также разместились в здании детсада, но долго, более двух уроков, там не выдерживают, руки даже в варежках замерзают. Просятся и переходят в находящееся по соседству старое, основное здание школы. Но и там находиться небезопасно. По мнению специалистов, фундамент здания почти полностью разрушился. В классных комнатах на втором этаже и особенно в учительской полы заметно прогнулись.

Поэтому учителя, резонно опасаясь за жизнь учеников, разрешают им заходить в классы только после того, как зашли сами. Бегать категорически запрещено: несущие балки прогибаются, и с потолков на первом этаже осыпается штукатурка.

Зато здесь, как и в начальной школе, тепло: оба здания имеют автономные котельные. Директор принимала с одним условием: из окружного бюджета будут выделены средства на проектирование и строительство собственной котельной. Проект готов, пора его выкупать, но… нет денег.

Подготовка к зиме каждый год становится проблемой номер один. Комплекс “школа-детсад” эту проблему чувствует особенно остро. Благодаря Зиминой сегодня к Березниковской школе приковано внимание не только ПК “Верзино” и Покровской территориальной (сельской) администрации, но и руководителей муниципального округа. Но пока все попытки обойтись местными резервами закончились безрезультатно. В прошлом учебном году ребята начальных классов занимались в здании медпункта ПК “Верзино” в приспособленных врачебных кабинетах и в сберкассе. Не было даже туалета, и дети бегали в мороз на улицу, за угол. Потом директор школы добилась-таки выделения денег на ремонт заброшенного старого здания того же медпункта. Провести ремонт помогли местные жители – родители детей.

После того как глава округа А.Корнилов убедился в аварийном состоянии основного здания школы, из бюджета было выделено 3 млн.рублей “на подготовку к зиме”. Деньги ушли в основном на латание дыр почти “умершего” здания. Дрова же для котельных школа заготавливала своими силами на собственной делянке. Зимина довольна уже и тем, что вовремя позаботилась об отключении школы от централизованной системы отопления. Иначе детям просто негде было бы согреться.

Недавно пришло письмо из Москвы. В нем сообщается, что Березниковская успешно прошла отборочный тур регионального конкурса “школа года”. Наталья Алексеевна искренне удивилась: “Отослав документы, мы ожидали, что результат будет плачевный. Нам ведь даже десять фотографий не на чем было сделать – отослали старые”.

Но старые фотографии не подвели, потому что школа – это не только здание. Инициативный директор превратила ее в общественно-культурный центр Березников. Здесь проводятся смотры, конкурсы, детские праздники, спортивные соревнования. А недавно Березниковская средняя стала базовой в рамках кустовой школьной ассоциации, в состав которой вошли соседние сельские Ляховская, Щуровская и Зачатьевская неполные средние школы. В Березниках – толковые преподаватели, дружный и работоспособный коллектив, всегда располагающий поддержкой и активной помощью родителей.

В канун Нового года в школе вновь, после шестилетнего перерыва, собрался на свое первое заседание Семейный клуб. Прежний опыт говорит о том, что родители с большим удовольствием и пользой для себя принимают участие в его работе. Проводятся веселые старты, КВНы. Два школьных автобуса позволяют выезжать на экскурсии и в театры Ярославля.

Жаль только, что ни кустовая ассоциация, ни ее базовая Березниковская школа не имеют до сих пор ни компьютеров (шесть лет их изучали и не видели), ни видеоаппаратуры. О них пока лишь мечтает Зимина. Более того, базовая никогда не имела и не имеет лицензии: ее основное здание находится в состоянии, не выдерживающем никакой критики, и ежечасно грозит обернуться непоправимой бедой. Это, конечно же, вместо положительных ассоциаций вызывает лишь опасение за “школу года” и сочувствие ее ученикам, учителям и директору.

Впрочем, в сочувствии директор вряд ли нуждается. Ей уже поступали заманчивые предложения, и была возможность уехать из деревни. Но, как бы ни было трудно, Наталья Алексеевна школу свою не покинет.

Все лучшее – впереди. А надежда умирает последней.

Николай РОДИОНОВ

Сам себе консультант

Поведение подчиненных: требовать или содействовать?

Существует множество руководителей, которые требуют от своих сотрудников вполне определенного поведения, например надежности, творческого подхода к выполняемой работе или просто “больше инициативы”. Но в действительности на сотрудников гораздо больше, чем поток хороших слов и требований, оказывает влияние собственное поведение руководителя.

Поэтому вам следует задуматься, не предьявляете ли вы к своим сотрудникам такие требования, которым противоречит ваше собственное поведение. По этому поводу американцы, например, отмечают: “Твои дела настолько громки, что я не могу услышать твоих слов!” Итак, при случае подумайте:

(1) Какие требования вы предьявляете особенно часто?

(2) Какие требования вам приходится предьявлять время от времени?

(3) Какие из этих требований вы сами действительно выполняете именно так, как вы хотели бы, чтобы их выполняли подчиненные?

Интересно, есть ли у вас проблемы в повседневной жизни с перечисленным подпунктом (3)? Руководства с использованием собственного примера не миновать, и здесь не помогут никакие лицемерные признания. У того, кто живет в соответствии со своими “проповедями”, всегда будут высокомотивированные, надежные сотрудники, которые работают с желанием. В этом и заключается истинное содействие поведению сотрудников. Если говорить откровенно, каждый руководитель имеет именно тех сотрудников, которых заслуживает.

Опасайтесь из-за добросердечных побуждений давать обещания, которых от вас никто не требует.

Избегайте состояния, когда вы чувствуете себя постоянно обязанным кому-либо. Таким образом вы можете спровоцировать у окружающих желание каждый раз требовать от вас все больше.

Не старайтесь привлечь внимание и завоевать расположение собеседника выражениями типа: “Думаю, что позже ваше предложение могло бы меня заинтересовать”.

Ваше отношение к проблеме и манера общения с собеседником должны быть однозначными и не содержать элементов недопонимания со стороны партнера.

Это значительно лучше, чем ощущение, что он в чем-то обманулся или был обманут, которое может позднее возникнуть у вашего собеседника.

Задаетесь ли вы вопросом: “Чего я хочу добиться от своих сотрудников с помощью похвалы и критики?”

Требуйте всего возможного и невозможного прежде всего от себя самого, если хотите, чтобы ваши сотрудники по собственной инициативе старались сделать все для процветания фирмы.

Спросите себя самого, что могло бы стимулировать вас, если бы вы оказались на месте кого-то из ваших сотрудников.

Больше денег? Свободного времени? Свободы? Признания? Ответственности? Меньше давления? Лучшие условия труда?

Постарайтесь как можно точнее и честнее ответить на эти вопросы.

Проанализируйте ваши возможности снизить интенсивность труда, шире использовать делегирование полномочий, уменьшить давление на сотрудников.

С 10 по 14 марта в Москве пройдут курсы организаторов летнего отдыха детей Центрального региона.

Контактный телефон (095) 924-27-69

С 10 марта по 25 апреля в Ярославле факультет повышения квалификации руководящих кадров областного ИПК проводит курсы по учебно-воспитательной работе для директоров средних школ и их заместителей.

Контактный телефон (0852) 21-94-24

С 12 по 16 марта в Санкт-Петербурге состоится Международная выставка-презентация “Карьера и образование – 97”.

Контактные телефоны: (812) 325-16-86, 325-16-87, 112-17-33

Факс (812) 112-2348

E-mail: root@restec.spb.su

С 18 по 21 марта в Москве пройдет I Международная выставка “Рынок Информации – 97”.

В выставке участвуют отечественные и иностранные производители и распространители информационной продукции: информационные агентства и фирмы, издательства, СМИ, институты, телекоммуникационные сети, аналитические центры, библиотеки и архивы. Они представят информацию по всем отраслям человеческой деятельности, продемонстрируют современный информационный потенциал России с учетом тех структурных изменений, которые происходят в экономике, политике и социальной сфере.

В рамках выставки пройдут конференции, семинары и “круглые столы”, посвященные проблемам становления и развития информационного рынка России, его интеграции в мировое информационное пространство.

Контактные телефоны: (095) 132-00-10, 338-95-82

С 20 по 24 марта в Москве состоится Международная выставка “Школа – 97”. На выставке представлены российские и международные образовательные учреждения, современные технологии обучения, широкий выбор школьного оборудования, весь спектр услуг в сфере образования.

Контактные телефоны: (095) 412-92-45, 268-76-05

Факсы: (095) 413-31-04, 268-76-03

E-mail: root@bacalavre.msk.ru

С 21 по 26 марта в Москве Институт молодежи проводит “круглый стол” “Организация летнего отдыха и досуга: программы, технологические решения”.

Контактный телефон (095) 921-98-40

С 21 по 22 апреля в Санкт-Петербурге пройдет региональная конференция “Гуманизм в управлении образования. Образовательные системы”. Организатор – Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства (СПбГУ).

Контактные телефоны: (812) 315-35-53, 113-34-31.

С 24 марта по 1 апреля в Санкт-Петербурге пройдет II научно-практическая конференция “Мы & Компьютер”.

В рамках конференции проводится конкурс детских работ в области компьютерных технологий и семинар для учителей.

Контактный телефон (812) 595-06-60, Ада Валерьевна Паромова

С 26 по 28 марта в Москве состоится VI встреча частных школ России.

В рамках встречи пройдет выставка-продажа инновационной учебно-методической литературы и новейших средств обучения.

Контактные телефоны: (095) 499-57-79, 499-02-90

Подготовила Лора ЗУЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте