Традиционное заседание клуба директоров образовательных организаций состоялось в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. На этот раз разговор шел о важности образования в современной экономике.
Декан экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Аузан прочитал для директоров лекцию на тему «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития». Александр Аузан рассказал директорам московских школ о современных экономических тенденциях и роли социокультурных факторов в развитии государств, стран и общества. Он подчеркнул, что, опираясь на опыт успешного развития стран, серьезные изменения социокультурных характеристик общества достигают только через 10-20 лет, содержание и устройство образования могут стать инструментами их дальнейшего развития, но при этом важно использовать существующие возможности и не утратить имеющиеся в каждом сообществе конкурентные преимущества, в том числе и в российском, поэтому так важно сегодня готовить выпускников школ к командной, а не индивидуальной конкуренции в современном обществе.Директора школ смогли задать Александру Аузану вопросы, а также принять участие в экскурсии по зданию экономического факультета МГУ, побывать в современных аудиториях для лекций, а также в факультетской библиотеке. Мнение по поводуМарина ФИРСОВА, директор гимназии №1518 – базовой школы Финансового университета при Правительстве РФ:- Заседание клуба директоров на этот раз состоялось в необычном формате – мы были приглашены на встречу с деканом экономического факультета Александром Аузаном. Надо сказать, что мы были желанными гостями, с первых минут пребывания в здании факультета мы почувствовали, что нас ждали, готовились к встрече с нами. На экскурсии, проведенной для нас, мы ознакомились с факультетом, и я даже позавидовала студентам, которые учатся там в таких замечательных условиях. Декан экономфака прочитал очень интересную лекцию. С точки зрения Александра Аузана, 200 стран по итогам их развития за последние 200 лет можно разделить на две группы: первая состоит из 25, вторая – из 175 стран. Что же характеризует эти страны? 25 – это в основном европейские страны, развивающиеся, условно говоря, со второй космической скоростью, 175 – развиваются с первой космической скоростью, хотя и те и другие развиваются по одним и тем же законам рынка, то есть скачкообразно. Падение экономики во время кризиса у первой группы стран происходит значительно более мягко, поскольку они имеют серьезную подушку безопасности. Экономики стран, входящих во вторую группу, во время кризиса «падают» очень тяжело. Чем определяется устойчивое развитие первой группы стран? Одновременным выполнением трех параметров: строгое исполнение законов, развитие демократических процессов, менталитет культуры нации. Интересно, что за 200 лет из второй группы в первую не перешла ни одна из стран. Аузан подчеркнул, что задача образования – воспитание нынешнего поколения молодежи, которое будет закладывать в нашей стране эти параметры: и строгое исполнение законов, и развитие демократизации, и менталитет нации. Поэтому Правительство Москвы в сложном бюджете 2015 года ни на рубль не уменьшило финансирование социальной сферы. То же самое можно сказать об антикризисном плане Правительства России – расходы на социальную сферу абсолютно не сокращены. Сама лекция, как и ее автор, оставили неизгладимое впечатление, однако возникло много вопросов, поскольку лекция не догма, а ее содержание не бесспорно: как удержать кадры выпускников школ и вузов в России, то есть избежать утечки мозгов, каково соотношение универсальности и профильности в системе высшего профессионального образования и общего образования, как привлечь студентов к руководству исследовательской работой школьников? Нам понравилась традиция МГУ: каждый ученый-юбиляр готовит публичную лекцию, с которой выступает как со своим научным и творческим отчетом. Именно эту лекцию Александр Аузан подготовил к своему 60-летнему юбилею. После лекции лично я задумалась о результатах деятельности нашей образовательной организации в системе экономики Москвы и страны в целом. Мы зачастую замыкаемся в своих внутриведомственных критериях и показателях, не видим место и роль своих организаций в решении государственных проблем. Поэтому так важны для нас подобные встречи и общение с мэтрами отечественной науки и образования. Есть над чем подумать.
Комментарии