Мне уже удалось достаточно много поговорить о конкурсе с родными, друзьями и коллегами о самом разном: о том, как он обогащает новым опытом, как способствует профессиональному росту, как строится общение с конкурсантами, наконец, как конкурс испытывает терпение семьи, особенно такой большой, как моя, где три сына всегда так хотят общаться со мной много и часто. Говоря о конкурсе, я вдруг поймал себя на мысли, что для меня он был очень важен еще в одном аспекте: как ни крути, но я побывал на нем в двух качествах – как учитель и как руководитель.
Ни минуты не лукавя, хочу сказать о том, что я впервые смог на время абстрагироваться, даже забыть о своей административной работе, ведь коллеги-директора подтвердят: даже находясь в очередном отпуске, это сложно сделать (да простят нас наши семьи).
С одной стороны, иначе было невозможно. Заключительные этапы московского конкурса требовали усиленной подготовки, которая требовала ощутимых затрат времени. Если на окружном этапе мы представляли себя и свои школы, то на городском к этому списку добавилось ни много ни мало еще представление нашего округа. С другой стороны, будучи лишенным поддержки и опеки со стороны директора школы (коим сам являюсь), я ощутил мощную поддержку со стороны коллег, которые взяли на себя исполнение львиной доли моих обязанностей (правда, выхода другого у них тоже не было).
В кругу коллег – учителей-конкурсантов – я даже немного комплексовал оттого, что я директор, мне было очень приятно, когда меня представляли учителем химии. Не скрою, что после того, как я стал администратором, учитель во мне стал уходить на второй план. Конкурсная терапия не только вывела мое учительское на первый план, но и подняла его на новый уровень. Особенно окружной и городской финалы, проходившие в Поведниках, не оставили мне никакой возможности вспомнить о том, что я директор.
Не случайно в подавляющей своей массе директора – бывшие учителя, это люди в первую очередь с педагогическим, а не с управленческим образованием. Несомненно, быть управленцем, «хозяином» школы – наша главная задача, но терять педагога за хозяйской рутиной нельзя. Если переберем в памяти блистательные школы, то еще раз отметим: у их руля стоят именно блистательные педагоги, а уже потом прекрасные управленцы. Я благодарен конкурсу за то, что он буквально открыл во мне второе дыхание педагога. Я уверен, что после такого профессионального тренинга длиною в год ни за каким административным функционалом мне не удастся спрятать учителя в первую очередь от самого себя.
Теперь у участников конкурса «Учитель года», у победителей есть задача распространения передового педагогического опыта. В этом смысле у меня как у руководителя есть определенное преимущество, особенно в масштабах своего учреждения. Не скрою своих меркантильных управленческих интересов участия в конкурсе. Мне было интересно увидеть, какой он, сегодняшний лучший учитель, для того чтобы оценить и свою работу, и работу своего учреждения, определить ориентиры и приоритеты в работе с коллективом. Свой интерес я удовлетворил полностью и теперь очень надеюсь на то, что с моей легкой руки ежегодное участие в «Учителе года» станет для нашего Центра образования доброй традицией.
Дмитрий ЛИХАЧЕВ, учитель химии, директор Центра образования №1432 «Новая школа»
Комментарии