Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Диплом есть, а работа? На каждое вакантное место британские работодатели получают заявки от 42 вузовских выпускников

Учительская газета, №39 от 23 сентября 2003. Читать номер
Автор:

Мудрое изречение великого полководца Суворова о том, что воюют не числом, а уменьем, применительно к нынешней образовательной политике на Альбионе звучит не слишком актуально. С приходом более шести лет назад к руководству страной лейбористского правительства Британия взяла курс на значительное увеличение числа мест на студенческих скамьях здешних университетов.

Впрочем, идея массового обеспечения молодежи страны университетским дипломом показалась разумной не всем: сторонники менее тотальной дипломизации страны, более склонные к суворовской установке воевать не числом, усмотрели потенциальную угрозу подрыва престижа университетского диплома. Или иначе – затоваривания рынка спецами всех мастей.

Кто же в итоге оказался прав? Сегодняшняя ситуация в Великобритании, касающаяся трудоустройства вузовских выпускников, неоднозначна. С одной стороны, зарплата дипломированных специалистов растет, и это хороший знак. С другой – конкурс на вакантные места растет тоже, что есть знак благодатный только для работодателя (есть из кого выбирать!), но не для самого университетского выпускника.

Зарплата молодого специалиста поднялась сегодня в Британии на рекордную высоту, преодолев отметку в 20 тысяч фунтов стерлингов годовых (примерно один миллион рублей) и составив в среднем по стране 20 тысяч 300 фунтов стерлингов. При этом многие выпускники вузов зарабатывают и значительно больше. От чего зависит зарплата? Разумеется, от того, в какой отрасли трудится молодой специалист (наиболее оплачиваемы нынче юристы, служащие банков и прочих финансовых институтов, телекоммуникационных служб) и в какую именно компанию он попал – преуспевающую или слабую. В этом смысле каких-либо отличий от рыночной стоимости трудовых ресурсов любой другой экономически развитой страны в Британии не наблюдается. Особенность состоит, однако, в другом: на Альбионе существует прямая зависимость между тем, какие оценки содержатся в дипломе выпускника, и его стартовой зарплатой. И эти самые оценки во вторую очередь волнуют работодателя – в первую очередь его, как правило, интересует, насколько высок рейтинг и престиж вуза, который закончил стучащийся в его двери специалист. Что же касается оценок, то чем они выше, тем больший оклад будет положен новичку. При этом разница в зарплатах тех, в чьих дипломах проставлены высшие баллы, и тех, кто закончил, говоря по-нашему, на слабую четверку или сильную троечку, составляет примерно восемь тысяч фунтов стерлингов – именно на такую сумму усохнет в среднем зарплата неблестящего дипломника, принятого на ту же должность, что и его однокашник-отличник.

Что же касается шансов найти работу, то здесь картина выглядит несколько парадоксально. Трудовая занятость в Британии, и без того все последние годы демонстрировавшая на зависть остальному миру просто блестящие показатели, сегодня достигла особенно впечатляющих величин: без работы находится в стране чуть более одного процента населения. Однако при этом конкурс кандидатов из числа университетских выпускников, борющихся за получение должности, составляет сегодня 42 на одно вакантное место. И при этом с каждым годом эта конкурентная борьба обостряется, причем в значительной степени: так, по данным Ассоциации нанимателей выпускников, в прошлом году этот показатель равнялся 37 кандидатам на одно место.

Логично ожидать, что столь суровый конкурс должен отбить охоту у немалого числа молодежи подаваться в университеты. Логично – но как бы не так! Число заявлений в вузы Британии растет. В Англии в этом году армия абитуриентов увеличилась на 1,5%, на Уэльсе – на 1,1%, в Шотландии – на 2,9% и в Северной Ирландии – на 3,6%. Самый большой рост ажиотажа в отношении британских университетов отмечается сегодня при этом со стороны абитуриентов иностранных: количество заявлений из-за рубежа возросло на целых 11%. Для Британии – одного из главных мировых экспортеров высшего образования – это радостный показатель. Ведь иностранный студент является для университетов самым «прибыльным»: в отличие от студента «домашнего» он платит за свое обучение, что называется, по полной программе.

Лондон


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту