search
main
0

Диана Минец: «Цифровая реальность – тупик или шанс на развитие»

В рамках всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 Mail.ru Group на протяжении многих лет выбирает самого «цифрового» педагога. В этом году им стала преподаватель русского языка и литературы Женской гуманитарной гимназии города Череповца Диана Минец. По итогам конкурса она вошла в число лауреатов. В интернете выложен ролик о том, как Диану Владимировну по возвращении на вокзале встречают школьники с цветами. По лицам ребят видно, что для них она – не просто учитель.

Фото: Вадим Мелешко

Диана Минец способна с легкостью преподать книжную классику в нужном формате «оцифрованному поколению». На своих уроках она проводит онлайн-квесты, виртуозно «упаковывая» хрестоматийные произведения в цифровые кейсы, в которых все раскладывает по нужным ячейкам. Самый цифровой педагог делится профессиональными секретами с читателями «Учительской газеты».

Плюсов больше, чем минусов

– 2020 год стал для учителей России и мира переходом в новую образовательную эру. Так, как было в прежние годы, уже не будет. Многие учителя быстро сориентировались, но не все. Некоторые педагоги до сих пор не могут прийти в себя от шокового тотального перехода на дистант. Диана, что бы Вы посоветовали учителям, которые с трудом принимают новые реалии?

– Для меня ничего не поменялось. Я всегда работала с детьми в формате игровых тренажеров и разных техник, которые были связаны именно с цифровым форматом. Те же самые методики мы перенесли в онлайн. В целом, считаю, что это плюс. Учителя продвинулись в данном направлении очень сильно. Раньше подобные моменты, связанные с цифрой, были для «галочки». С резким вынужденным переходом на дистанционное образование коллегам пришлось быстро перестроиться. Многие частенько обращались ко мне за помощью, я всегда и с удовольствием помогала.

«Все течет, все меняется», – говорил Гераклит. Помните, когда появились видеофильмы, родители тоже ругали детей, говорили, что смотреть их вредно. Сегодня мы можем пользоваться безграничной видеотекой обучающих и познавательных картин. Уже год прошел с тех пор, как мы начали работать плотно в дистанционном формате. Думаю, что если бы не условия кризиса и этого пандемического «черного лебедя», который прилетел неожиданно, мы бы еще долго осваивали новые технологии. Вообще, любая неординарная ситуация толкает нас на развитие.

Конечно, не все могут именно так на нее реагировать. И все же плюсов в данном случае гораздо больше, чем минусов. Все дело в восприятии. Прежде всего, это касается родителей, у которых в головах устоявшееся мнение, что качество образования при переходе на дистанционный режим страдает. На примере своих учеников могу сказать, что успеваемость, наоборот, выросла. Даже к ЕГЭ я готовила их через тренажеры и игровые задания, которыми можно пользоваться, как только появилось свободное время. Подобные «игровые» тренажеры готовлю с учетом пробелов в знаниях у детей. В итоге ЕГЭ, к которому мы дистанционно готовились в прошлом году, все сдали с очень высокими показателями.

Оцифрованный филолог

– Что бы вы посоветовали учителям, которые не принимают переход в новую реальность? Ведь социальные сети и паблики буквально кипят, выражая недовольство.

– Неприятие идет от того, что многие просто не хотят пробовать. Я с удовольствием помогаю своим старшим коллегам. Когда переход на дистант только начался, помощь заключалась в элементарных вещах – подключении к онлайн-конференции, умению ее запланировать. А им со временем так понравилось работать, не выходя из дома, что даже самые яростные противники дистанционного формата становились его не менее яростными защитниками. Надо пробовать, дерзать, если хочешь идти в ногу со временем.

Часто приходится проводить разъяснительную работу с родителями, показывать и доказывать, что в новой реальности есть много плюсов. Например, ребенок может записаться на курсы платформы «Открытое образование» и послушать лекции ведущих вузов и учебных заведений. Нужно показывать родителям возможности и даже преимущество такого обучения. Ведь сейчас доступны многие образовательные ресурсы, которые могут дать совершенно уникальные знания. Я сама активно перенимаю опыт своих коллег, просматривая курсы по абсолютно разным дисциплинам.

Мы с учениками выбираем те программы, которые могут им пригодиться во взрослой жизни, в будущей профессии. Допустим, программа Canva. В ней работают мои воспитанники, которые тянутся к дизайнерскому искусству. Мы создаем инфографики, плакаты, интерактивные видео, трейлеры. В результате, к поступлению в вуз у детей складывается цифровое портфолио. С помощью программы Padlet появляется возможность создавать классные доски, документы и веб-страницы, при этом функционал позволяет вести командную работу в онлайне. Такой подход к обучению эффективен для всех направлений, особенно когда речь идет о творческих специальностях.

Повторюсь: надо пробовать. Красноречивый пример – библиотеки. В свое время они были поставлены в очень сложные условия – либо меняться, либо закрываться. Теперь в их консервативной тиши происходят, казалось бы, невероятные прежде вещи – кинопоказы, презентации, лектории, книжные ярмарки, всевозможные акции, в том числе, «Библионочи» и квесты. Ведь каждая школа может быть тоже такой – творческой.

Программист VS филолог

– Почему Вы стали именно учителем? Что было до того, как выбрали такую интересную, ответственную, но нелегкую профессию?

– В школьные годы я очень хотела стать программистом. Одиннадцатый класс переключил меня на литературу. В то время очень увлеклась Достоевским, перечитала все – от дневников и записок до гениальных вечных романов.

Перетянула любовь к русскому языку и литературе, получила высшее филологическое образование. Пробовала себя в журналистике, но нашла призвание в педагогике. Однако до сих пор мечтаю создать литературную игру, полезную и школьникам, и студентам. Сделать классный квест, который можно было бы использовать в обучении.

– И вы что-то подобное делаете?

– Да. Существует платформа Learnis.ru, с помощью которой можно создавать квесты. Молодые ребята – брат и сестра – сделали эту прекрасную программу. У них есть готовые макеты-шаблоны, их можно наполнять любым содержанием, быть режиссером и автором сюжета одновременно.

Романы и трагедии в цифровой обертке

– Приведите, пожалуйста, пример литературного квеста.

– Допустим, создается квест с Мариной Цветаевой. Весь творческий путь выстроен в схему с разными периодами ее жизни. Требуется подобрать к двери цифровой код, который ее откроет. Задача ребят – найти правильный путь решения. Это целые сценарии со сложными сюжетами. Мои ученики и выпускники потом сами с большим интересом занимаются созданием подобных игр. А главное, эта работа помогает разложить все в головах по полочкам. Такие квесты разгадать непросто, нужно изучить литературу, источники, только тогда можно найти верное решение. Иными словами, любая история и предмет в этом случае – красивая обертка, а конечная цель – получение подарка в виде знаний.

– Учителя из других регионов России пользуются Вашими наработками?

– Да, их используют многие коллеги по всей стране. Было очень приятно, когда на конкурсе «Учитель года России»-2020 ко мне подходили педагоги и благодарили за наши квесты. К слову, мы их выкладываем в сообществе для филологов, публикуем методические разработки, которыми могут пользоваться все желающие. Мои выпускники продолжают использовать в университетах наши техники. Таким образом, после школы дети выходят не только с багажом нужных знаний, но и с полностью оснащенными программами. Потом звонят и говорят: Диана Владимировна, а мы вчера на занятиях решали такие задачи, именно в том – нашем формате. Это очень приятно!

Притяжение больших городов

– Сейчас есть острая проблема, от которой уйти пока не удается. Дети подрастают, оканчивают школу, вуз, а потом им становится тесно в рамках своих городов. Все стремятся в региональные центры или в столицу. В чем, на Ваш взгляд, причина оттока молодежи в большие города?

– С одной стороны расставаться грустно. Но я всегда рада, что им пригодилось все то, что мы изучали в школе. У меня была ученица, которая на ЕГЭ набрала 100 баллов по русскому языку и 98 баллов по литературе. Девочка уехала, но мы держим связь, периодически списываемся и созваниваемся. На мой взгляд, чтобы не было оттока молодежи из провинциальных городов, нужно создавать больше креативных культурных зон и, конечно, условия для достойной жизни. Банально – начинать с зарплаты.

Мне нравится, как эта проблема решается в Туле. Там выстроены культурные зоны, арт-объекты для молодежи. Все сделано в винтажном стиле. Нужно создавать «банки проблем» и спрашивать молодежь о том, чего им не хватает для самореализации на малой родине. Налаживать коммуникации со школьной скамьи, активнее предлагать участвовать в разработке различных проектов. Привлекать к процессам созидания и развития своего региона.

Если ты сидишь – урок стоит

– Вы преподавали много лет в университете. Ощущается разница со школой?

– На мой взгляд, работать в университете гораздо проще. Ты преподаватель – студенты сами приходят для получения знаний и дипломов, которые будут им необходимы. Кто-то учится еще и на коммерческой основе – платит за это деньги. Мне кажется, что в большей степени от перехода на дистант пострадали не школы, а именно вузы. Учителя уже приспособились, а вузы, как проводили семинары, так и продолжили этот формат лекций, но только перенесли его в онлайн. Здесь, конечно, требуется пересмотр форматов и подач информации. Должно быть движение и мотивация.

Когда я веду занятия в школе, то практически никогда не сажусь, нахожусь в постоянном движении. Дети должны быть всегда в поле зрения и в диалоге с учителем, чтобы полноценно впитывать знания. Это внимание порой нужно завоевывать. Если ты сидишь, то урок стоит. Мои уроки проходят в смешанных форматах. Вуз был для меня статичной работой. В школе я полностью перестроилась. На лекции студенты приходят, погружаются в гаджеты, а лектор что-то говорит. Главное – не быть «говорящей головой». Можно сказать, что именно по этой причине я ушла из университета. Сложно было выстроить живой формат общения со студентами, администрация вуза не захотела принимать мою линию и модель преподавания.

– Диана, когда Вы сами сидели за школьной партой, какой предмет больше всего нравился? Был ли любимый учитель, которому хотели подражать или, может, использовать его стиль преподавания?

– Я всегда была больше технарем. Но именно благодаря учителю по литературе Ирине Николаевне Данченко решила выбрать филологический факультет. Мы читали тексты, которых не было в школьной программе. Тогда так просто нельзя было зайти в интернет и прочитать все, что угодно. Мобильные телефоны только появлялись. Она приносила журнал «Роман-газета» – старые подшивки. Мы читали «Людочку» Виктора Астафьева. Я до сих пор его в голове прокручиваю – психологически очень тяжелый текст. Его тогда было трудно достать, эти моменты и стали прикосновением к чему-то очень глубокому. Ирина Николаевна всегда придумывала что-то новое, читала уникальные и редкие произведения. Для меня это пример, идеал.

Главное в работе учителя – всегда оставаться интересным человеком и не стоять на месте. У нас с ребятами доверительные отношения, они предлагают свои форматы, иногда тексты музыкальных групп, мы их разбираем вместе.

Через виртуальный мир – в реальную действительность

– Может ли классическое образование подготовить подрастающее поколение к жизни в эпоху цифровизации?

– Это уже невозможно. Мы однозначно должны перестраиваться, причем не сверху, по указаниям и директивам, а изнутри. Нужно налаживать тесные связи с будущими работодателями, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда. Тем, кого сейчас выпускают вузы, будет сложно преподавать. Очень многие бегут из школы, едва в нее устроившись. Они не готовы к работе с детьми. Ведь современные ученики могут провоцировать, у меня были такие ситуации. Нужно уметь сдерживаться, подобрать тот самый ключ к каждому и ко всем.

И еще. В учебных программах должно быть больше смежных дисциплин. Необходимо предлагать школьникам и студентам пробовать себя в разных направлениях. Именно поэтому требуется тесная связь с работодателями. В наше время все очень быстро меняется. Бывает так, что некоторые направления в одночасье становятся невостребованными. Совершенно новые профессии возникают в реальной жизни просто молниеносно. Право выбора специальности должно оставаться за учеником.

Наша задача – дать ему еще в школе возможность попробовать себя в той или иной профессии. Для этого нужно налаживать связи с компаниями и производствами, где ребята могли бы на практике применить свои потенциальные возможности.

– Чем Вам запомнился конкурс «Учитель года России» в Волгограде?

– Все участники были разновозрастные, но очень дружные и творческие. Мы о многом спорили, в том числе о выборе молодыми людьми профессий. Сейчас государственный запрос идет на технические специальности, но в то же время вокруг все говорят, что дети мало читают. Все по Пушкину, по «Моцарту и Сальери» – «поверить алгеброй гармонию». Нужно не разделять одно с другим, а найти точки соприкосновения. Идея синтеза – оцифровать литературу с русским языком.

– В этом году исполнилось 20 лет ЕГЭ. Как Вы относитесь к этой системе? Есть ли, на Ваш взгляд, альтернатива?

– ЕГЭ и предметы, которые изучают в школе, – разные вещи. Русский язык, «заточенный» под ЕГЭ, перестает быть таковым. У меня был ученик, который сдал единый госэкзамен на 95 баллов. Но, поверьте мне, он едва на «тройку» владел предметом. ЕГЭ – это натаскивание. Когда я выпускалась, этот экзамен был другим, более творческим. В то же время в подобной системе много плюсов. Она дает шанс ребятам из провинции поступать в вузы на равных условиях со всеми сверстниками страны.

– Сайт «Учительская газета» недавно писал о том, что в сетях был запущен флешмоб учителей, который иронично назвали «Поможем министру». Десятки зарплатных листков были анонимно выложены в сеть. Как Вы считаете, нужна ли такая активность самих учителей, чтобы показать чиновникам реальное положение дел? И, возможно, помочь им и самим себе.

– Я считаю, что это хороший флешмоб. Ведь все мы хотим, чтобы школа воспитывала знающих, умных и порядочных граждан своей страны. А поэтому учителям нужно выплачивать достойную зарплату, чтобы они могли сосредоточиться именно на этих архиважных для общества задачах.

Коннект между учителем и учеником

– Как Вы считаете, сейчас учителям сложнее, чем было раньше?

– Нынешнее поколение совершенно другое, более прагматичное, но в тоже время, оно намного чувствительнее. Раньше учитель диктовал правила. Сейчас бывает иначе. Многие дети с головой уходят в соцсети, порой, проявляют агрессию, чтобы обратить на себя внимание.

– В чем, на Ваш взгляд, секрет успешного учителя?

– При всей виртуальной публичности ученики – одиноки. Это приходится признать. Я всегда стараюсь обращать внимание на настроение и состояние своих учеников, налаживать с ними коммуникативную связь. Как-то они сказали мне: «У нас с вами хороший коннект». Именно так и должно быть.

Учитель обязан быть психологом, добиться доверия детей. Не просто транслировать знания, а заинтересовать ими учеников. Это дается не каждому. Тут одного усердия мало. Только труд в паре с талантом даст желаемый результат. Работать от «звонка до звонка» не получится. Порой надо и в коридоре пообщаться, и задержаться в классе во время перемены. Учитель должен и сам постоянно учиться.

– Жюри отметило Вас за внедрение информационных технологий в процесс обучения, премия «Цифровой учитель года» от Mail.ru Group вручена заслуженно. Есть ли предложения о сотрудничестве?

– Компания Mail.ru Group предложила записать курс на их онлайн-платформе Skillbox , весной, как только это станет возможным, мы с моими учениками хотели приехать в московский центральный офис Mail.ru Group. Моим ученикам также будут открыты доступы к курсам Skillbox. Я запишу курс по цифровизации в образовании для учителей. Нашу школу одну из первых подключили к платформе «Сферум» (платформу для обучения и общения школьников, которую разработали Mail.ru Group и Ростелеком).

– Сферум удобнее Zoom?

– Да, это очень удобная система. У меня Zoom был платный. Сферум – бесплатный, здесь много интересных дополнительных функций, которые сейчас «подкручивают» разработчики. Мы с удовольствием привыкаем к новой программе. Сферум хорош тем, что все наши общие материалы сохраняются в облаке, где их удобно структурировать.

– Диана, спасибо за интервью. Желаю Вам удачи! Пусть сбудутся все Ваши планы и мечты!

Беседовал Никита Чудин, главный редактор сетевого издания «Учительская газета».


Видеоролик с испытания «Мастер-класс», которое проходили лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020». О методе работы с графическими образами и о том, как они помогают воспринимать материал, рассказала Диана Минец, преподаватель русского языка и литературы Женской гуманитарной гимназии города Череповца Вологодской области.


Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте