search
main
0

Диалог с детьми. Новая программа обладает редким свойством – сочетанием детализированной конкретности и открытого пространства для педагогического творчества

Появление основной примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Диалог» закономерно и скорее всего станет резонансным событием для всех, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с дошкольным образованием в России. Это первая программа, которая вышла из печати после принятия нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», она изначально создавалась в ключе сегодняшнего и завтрашнего дня, на пересечении настоящего и будущего времени, с уважением к традиции и одновременно – с выстраиванием последовательной стратегии обновления существующей педагогической парадигмы.

В настоящий момент становится очевидным, что концепция программы «Диалог», реализованная в конкретном программном содержании, изложенные в ней подходы и принципы объективно как нельзя более отвечают современным тенденциям, нашедшим отражение в процессе разработки ФГОС дошкольного образования.Программа работает на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – применительно к периоду, который последует за принятием ФГОС: ребенка, педагога, родителей. Процесс создания (созидания) программы помогает осознать совпадение их интересов: ребенка и педагога, ребенка и родителей, в достаточной мере – педагога и родителей. В программе выстроены векторы движения для каждого из этих субъектов.Понять программу означает понять, что именно будет происходить с ребенком, педагогом, родителями в процессе адекватной реализации ее содержания, что может дать программа им всем.Новая программа – диалог с детьми, родившимися в последние пять лет этого столетия. Она задает новые социальные установки, учитывающие специфику организации психических процессов современных детей, живущих в эпоху глобальной информатизации.Одна из ярких особенностей программы заключается в том, что наравне с ребенком в фокусе внимания оказывается педагог – не только как субъект образовательного процесса, обеспечивающий достижение заявленных целей по воспитанию и развитию детей, но и как личность. Самостоятельная цель программы – в процессе диалога способствовать максимальному раскрытию его личностного потенциала, значительно повысить творческую составляющую педагогического труда, самооценку и психологический статус, обеспечить его собственный психоэмоциональный комфорт в профессиональной деятельности. Повышение квалификации специалистов дошкольного образования в контексте данной программы непосредственно связано с обеспечением возможности саморазвития и изменением менталитета, что является существенным и необходимым условием высокой эффективности образовательного процесса в ДОУ.С решением этой задачи связана другая отличительная черта программы – вариативность в предъявлении программного содержания – обеспечение педагогу возможности выбора. Среди разделов с альтернативной составляющей – «Социально-личностное развитие», на котором сделан в программе один из главных акцентов.Сквозная линия программы и ее основной акцент – развитие и раскрепощение детской речи. Речь как один из ведущих каналов получения информации о мире, связывающий ребенка с социумом, важнейшее средство коммуникации и самовыражения становится в контексте программы также и средством интеграции всех видов деятельности: коммуникативный аспект речи играет первостепенную роль в определении программного содержания по всем четырем направлениям образовательной деятельности, каждое из которых раскрывается исчерпывающе полно и с предельно высокой степенью конкретности.Одна из концептуальных идей программы состоит в том, что, используя адекватные особенностям дошкольного возраста современные технологии, возможно и должно избежать упрощения содержания образовательной деятельности (в том числе упрощения по линиям познавательно-речевого направления – в языке, речи, чтении художественной литературы).При этом важнейшая тенденция разгрузки ребенка-дошкольника реализуется не за счет сокращения и примитивизации содержательной стороны образовательного процесса, а за счет метода, обеспечивающего учет психологических особенностей восприятия и мышления, то есть за счет формы процесса.В этой связи существенно возрастают значение и роль образовательных технологий как средства достижения целей и решения поставленных задач. Обозначение таких технологий в программе с последующим системным раскрытием в методическом сопровождении к ней – одна из наиболее сильных ее сторон.Применение этих технологий обеспечит реализацию ряда концептуальных принципов – таких как принцип естественной игры, принцип позитивного предпочтения, принцип многовходовой организации образовательного пространства, а также принципы абсолютной новизны; максимального разнообразия; альтернативности действий ребенка; сквозной визуализации, «вложенности» развития речи; «вложенности» элементов проектной деятельности; преемственности образной информации и многих других. За этими названиями – система конкретных приемов и техник, без которых они остались бы просто названиями. Необходимо адекватно отреагировать на дефицит эффективного дошкольного методического инструментария, который объективно испытывают в настоящее время педагоги-дошкольники. Только ликвидировав этот дефицит, возможно исключить дублирование школьных форм обучения, обеспечив фактическое соответствие образовательного процесса в ДОУ возрастным особенностям детей.Педагог сможет использовать этот инструментарий, самостоятельно проектируя фрагменты образовательного пространства, в котором он будет взаимодействовать с детьми (обеспечивая тем самым творческую доминанту собственного труда и свой профессиональный рост).Одновременно в его распоряжении окажется уже спроектированное пространство, организованное на новых структурных принципах, – парадигма развивающих пособий различных видов (отражение и конкретная реализация программного содержания). Своеобразная система координат, в которой простроен путь от задачи к результату и существует «точка индивидуального запроса от каждого ребенка», определяющая вектор движения с учетом его индивидуального развития.Главнейшая установка, концептуально принятая в программе, – это установка на максимальную индивидуализацию. Она касается как содержания, так и формы психолого-педагогической работы с детьми – выстраивания всего образовательного процесса, и шире – процесса проживания ребенком своего дошкольного детства. (В более локальном ключе – объема и характера просьб («заданий») к ребенку, степени помощи, манеры общения с ним, связи с семьей и т. д.). С ней связан, в частности, значительный компенсаторный потенциал программы – повышенное внимание к детям с особенностями (синдром СДВГ, эмоциональные нарушения, задержки речевого развития и др.), к реализации инклюзивного подхода, к нейропсихологической составляющей в профилактической и коррекционной работе с дошкольниками, к проблемам одаренных детей. Особый ракурс – двуязычные дети, их невостребованный ресурс и особые потребности: специальный раздел программы посвящен их психолого-педагогическому сопровождению, в национальных территориях и в средней полосе России (дети-мигранты). Не случайно образец разработки регионального компонента программы выполнен на примере национального региона – Республики Карелия.При этом существуют аспекты образовательного процесса в ДОУ, в равной степени значимые для всех детей, независимо от их особенностей и индивидуального вектора развития: такие, например, как взаимодействие реальности и сказочного мира. Объяснение механизмов этого взаимодействия и практические рекомендации по включению сказки в воспитательный процесс педагоги обнаружат в особом разделе, который так и называется – «Сопровождение сказкой».Другим таким аспектом, безусловно, является игра как ведущий способ образовательной (и не только!) деятельности дошкольников. Это определение поглощает одновременно очень многое: игра как мотивационный механизм, антистрессовый, адаптационный, здоровьесберегающий, игра как источник развития и как «условие счастья». Поэтому игра константно присутствует в программном содержании по всем направлениям образовательной деятельности и в то же время рассматривается в специальном разделе «Игра», а в методическом сопровождении к программе ей отведено самостоятельное пособие. (Конкретное наполнение игровой развивающей среды в группе ДОУ с учетом минимально необходимого и желаемого вариантов представлено в программе на примере второй младшей группы.)В игре непосредственным образом достигаются цели программы, связанные с развитием креативности и формированием творческой модели поведения, в том числе  творческого речевого поведения. Важностью этих целей обусловлено обращение к мировому педагогическому опыту и в этой связи к креативной драме как перспективному направлению в работе с дошкольниками. Креативная драма может быть включена в дошкольный образовательный процесс как особый вид детской деятельности, а может использоваться как метод обучения. (В системе российского дошкольного образования до настоящего времени, к сожалению, почти неизвестна, несмотря на очень значительный воспитательный и развивающий потенциал.)Существующие в педагогическом и психологическом арсенале программы средства и способы образовательной деятельности предполагают расширенный вариант вовлечения в эту деятельность третьего субъекта – родителей. В контексте предлагаемых авторских технологий значимость многосторонних связей между ДОУ и семьей возрастает, а механизмы реализации этих связей становятся частью, важной составляющей самих технологий. В настоящее время авторами программы в помощь педагогам ДОУ разрабатываются конкретная методика работы с родителями и специальные программы родительского просвещения – с педагогической, психологической и нейропсихологической составляющими и с учетом региональной специфики. В рамках осуществления связи с семьей приветствуется в том числе и непосредственное включение мотивированных родителей в образовательный процесс.Программа построена по основным направлениям образовательной деятельности, поэтому в центре текста программы находятся четыре основных раздела: «Физическое развитие»; «Социально-личностное развитие»; «Познавательно-речевое развитие»; «Художественно-эстетическое раз­ви­тие».Эти четыре раздела составляют в совокупности ядро программы. Помимо основных разделов в программу включен ряд других самостоятельных разделов, в которых нашли отражение различные существенные аспекты дошкольного образовательного процесса: игра и игровая среда, сказка, психолого-педагогическое сопровождение двуязычных детей в национальных территориях России, сопровождение детей-мигрантов, детская одаренность, инклюзивная практика, коррекционная деятельность педагога и другие.В материале ряда разделов содержится описание авторских технологий и форм работы, относящихся к соответствующим аспектам образовательного процесса и разработанных авторами этих разделов.Структура программы отражает ее главную особенность: программа работает исчерпывающе с ресурсом дошкольного детства, не оставляя без внимания ни одного аспекта, ни одной линии развития, ни одного потенциального источника культурного, эмоционального и интеллектуального обогащения.Сильной и принципиально новой стороной программы, направленной на обеспечение достижения целей дошкольного образования, является ее особенная реализация в комплексе развивающих пособий и художественных книг для детей. Система этих пособий и книг – образовательное пространство, организованное на новых структурных принципах.В рамках концепции ПМК разработаны двенадцать рубрик развивающей продукции для детей, с детскими, в основном метафорическими названиями: «Внимание! Безопасно!», «Сильные, здоровые!», «Играем с картинкой», «Подружиться с буквой!», «Читаем понарошку», «Фантазеры-математики», «Вокруг есть мир!», «Читатели», «Писатели» (развиваем речь), «Я – артист!», «Чудо-мастерская», «Школа Ольги Соболевой».Рубрики интегративны по своей сути: каждая направлена на формирование определенного набора и типа качеств и отражает содержание образовательных направлений, исчерпывающим образом обеспечивая их реализацию в образовательном процессе. Рубрика в «Диалоге» – несущая ось образовательного пространства. Развитие речи занимает на этой оси свою удобную нишу – рубрику «Писатели», одновременно с этим присутствуя в каждой рубрике и объединяя их все общей концептуальной идеей – воспитания, обучения и развития через влияние на речевые процессы.Любая из рубрик включает в себя различные виды развивающей продукции, которые обращены к разным каналам восприятия ребенка (зрительному, слуховому, тактильному) и дополняют друг друга. В первую очередь это книжная, аудио- и игровая продукция (в том числе разнообразные развивающие игры на печатной основе).Рубрики «пересекаются» с возрастом: в каждой из них представлен ранний возраст, трехлетний, четырехлетний, пятилетний и шестилетний. Возникает своеобразная система координат: рубрика – возраст, где рубрика, скорее, горизонталь, а возраст – вертикаль. «Третье измерение» – образовательные направления. В тематическом наполнении рубрик работает принцип максимального разнообразия.Существенно новым моментом в реализации программы через комплекс детских пособий стали психолого-педагогические технологии – конкретный путь «от задачи к результату».Таким образом, «трехмерность» заданного с помощью рубрик пространства можно рассмотреть и в ином аспекте: интегративность, содержание, технологии. Вектор движения – достижение целей дошкольного образования через системную образовательную деятельность.Полностью материалы, входящие в програм­мно-методический комплекс «Диалог», доступны на сайте deti.drofa.ru и на странице «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/701.​Ольга СОБОЛЕВА, научный руководитель программы «Диалог»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте