Все мы когда-то были молодыми специалистами. Было ли нам страшно? Безусловно. Впереди первые самостоятельные уроки, первое родительское собрание, первые праздники, первые открытия, первые находки и придумки и еще много того, что будет впервые. Много разных идей. Хочется воплотить их все. «Школьная жизнь должна быть насыщенной и разнообразной», – именно так говорили нам профессора во время учебы. Но как правильно все это воплотить?
Хотелось, чтобы получалось все и сразу, без ошибок и промахов, без огорчений и разочарований. А еще хотелось иметь поддержку и опору в профессии, как в жизни, ведь в жизни нас всегда поддерживают наши близкие и родные. Такую бесценную поддержку мы получили в свой первый год работы. В нашей педагогической жизни первые несмелые шаги в профессии направлял человек, которому хотелось нам помочь, который понимал, что нам это действительно нужно. Он был нашим наставником.
Сейчас мы сами делаем первый шаг навстречу молодым педагогам, готовы общаться с ними на равных, помочь и поддержать во всем. Мало желания опытного педагога помочь, важно желание молодого специалиста принять помощь. Ведь только двустороннее сотрудничество дает результаты. Свое сотрудничество мы строим как диалог заинтересованных лиц, основанный на взаимном уважении, помощи и поддержке.
Работая наставниками, мы не стараемся рассказать лишь о том, как работаем сами, не пытаемся навязать единственный путь решения вопроса, не требуем принятия только нашего мнения, а стараемся помочь советом или добрым словом, давая возможность молодому специалисту проявить инициативу и самостоятельность. В процессе взаимодействия нам интересно наблюдать за успехами и ростом коллеги. Это действительно двустороннее сотрудничество, ведь наши молодые специалисты вдохновляют нас, делятся своими находками и придумками.
Искреннее желание помочь молодому коллеге позволяет нам найти те аспекты взаимодействия, которые приводят к плодотворным результатам. Как наставники мы советуем, как лучше, показываем, как надо, подсказываем, как грамотнее, обращаем внимание на ошибки и пути их исправления и, конечно же, хвалим.
Сейчас в школу приходят молодые учителя – активные, амбициозные, со свежим взглядом на современное образование, владеющие современными гаджетами… Зачем им наставник? Они знают, где найти нужную информацию по каждому уроку. Они даже конспекты не пишут, а делают пометки в телефоне. Зачем продвинутой молодежи работать так, как работает учитель, преподающий десятки лет? Все просто. Наша задача в качестве наставника – ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности, способствовать успешной адаптации молодого учителя к корпоративной культуре, объясняя молодым прогрессивным специалистам, что невозможно научиться всему и сразу, все приходит с опытом.
Наставничество – это очень интересно!
Светлана ПРОХОРОВА, Елена ПРИПАДЧЕВА, учителя начальных классов Вешняковской школы
Комментарии