Интерактивное обучение обычно основывается на диалоге, когда учитель и ученик постоянно взаимодействуют.
Ольга СЕВЕРИНА, учитель обществознания, Волгоград
Характеристика взаимного обучения:
а) это специальная форма организации познавательной беседы;
б) обучение имеет конкретные и прогнозируемые цели;
в) главная цель – создание комфортных условий обучения, когда ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Суть интерактивного обучения – учебный процесс организуется таким образом, чтобы все ученики были вовлечены в процесс познания.
Ученики имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность подростков в процессе познания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактив предполагает создание на уроке атмосферы особой доброжелательности и взаимной поддержки. Он исключает доминирование как одного выступающего, так и другого мнения над другими.
В ходе интерактивного обучения ребята привыкают критически мыслить, анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные суждения, участвовать в дискуссии.
При интерактивном обучении проводятся индивидуальная работа, парная работа, а также групповая.
При этом применяются исследовательская проектная работа, ролевые игры, работа с документами, с разными источниками информации, выполняются творческие задания.
Формы интерактивного обучения: «большой круг», «вертушка», «аквариум», мозговой штурм, дебаты.
Эти формы активны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроке или в жизни. Обсуждаемые темы не должны быть узкими или закрытыми.
При разговоре о правовых аспектах предметом группового обсуждения может стать, например, спорная законодательная норма (альтернативная служба: миф или реальность).
С учениками 5-6-х классов уместно начинать с наиболее простых форм групповой работы: «вертушка», «большой круг», «аквариум».
«Большой круг» – наиболее простая форма.
1-й этап: группа рассаживается на стульях по кругу; учитель предлагает проблему.
2-й этап: в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик самостоятельно, индивидуально на своем листе записывает предлагаемые способы решения проблемы.
3-й этап: по кругу каждый зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает и проводит голосование по каждому пункту.
Прием «большого круга» применяют в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса.
«Аквариум» – форма диалога, когда ученики обсуждают проблему перед лицом общественности. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести диалог по проблеме.
Комментарии