search
main
0

Диагональ власти,. или В поисках здравого смысла

Стаж управленческой деятельности Николая Леонидовича Соболева, начальника Управления образования администрации городского округа Семеновский, очень внушительный. С 1989 года он возглавляет образовательную систему своего района, и за это время был свидетелем и участником всех реформ и преобразований, которые проводились в школьной сфере. Имея возможность сравнить прошлое и настоящее, Николай Леонидович не может не анализировать произошедшие изменения. В нашей беседе он неоднократно высказал свое мнение: далеко не все, к чему пришли сегодня, лучше прежнего, и не все, от чего отказались, заслуживает отрицания и забвения.

– Когда я начинал свою работу, не было процедур лицензирования и аккредитации, не было стольких надзорных и контролирующих органов. Ни директора, ни завучи, ни педагоги не писали столько отчетов, они учили и воспитывали детей. И дети учились неплохо, были окружены вниманием взрослых, поступали в различные учебные заведения, находили себя в жизни – результат был не хуже, чем сегодня. Должен сказать, что и в самом процессе управления было больше логики, чем теперь, и вертикаль подчинения была логичной и целесообразной. Сегодня, например, бухгалтеры, которые раньше, до 2011 года, находились и работали в школах, собраны в одном месте. Официально все они подчиняются мне как начальнику управления образования, а должны – директору своей школы. Или взять выведенный за штат обслуживающий персонал школ: гардеробщиц, техничек, ночных сторожей и других. Теперь мы их принимаем на работу, хотя многих из них не видим в глаза. У нас есть, например, школа, расположенная от Семенова в 60 километрах. Раньше весь школьный обслуживающий персонал был в едином штатном расписании, и директорам было гораздо удобнее, сегодня кому-то понадобилось такое вот разделение. На мой взгляд, таких необъяснимых с точки зрения здравого смысла решений было за последние годы принято немало. И главное, как это связано с повышением качества образования, непонятно. А сколько мы пишем отчетов, сколько сфера образования выдерживает проверок – ведь  ни одна отрасль так часто не проверяется. Педагоги, разумеется, дисциплинированные и ответственные люди, лояльны власти, все выполняют, что с них спрашивают, но недоумение остается. Сделают ли эти проверки работу школы лучше – большой вопрос. Они отнимают время и силы педколлектива, в то время как могли бы быть направлены на главную задачу – работу с детьми.Конечно, происходили и хорошие, позитивные изменения, которые нельзя не приветствовать. В первую очередь, на мой взгляд, это введение ЕГЭ. Единый экзамен привнес в образование то, чего никогда не было, – персональную ответственность учителя за свой труд, причем не только труд тех учителей, которые работают с выпускниками, но и педагогов среднего звена, и даже учителей начальной школы. Кроме того, ЕГЭ мотивирует и учеников, и их родителей гораздо больше, чем прежние нарисованные тройки. Я знаю, что много противников у ЕГЭ, и главный  их аргумент в том, что он закрывает дорогу к высшему образованию многим. Но это не так, ведь ЕГЭ именно открывает возможности трудолюбивым и талантливым детям, закрывает дверь перед нерадивыми учениками. Но понятно, что если в школе ребенок бездельничал, то и в вузе он скорее всего не будет стараться, зачем нам такие дипломированные «специалисты»? Хотя бесконечные филиалы и коммерческие вузы все равно оставляют возможность для получения высшего образования и тем, кто неважно сдал ЕГЭ. И вот это мне непонятно: зачем нашей стране столько сомнительных высших учебных заведений? Их дипломы не имеют цены, их выпускников не очень охотно трудоустраивают. Было бы гораздо лучше, если бы они получали нужные и востребованные в современном обществе профессии и находили себя в жизни. Должен сказать не без гордости, что результаты ЕГЭ в школах городского округа Семеновский выше не только средних по России в целом, но и по Нижегородской области, отмечу – по всем предметам. Думаю, это показатель эффективности нашей работы. – Что сегодня главное для вас как начальника управления?- Расширение сети дошкольных образовательных учреждений и строительство нового здания для нашего лицея. В прошлом году ему исполнилось двадцать лет. С первого дня лицей размещался в здании вечерней школы, и на сегодняшний день оно не только маловато (а мы мечтаем расширяться), но и морально устарело. Правительство Нижегородской области и лично губернатор Валерий Шанцев одобрили идею строительства нового здания, мы разработали проект, получили на него финансирование и уже закладываем фундамент. Надеюсь, что к началу 2013-2014  учебного года мы пустим его в строй. Кстати говоря, работа с одаренными детьми, поиск талантов были одними из самых главных направлений моей работы с самого начала. Как только я пришел в управление и начал определять для себя приоритеты, понял, что необходимо создание учебного заведения повышенного статуса для талантливых ребят. В 1991 году мы открыли лицей – только старшую ступень. Набрали три профильных класса (физико-математический, химико-биологический и гуманитарный), по конкурсу, привлекли лучших учителей. Вначале они работали совместителями, боялись бросать свои школы, потом поняли, насколько интересно и перспективно работать с одаренными детьми, и стали переходить на постоянную работу. Мы заключили договоры с лучшими нижегородскими вузами, кстати, эти связи у нас сохранились до сих пор. Лицеисты наши показывали прекрасные результаты на олимпиадах, конференциях, поступали всегда в самые хорошие вузы, в том числе столичные. В прошлом году выпускники собирались на юбилей, и мы еще раз с гордостью убедились, что наша смелая идея (ведь даже в Нижнем Новгороде в то время был всего лишь один лицей) дала прекрасные результаты. Это дело требует не только продолжения, но и развития. В здании, которое мы строим, увеличим количество параллелей и начнем набор не с 9-го класса, а с восьмого. – Но, Николай Леонидович, нет ли у вас ощущения, что вы работаете против своей же территории? Ведь ваши прекрасные, талантливые дети, в которых вы так много вкладываете, уедут учиться в Нижний, Москву и наверняка постараются там закрепиться.  А у вас в городе останутся, скажем, не самые лучшие…- Нет у меня такого ощущения, потому что в последние годы все больше наших звездочек, именно лучших выпускников, возвращаются к нам. Ведь благодаря программам, реализующимся в нашей области, у нас созданы прекрасные условия для молодежи. Программа обеспечения жильем и автомобилями молодых специалистов – это огромное достижение. Благодаря ее реализации у нас  построено два больших благоустроенных микрорайона с отличной инфраструктурой, там живет в основном молодежь. Причем если начиналась программа с учителей и врачей, то сегодня список участников расширился: это и работники культуры, и дополнительного образования, и участковые полицейские и спортсмены, и молодые работники фабрики художественной росписи «Золотая хохлома». У молодых есть работа, есть дома, прекрасные, теплые, комфортные, есть земля, машины. В городе открыт одним из первых в области современный физкультурно-оздоровительный комплекс с катком и плавательным бассейном – разве от такого уедешь? В большом городе таких условий для молодежи не найдешь. Так что я верю в светлое будущее нашего района, в его развитие. – Теперь наверняка у вас прирост рождаемости, а в связи с этим новая проблема – не хватает мест в детсадах.- Да, рост рождаемости очевидный, и нас он радует. Очередь в дошкольные образовательные учреждения минимальная. Мы в этом отношении – один из благополучных районов нашей области. И вот почему. Во время демографического спада мы не потеряли ни одного учреждения дошкольного образования. Все детсады, находящиеся в то время на нашей территории, в том числе ведомственные, мы вовремя взяли на свой баланс. В одних разместили школы,  в других бюджетные учреждения (клубы, учреждения дополнительного образования, амбулатории, библиотеки), кое-где даже сельские администрации, но не передали ни одного здания в чужие руки. Благодаря этому мы сейчас легко возвращаем их в образовательную сеть. Они не пострадали серьезно, мы проводим в них лишь ремонт, реконструкцию и каждый год открываем несколько дополнительных групп. В январе мы открыли два семейных детских сада на 20 детей, получили добро на строительство еще двух семейных детсадов, то есть в перспективе у нас будет еще 20 мест. Все это позволило нам обеспечить местами в детских садах всех детей в возрасте от полутора лет.Даже принимая во внимание перспективы, имея в виду еще более бурный, чем сегодня, рост рождаемости, мы с оптимизмом смотрим в будущее. Наш район активно участвует в реализации трех областных целевых программ, разработанных правительством Нижегородской области. Все они направлены на увеличение числа мест в дошкольных учреждениях. Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте