search
main
0

Деятельностный метод как двигатель модернизации образования

​Реализация таких московских проектов, как «Школа будущего», «Школа информатизации», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», внедрение в образовательный процесс стандартов второго поколения потребовали кардинальных изменений в подходах к организации системы повышения квалификации педагогов.

Сегодня изменяются содержание образования, приемы и техники педагогической деятельности, возрастают объем и качество исследовательской составляющей в педагогической практике учителя.Это связано с тем, что в системе образования решаются такие сложные задачи, как выбор новой педагогической парадигмы и перестройка личностной ценностно-смысловой сферы, индивидуальной системы профессиональной деятельности. На первое место выходит запрос на развитие профессиональной компетентности, способов деятельности, готовности и способности к решению профессиональных задач.Механизмом реализации новых подходов в решении этих задач стала модернизация системы повышения квалификации педагогических работников. Сегодня актуальными стали такие формы, как сетевая организация системы ПК, расширение дистанционного образования, использование продуктивных образовательных технологий при обучении слушателей, тренинги, мастер-классы, стажерские площадки, корпоративные формы ПК, вебинары, – все это показатели изменения системы повышения квалификации педагогов. В 2011-2012 учебном году через окружную систему повышения квалификации на курсовую подготовку в вузы Москвы были направлены 5975 работников образования Южного округа. 5245 педагогов (87%) повышали свою квалификацию в МИОО, в других вузах (МГППУ, МГПУ, МГУ, МГПИ, МЦКО, АПК и ПРО) прошли обучение 730 человек. Все категории работников образования, направленные на курсы повышения квалификации, обучались по новым дифференцированным программам, ориентированным на развитие профессиональных компетенций, на использование новых управленческих и педагогических технологий, внедрение экспертно-оценочной деятельности.На договорных основаниях с образовательными учреждениями округа методический центр проводит в этом году для слушателей окружной системы ПК:    12 модульных курсов с объемом учебного плана 36 часов;    16 модульных курсов на базе городских научно-методических центров (МЦКО, «Школьная книга»);    10 дистанционных модульных курсов по информационным технологиям;    20 педагогических мастерских;    17 творческих лабораторий;    11 школ для молодых специалистов;     35 мастер-классов, в которых активно участвуют и повышают свой профессиональный уровень 2758 работников образования округа.  2011 год стал для системы образования годом смены образовательных вех. Школы приступили к реализации федеральных государственных образовательных стандартов, поэтому главной задачей системы повышения квалификации стала подготовка педагогических и руководящих работников к введению и научно-методическому сопровождению ФГОС. Нам предстоит адресная работа по разъяснению идей, целей, оценочной деятельности, планируемых образовательных результатов введения ФГОС.В нынешнем учебном году подготовка педагогических и руководящих кадров к введению ФГОС на окружном уровне включала два основных компонента:    педагогическое сопровождение (курсовая подготовка);    научно-методическое сопровождение (проблемные семинары, «круглые столы», педагогические мастерские, творческие лаборатории, анкетирование учителей на предмет выявления проблем и т.д.).Курсовую подготовку по введению ФГОС прошли в вузах Москвы 1868 учителей начальных классов, 1550 учителей-предметников, 267 педагогов-психологов. На базе методического центра в работе педагогической мастерской «Обеспечение перехода на федеральный государственный стандарт начального общего образования в школах округа» были подготовлены к введению ФГОС НОО 372 учителя начальных классов.Для заместителей руководителей школ начальной ступени образования были проведены семинары «Проектирование современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода», «Освоение продуктивных педагогических технологий, развивающих образовательную среду школы», проводился коллоквиум «Формирование ключевых компетенций заместителей директоров по УВР 1-й ступени образования», «Внедрение ФГОС НОО внеурочной деятельности: проблемы, опыт решения».Подготовка учителей основной школы к переходу на ФГОС ООО находится в начальной стадии, идет информирование педагогов о новизне, содержательных и педагогических особенностях реализации ФГОС.В округе для учителей-предметников проведены семинары «Использование информационных и проектных технологий в свете подготовки к переходу на ФГОС второго поколения», «Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода», «Стандарты образования в области «Искусство», «Формирование и развитие современной системы оценки качества школьного образования». Для заместителей директоров по УВР 2-3-й ступени образования работала творческая мастерская «Интерактивная форма подготовки педагогов школы к вступлению в ФГОС в основной школе».Для успешной работы по внедрению ФГОС каждый учитель должен освоить три образовательных модуля:    проектирование урока в современной образовательной среде;    планирование новых образовательных результатов;    виды учебной деятельности и средства обучения для достижения новых образовательных результатов.Повышение квалификации руководителей школ и учителей по внедрению федеральных государственных стандартов продолжается.В большинстве основных стратегических документов по развитию образования непременно упоминается о важности информатизации школы и применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Одним из важнейших факторов, определяющих саму возможность развития и распространения новых информационных технологий, стало достижение определенного уровня ИКТ-компетентности педагогами современной школы.Информационная и коммуникационная компетентность входит в число основных составляющих компетентности педагогического работника, прописанных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Требования к уровню ИКТ-компетентности педагогов прямо или косвенно проходят через различные разделы ФГОС НОО и ФГОС ООО. Для обучения педагогов информационным технологиям мы широко используем городские курсы повышения квалификации (МИОО, ЦИТУО), однако их явно недостаточно. Поэтому на окружном уровне мы также решили поддержать педагогических работников в их желании освоить ИКТ, продумали циклическую систему обучения учителя, включающую окружной мониторинг ИКТ-компетентности педагога, модульные курсы повышения квалификации по различным направлениям применения ИКТ, окружной дистанционный конкурс «Современный урок (учебный модуль, внеурочное мероприятие) с поддержкой ИКТ» как форму повышения квалификации и обмена опытом.Использование дистанционных образовательных технологий для обеспечения постоянно действующей системы ПК – одно из стратегических направлений работы информационного ресурсного центра методической службы. Поэтому дистанционные формы обучения и общения были выбраны как для проведения окружного мониторинга, так и для организации системы модульных курсов в области ИКТ, появился окружной сетевой ресурс «Виртуальная школа МЦ» (http://www.omc-class.ru/).Регистрация на курсы проводится в режиме онлайн, обучение в виртуальной школе проходит с октября по июнь. Дистанционное обучение дает преимущества и для преподавателей курсов, и для слушателей курсов. Для преподавателей это возможность построения индивидуальной траектории обучения, использования современных способов коммуникации с обучаемыми, автоматического ведения статистики и отчетов. Для слушателей курсов это приобретение навыков работы с новыми технологиями, нацеленность обучения на личные запросы, возможность включиться в работу в удобное время. Количество учителей, проходящих обучение через виртуальную школу, непрерывно растет, и в этом учебном году составило около 1100 человек. Этот показатель свидетельствует о том, что современный учитель связывает свой профессиональный рост не только с расширением компетентности в своей предметной области, но и с ростом общепедагогических знаний, включая педагогические аспекты использования ИКТ. Сетевая организация инновационной практики и сетевое взаимодействие стали сегодня мощным ресурсом формирования профессиональных компетенций педагогов. Задача нашей методической службы – создание профессиональной развивающей среды, способствующей формированию и развитию деятельностной компетенции современного учителя, которому постоянно приходится обновлять свои знания, корректировать методы работы, овладевать новыми умениями.В российской школе за последнее десятилетие накоплен опыт подготовки педагогов по проблемам деятельностной педагогики. Один из наиболее методологически обоснованных, технологически и дидактически оснащенных вариантов реализации деятельностного подхода разработан Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», которым руководит доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования Людмила Петерсон. Дидактическая система деятельностного метода обучения прошла в 2003-2006 годы апробацию в Южном округе с положительными результатами. В 2007 году методический центр сформировал сетевую инновационную площадку по проблеме построения образовательного пространства обучения на деятельностной основе. Концептуальная идея, положенная в основу развития инновационного сетевого проекта, заключалась в построении на базе методического центра системы трансляции деятельностного метода обучения путем создания обширной сети курсовой подготовки и методического сопровождения педагогов на всех этапах его освоения. В период с 2007 по 2011 год средний показатель степени реализации технологии деятельностного метода воспитателями ДОУ составил 90%, а учителями – 66%, повысилось количество учителей, реализующих технологию этого метода обучения на ступени начального общего образования, ставшей основой деятельностной организации содержания образования при реализации ФГОС НОО.По проблеме построения дидактической системы деятельностного метода обучения используется образовательный ресурс 19 школ (№№1245, 770, 649, 983, 949, 543, 927, 878, 924, 420, 915, 877, 871, 2016, 893, 1073, 997; ЦО №1428, гимназии №1527) и 9 ДОУ (детские сады №№1767, 520, 854, 901, 2161, 1895 и 1481; ЦРР – детские сады №№600 и 1662).За период осуществления курсовой подготовки педагогов в системе сетевой инновационной площадки методический центр накопил образовательный и управленческий ресурс, позволяющий:    осуществлять профессиональную подготовку педагогов, психологов и методическое сопровождение в реализации дидактической системы деятельностного метода обучения;    проводить информационно-методическую работу и оказывать методическую помощь образовательным учреждениям округа;     осуществлять систему психолого-педагогической поддержки учащихся и психологический мониторинг;    проводить окружной мониторинг по математике и мониторинг деятельности учителя по освоению и реализации технологии на базовом, технологическом, системно-технологическом уровнях;    апробировать механизмы внедрения в образовательную практику округа деятельностного метода обучения.Курсовая подготовка педагогов в системе сетевого инновационного пространства, включая опыт работы пилотных площадок по проблемам содержания образования, позволяет осуществлять методическую работу за счет целенаправленного и организованного привлечения информационных, методических, кадровых ресурсов образовательных учреждений инновационной сети. Инновационная практика, накопленная в сетевых инновационных структурах, стала основанием для организации адресной курсовой подготовки на основе потребности и запросов педагогов. Благодаря работе в сетевых сообществах педагог развивает в себе те компетентности, которые он формирует в своих учениках: коммуникативные, информационно-коммуникационные, проектно-исследовательские, познавательные, а также открытость и готовность ко всему новому. В конечном итоге сетевая практика взаимодействия педагогов направлена на комплексное обеспечение процесса непрерывного педагогического образования, что на современном этапе стало обязательным условием модернизации системы образования.Альбина КОНСТАНТИНОВА, директор методического центра Южного округа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте