search
main
0

Девять дней, которые потрясли Калининград. Страсти вокруг «Учителя года» отшумели на Балтике

В этом году Всероссийский конкурс «Учитель года» проходил в Калининграде и продолжался ровно девять дней. Были эти дни очень разными. Веселыми, когда конкурсанты знакомились друг с другом, когда в областной филармонии для них устроили прием и калининградские учителя вместе со своими талантливыми учениками дали для гостей грандиозный праздничный концерт, когда победители прошлых лет показывали свои мастер-классы, когда шел конкурс КВН сразу трех команд «Янтарного пеликана», «Хрустального пеликана» и «Пеликана-2005». Трогательными, когда пришлось расставаться… Они запомнятся всем, эти девять дней 2005 года.

Мы летим в Калининград, в аэропорту Домодедово пассажиры с удивлением рассматривают нашу группу: почти сорок человек с тюками, коробками и прочим багажом. Пассажиры не знают, что основной багаж уже давно сдан и на руках – хрупкие предметы, сохранность которых никто не гарантирует: портативные компьютеры, хрустальные пеликаны, коробочки с дисками, где записан иллюстративный материал к будущим урокам. Но дальше всех пошел конкурсант из Тверской области физик Александр Бобуров: у него в коробке размером метр на метр – единый в трех лицах ксерокс, сканер и принтер. Запасливый Александр Валентинович знает, что всякое может случиться. Жертвой предусмотрительного физика по собственной инициативе стала я: коробку зачислили в мою ручную кладь, и мы передвигались дружной тройкой, на каждом шагу объясняя, что это за коробка, удивленным контролерам и стюардам. Под конец измученный Бобуров вдруг сказал: «!» Позже оказалось, что он имел в виду «Учительскую газету», что не могло не порадовать.

Мы вместе с мамой

Мы летим в Калининград, в аэропорту Домодедово пассажиры с удивлением рассматривают нашу группу: почти сорок человек с тюками, коробками и прочим багажом. Пассажиры не знают, что основной багаж уже давно сдан и на руках – хрупкие предметы, сохранность которых никто не гарантирует: портативные компьютеры, хрустальные пеликаны, коробочки с дисками, где записан иллюстративный материал к будущим урокам. Но дальше всех пошел конкурсант из Тверской области физик Александр Бобуров: у него в коробке размером метр на метр – единый в трех лицах ксерокс, сканер и принтер. Запасливый Александр Валентинович знает, что всякое может случиться. Жертвой предусмотрительного физика по собственной инициативе стала я: коробку зачислили в мою ручную кладь, и мы передвигались дружной тройкой, на каждом шагу объясняя, что это за коробка, удивленным контролерам и стюардам. Под конец измученный Бобуров вдруг сказал: «Мы вместе с мамой!» Позже оказалось, что он имел в виду «Учительскую газету», что не могло не порадовать.

Но удивляла наша группа всех в Домодедово не только этим, но и возгласами: «Где Магадан? Где Чукотка?» Непосвященным могло показаться, что мы не знаем географии, а на самом деле волнения были по поводу двух конкурсантов – из Магадана и Чукотки, которые то и дело отходили от группы то к газетному киоску, то за водой. В этом году очень многие дальние территории прислали своих конкурсантов, что не могло не удивлять. Значит, регионы не боятся, что их посланец выиграет и им придется принимать у себя Всероссийский конкурс в следующем году. Блажен, кто не ведает, как трудно организовывать это непростое конкурсное состязание.

Светлый город на краю России

Поздним вечером, плавно переходящим в ночь, наш «Боинг», бросившись на посадочную полосу, приземлился в калининградском аэропорту. Повеяло курортом, морем, терпким запахом цветов, но до курорта, как выяснилось, нам предстояло добираться около часа.

Российская Калининградщина еще сохраняет некоторые черты Кенигсберщины – в архитектуре островерхих домов, в кирпичной кладке официальных зданий, знакомых с преданиями старины глубокой, в мостовых без рытвин и пресловутых асфальтовых заплат. Конкурсантов и членов жюри разместили в санатории «Волна» в Светлогорске.

Школа, в которой хочется учиться

Субботним утром конкурсанты отправились знакомиться со школой, где, собственно говоря, им предстояло работать. Огромное школьное здание из красного кирпича потрясало размерами, оно было больше похоже на дворец или даже на храм образования – с широкими коридорами, просторными классами, старинными лестницами, высокими потолками. Гостей встречал улыбками и дружескими рукопожатиями, похоже, весь педагогический коллектив, а русскими народными песнями и хлебом-солью – детский фольклорный ансамбль. Директор гимназии Алла Шатрова показывала гимназию и рассказывала о ней. Кстати, читателям «Учительской газеты» это учебное заведение хорошо известно – ведь в 2000 году победителем Всероссийского конкурса стал учитель русского языка и литературы Владимир Морар, а школа получила почетное звание «Школа века». Кстати, два года назад коллектив гимназии занял первое место в области по количеству наград, полученных учениками на областных предметных олимпиадах.

Алла Михайловна напомнила нам, что в этом году гимназия отметит свое шестидесятилетие. В здании, построенном в 1927 году для мужской высшей реальной школы, воспитывавшей своих учеников в истинно прусском духе, в 1945 году первым приказом советского военного коменданта была открыта первая здесь советская школа, в которой стали учиться дети военнослужащих и сыны полков.

В 1991 году школа приобрела эстетический уклон, ей дали необходимый штат для открытия профессиональной школы искусств. А с 1994 года это эстетическая гимназия. Конечно, Алла Михайловна могла бы рассказывать о своей гимназии бесконечно, но время поджимало. Впрочем, тому, кто хотел познакомиться с историей школы поподробней, предлагали посетить Музей гимназии, настолько не похожий на обычные школьные музеи, что охватывало острое чувство зависти.

Скажу сразу, что педагоги гимназии так самоотверженно старались помочь конкурсантам в решении абсолютно всех возникающих по ходу дела проблем, что становилось понятно: во-первых, коллектив тут необычайно дружный и творческий, а во-вторых, учебное заведение достойно принимать лучших из лучших российских учителей.

В большое жюри включили школьников

В этом году в систему проведения конкурса внесено несколько новшеств, и весьма существенных.

Во-первых, на конкурс не пустили сопровождающих из регионов, которые тем не менее прибыли и пытались пройти в гимназию любым способом. Но бдительность работников охраны, пропускавших только тех, у кого были специальные карточки, выданные оргкомитетом, помогла обеспечить педагогам спокойствие – они соревновались прежде всего как личности. Без указующего руководства чиновников учителя, несомненно, чувствовали себя свободными. Чиновничий зуд – явление сложное. Понять настороженность управленцев и методистов можно, эти наивные люди полагают, что конкурс – простое состязание педагогов. На самом деле ведь то, что показывает конкурсант на презентациях, на уроках, мастер-классах, далеко не только его личное дело, хотя во многом успех обеспечивает личность. Но о том, какая личность, с какой концепцией, с каким методическим мировоззрением, с использованием каких технологий побеждает на конкурсе, можно судить о степени развития региональной системы образования. Поэтому сопровождающие так и рвутся на конкурс – им важна победа конкурсанта как демонстрация торжества выбранного курса. Если есть победа, значит, все хорошо, если же победы нет, то тут нужно вносить коррективы, а к этому не все готовы, этого не все и не всегда хотят.

Во-вторых, в этом году учредители конкурса и оргкомитет постарались сделать все, чтобы процедура оценивания была максимально понятной, прозрачной и объективной. С помощью жеребьевки каждый конкурсант получал номер, известный только ему одному. Количество баллов указывалось только под номером, это в какой-то мере освобождало конкурсанта от возможного давления общественного мнения.

В-третьих, теперь лучшие пятнадцать из 75 участников определялись не квотами, распределенными по номинациям. В «пятнашку» входили получившие наивысшие баллы, пусть даже это будут, например, только математики. В итоге в число финалистов не вошли представители номинаций «Биология» и «Иностранный язык», зато боролись аж четыре словесника.

В-четвертых, для жюри – предметных и Большого (55 членов жюри на 75 участников) – выработаны четкие критерии для оценивания конкурсантов. Главный критерий, по которому жюри в этом году отбирает победителей, – искренность. Если учитель не подстраивается ни под чей вкус, если остается самим собой на всех этапах конкурса, шанс на победу у него высок.

В-пятых, каждый член жюри отныне знает, что за ним наблюдают: протокол он заполняет индивидуально, как эксперт, он должен поставить правильные оценки, эту правильность проверяют другие эксперты, которым предстоит установить, насколько член жюри завысил или занизил оценки по отношению к среднему баллу. При этом существенно повышается ответственность жюри, в которые входят весьма уважаемые педагоги, управленцы, специалисты в области повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, авторы учебников. А в Большое жюри входят даже калининградские школьники – победители олимпиад.

Семь футов под килем!

Открытие конкурса прошло в Светлогорске в ресторане санатория «Волна». В церемонии принимали участие специально прибывший из Москвы для зачтения письма премьер-министра Михаила Фрадкова директор Департамента государственной политики Министерства образования и науки РФ Исаак Калина, вице-губернатор Лазарь Фуксон, представители учредителей конкурса «Учитель года России-2004» и его победитель Евгений Славгородский. Конкурсанты терпеливо ждали губернатора Владимира Егорова. Он опоздал почти на час. Объяснил это тем, что выступал на телевидении, высоко оценив и честь проведения конкурса, предоставленную региону, и конкурсантов, и профессионализм конкурсантки Елены Пуш, которая представляла в этом году область и на победу которой он так надеется. На память от губернатора каждый педагог получил янтарный «Кораблик надежды» с эмблемой пеликана на парусе, а губернатору от имени конкурса «Учитель года» была вручена футболка с такой же эмблемой.

После символического подъема флага конкурса было оглашено приветствие Михаила Фрадкова, который пообещал «поработать над укреплением позиций и престижа российской Школы», поблагодарил «всех учителей за преданность своему делу, оптимизм и любовь к детям», а также пожелал им «благополучия, дальнейших профессиональных и творческих успехов». Пообещал бы еще существенного повышения зарплаты – цены бы этому письму премьера не было!

«Учительская газета» преподнесла конкурсантам неожиданный и приятный сюрприз: номер газеты, где каждому из них была предоставлена возможность рассказать о своей педагогической позиции. Газеты разобрали мигом и тут же углубились в чтение. Пожалуй, в истории «УГ» еще не было такого, чтобы разом ее читал весь ресторан.

Женщины музицировали, мужчины держали рояль на руках

Воскресенье 11 сентября должно было стать для участников конкурса днем наслаждений: для них давали мастер-классы победители конкурсов прошлых лет. Но начался день не так, как было задумано, – с мастер-класса чиновника. Дело в том, что организаторы не предусмотрели встречи с Исааком Калиной, которому конкурсанты хотели задать весьма острые вопросы и от которого надеялись узнать о планах реформирования образования. Хитрый Калина выступил так, что на вопросы почти не осталось времени, а о планах говорил так, что даже скептически настроенным педагогам хотелось их поддержать. Очарованные логикой рассуждений и тем, что рассуждения эти шли от бывшего учителя, бывшего директора, бывшего управленца регионального уровня, конкурсанты очнулись и захотели покритиковать задумки и ход реформ уже тогда, когда Исаак Иосифович был увезен вице-губернатором Фуксоном – у директора Департамента госполитики была в эти дни своя программа заранее запланированных встреч. В актовом зале гимназии начались мастер-классы, которым педагоги внимали с немалым восхищением и в которых участвовали гимназисты. Когда у рояля, который по просьбе конкурсантки Елены Смолиной был передвинут, обломилась ножка, конкурсанты-мужчины подхватили этот громоздкий инструмент на руки и держали его на весу до тех пор, пока не нашли более подходящую опору.

А судьи кто?

Оценивали конкурсантов профессионалы. Предметное жюри возглавлял ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин, во главе предметных групп – Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» (изо, ОБЖ, технология), Ольга Ройтблат, ректор Тюменского института развития образования (иностранные языки), Людмила Левина, главный редактор журнала «Химия в школе» (химия), Марина Фирсова, директор московской гимназии №1518, и Александр Махорин, завкафедрой математического анализа РГУ имени Канта (математика), Виталий Гутман, министр образования Астраханской области (история, обществознание, право), Виктор Чертов, профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ, и Михаил Нянковский, главный редактор издательства «Академия развития» (русский язык и литература), Людмила Реброва, главный редактор журнала «Биология в школе» (биология, окружающий мир, экономика, география), Тамара Молчанова, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО (начальная школа), Александр Пентин, заведующий кафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (физика, информатика). В Большое жюри под председательством ректора МГУ имени М.В.Ломоносова Виктора Садовничего помимо председателей предметных жюри входили руководители системы образования из 8 регионов, педагоги, ученые. Существенным новшеством было то, что в Большое жюри были включены пять учащихся школ Калининградской области – победителей всероссийских предметных олимпиад.

Пряников сладких, увы, не хватило на всех

Участники конкурса уже стали однажды победителями – каждый в своем регионе. Но им нужна была еще одна победа, уже на Всероссийском конкурсе. Они вступили в борьбу, по ходу которой выбывали не худшие, а те, кто по субъективным мнениям членов предметных жюри, складывающимся в единое, получали меньшее количество баллов. Члены жюри – такие же педагоги, ученые, управленцы, и у каждого свой взгляд на то, каким должна быть визитная карточка, представление опыта или урок в классе. Это понятно, и это нормально, но вот тем, кто не вошел в «пятнашку», горько и обидно: как же так, ведь в регионах они были первыми. Были, и самое главное, что первыми же там и остаются, хотя возвращаться с Всероссийского конкурса и объяснять, почему они не первые в России, нелегко и неприятно. Но Всероссийский конкурс – конкурс высокого уровня, где каждый начинает все сначала, без скидок за былые заслуги. Конечно, обидно, что не очень высоко была оценена замечательная визитная карточка преподавателя чукотского языка и чукотской литературы Елены Тевлявье (включенной, как ни странно, в номинацию «Русский язык и литература»), что сбоили компьютерные диски у тобольчанина Анатолия Кугаевского и омича Петра Лаврикова… Конфликты на конкурсе были, были заявления и обращения недовольных своими баллами, были внеплановые заседания оргкомитета и Большого жюри, на которых разрешались проблемы без откладывания в долгий ящик.

Главный «бой» грянул в последние два дня конкурсных испытаний, когда пятнадцать финалистов должны были дать мастер-классы на сцене актового зала гимназии №1, прочитать короткие лекции и поучаствовать в поединках на педагогическом ринге. Учителям русского языка и литературы Елене Васьковой (Мурманская область), Владимиру Лысогорскому (Саратовская область), Юлии Марчук (Москва), Виктору Гуськову (Рязанская область), преподавателям технологии Дмитрию Скурихину (Кировская область) и Наталье Егоровой (Московская область), учителям математики Жанне Ловкис (Санкт-Петербург) и Ирине Ломакиной (Ульяновская область), учителю истории Алексею Ларину (Брянская область), преподавателю изо, черчения и МКХ Сергею Минаеву (Орловская область), учительницам начальных классов Татьяне Сараевой (Липецкая область) и Анне Титенковой (Республика Коми), преподавателю химии Вере Малеевой (Новгородская область), физику Ивану Иоголевичу (Челябинская область), информатику Наталье Десятниченко (Воронежская область) нужно было справиться с трудными испытаниями, продемонстрировав не только истинно бойцовские качества, настроенность на победу, но прежде всего педагогическую состоятельность на самом высоком уровне. Тему урока каждый выбирал для себя сам, и, по идее, свобода выбора должна была обеспечить успех, ведь каждый мог показать то, в чем силен. Мы обязательно расскажем обо всех уроках, которые были на конкурсе, в нашей «Методической кухне» и в «Мастер-классе», а пока лишь отмечу, что не всем удалось показать почтеннейшему Большому жюри образцы высочайшего педагогического мастерства. Беда была, по сути дела, одна: большинство конкурсантов отдалялись от своего предмета, впадая в общефилософские рассуждения. Одни были чересчур бесстрастны, другие, наоборот, слишком взвинченны.

Работа над ошибками

Когда были даны практически все мастер-классы, оказалось, что в подсчете баллов была сделана ошибка. Ее сделал компьютер, но легче от этого никому не было – получилось, что двое конкурсантов остались за бортом. Оргкомитет принял решение: сказать правду, признаться в ошибке и дать возможность двоим конкурсантам дать мастер-классы и прочитать лекцию. Так «пятнашка» превратилась в «семнашку», и конкурсные испытания продолжили учителя математики Галина Кирсанова из Новосибирской области и Татьяна Шушкова из Вологодской.

Встреча с министром

У Андрея Александровича Фурсенко судьба незавидная: то министром назначают, не спросив согласия, то яйцами забрасывают, то пощечины дают. Конкурсанты встретили министра неласково, подняли в зале плакаты, весьма нелестно характеризующие реформы. Выставив не единицу, а вовсе ноль за деятельность министерства по повышению материального уровня учителя, задавали серьезные вопросы о зарплате. Министр признал, что зарплата педагога нынче национальный позор, но больших прибавок к ней не обещал. (Андрей Александрович, вероятно, думал, что перед ним сидят не бедные люди. Но мы-то знали, что, скажем, Дима Скурихин из Кировской области перед конкурсом не имел денег на покупку костюма, а потому взял ссуду под 40%, ссуду, которую придется отдавать.) Вскоре пошли звонки из регионов от чиновников: бунтарей, которые поднимали в зале плакаты, просили одуматься, иначе ненароком можно потерять работу, хотя министр таких указаний никому не давал. Но так уж устроены холуи: барин им задания не дает, а они впереди барина стараются бежать и наказывать тех, кто позволил высказать собственное мнение. Фурсенко, как оказалось, человек великодушный и необидчивый, зла не держит. Кстати, сегодня Андрей Александрович тратит много времени на то, чтобы ретивые чиновники не выгнали из МГУ студентку, напавшую на него во время одной из пресс-конференций. А уж учителей защитить ему сам Бог велел. Но хорошо было бы, конечно, чтобы была защита и материальная: Михаил Нянковский, ставший учителем года в 1994 году, горько рассказал министру и конкурсантам, что уже не может больше работать в школе – слишком мало платят – и уходит. Вообще уход Нянковского из педагогики – трагедия национального масштаба, только вот кто так его оценит…

Великолепная пятерка

Пятеро финалистов должны были определяться по сумме набранных баллов, потом грянуло рейтинговое голосование (тайное!), победителем оказывался тот, кто набирал наименьшее количество баллов по принципу: единица, означающая первое место, всегда меньше, чем, скажем, пятерка, определяющая пятое.

Имена победителей до торжественной церемонии закрытия держали в строгом секрете, что практически сделало невозможным подготовку очерков о победителе так быстро, как бы того хотелось читателям.

Небольшой по сравнению с Кремлевским Дворцом Калининградский областной театр драмы впервые принимал такой праздник, но уютный зал театра придал церемонии закрытия домашний и сердечный характер. Правда, ведущие – кино- и театральная актриса Вера Алентова и кинорежиссер Владимир Меньшов – читали написанный текст, да еще из книжечки, прямо перед церемонией розданной участникам и гостям праздника, но им это прощали хотя бы потому, что на этот раз при подведении итогов конкурса на сцене не было пресловутой Елены Малышевой да давление на ход вечера Первого канала ТВ было, к счастью, минимальным. Одним за другим нам называли имена тех, кто вошел в пятерку: Иван Иоголевич из Челябинской области, Ирина Ломакина из Ульяновской, Юлия Марчук из Москвы, Татьяна Сараева из Липецкой области, Владимир Лысогорский из Саратовской области. Каждый получал «малого пеликана» и 100 тысяч рублей в придачу. Учителем года стал Иван Иоголевич, преподаватель физики, ученики которого пять раз завоевывали золотые медали на международных предметных олимпиадах. От своих учеников Иван Александрович не отстал, и это весьма отрадно. На этот раз в отличие от прошлых лет на сцене не появились спонсоры с богатыми дарами, никто не дарил победителю компьютеров, квартир или легковых машин. И зал не ахал при объявлении подарков. Все было чинно, благородно, спокойно, но вот никому из калининградских руководителей слова на сцене не дали, как и учредителям конкурса, – это, видимо, не было предусмотрено Первым каналом.

Честь, достоинство и любовь к детям – все это Мильграм

Завершилась церемония весьма знаковым и радостным событием – Леониду Исидоровичу Мильграму, бывшему директору московской школы №45, народному учителю СССР, вручили премию «За честь и достоинство». Один штрих – 85-летний педагог смог прибыть в Калининград, чтобы лично получить эту награду и сказать напутственные слова конкурсантам – финалистам и победителям. Это были слова коллеги, умудренного опытом и имеющего сотни, а может быть, и тысячи учеников, ставших весьма успешными во взрослой жизни. На эти слова зал отвечал громовыми аплодисментами, которые Леонид Исидорович заслужил больше, чем кто-либо другой.

Хеппи-энд

Отгремели фанфары. Пролились на зал и сцену блестящие бумажные дожди. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пообещал, что будет думать, как создать совет из лучших учителей страны, которые помогли бы чиновникам вносить коррективы в предлагаемые реформы образования. Спонсоры поклялись и дальше поддерживать конкурс. Президент Фонда поддержки российского учительства ректор МГПУ Виктор Рябов провозгласил начало нового предконкурсного оргмарафона. Конкурс переезжает в Челябинск и продолжает оставаться праздником региона, давшего стране учителя-победителя.

«Учительская газета» с нынешними участниками конкурса не прощается – мы познакомим наших читателей с лучшими уроками, методическими разработками. Конкурс закончился, но наша дружба с лучшими учителями страны продолжается. Ведь мы придумали этот конкурс и не забываем об этом никогда.

Калининградская область

Мастер-класс Елены СМОЛИНОЙ в прямом смысле поддержали коллеги. Когда у рояля обломилась ножка, конкурсанты-мужчины подхватили его на руки, пока не нашлась более подходящая опора

На конкурсе на глазах у всех можно превратиться в оленя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте