search
Топ 10

Девушка с характером

29‑летняя учительница преподает в школе 10 лет

Екатерине КОВАЛЕНКО 29 лет, из них десять лет девушка работает в школе. Как это возможно? Выпускница девятого класса поступила в Симферопольское педагогическое училище и сразу после его окончания пришла работать в родную школу №2 города Симферополя. Учителям, которые отлично помнили ее еще девятиклас­сницей, а кто-то – пятиклассницей и даже первоклашкой, Екатерине пришлось доказывать свои взрослость и самостоятельность, а главное – компетентность. И с этой задачей она блестяще справилась с первых дней.

По признанию девушки, у нее никогда не было сомнений в выборе профессии, но четкое представление о ней пришло только во время педагогической практики.

– Во время обучения мы получаем огромную теоретическую базу и лишь потом применяем ее на практике, – рассказывает Екатерина Игоревна. – И только после того как я провела свой первый урок, поняла, что действительно хочу остаться в этой профессии. Мне удалось установить контакт с детьми, почувствовать, что они слышат и понимают меня, а я – их. Это стало незабываемым впечатлением!

Годы пролетели быстро. Первые ученики Коваленко в нынешнем году сами станут выпускниками и, как и она когда-то, будут выбирать себе профессию. Они уже такие взрослые, что молодая и стройная учительница кажется равной им по возрасту. Но главное в характере наставницы – энергия и уверенность, которые устанавливают старшинство. Этой энергией, бойкостью, звонким голосом и умением вести за собой она очень похожа на классическую пионервожатую или «девушку с характером» из советских кинофильмов, только в современном варианте.

Второе поразительное качество, присущее столь молодой учительнице, – бережная материнская опека: на уроке она, проходя по классу, поправит ребенку свисающий с парты локоток, проследит за осанкой малышей… Безусловно, именно личное обаяние помогло Екатерине Коваленко получить приз зрительских симпатий на конкурсе «Учитель года»-2020, на котором она представляла Республику Крым.

Кроме обаяния Екатерина покорила жюри конкурса методикой преподавания математики. В чем ее изюминка, какие приемы использует педагог? Для начальных классов, безусловно, главным приемом всегда была и остается игра.

– На конкурсном уроке мы с детьми были сотрудниками научной лаборатории и трудились над разработкой профессора, – рассказывает учительница. – Дети получили бейджи, пропуска, лабораторный инвентарь. Эта игровая ситуация соответствовала структуре урока изучения нового материала, так как ученики открывали для себя новые знания. На каждом этапе работы шло подкрепление с помощью создания научной игрушки – это и была разработка профессора.

Школьники проводили эксперимент, вносили изменения в конструкцию игрушки, объясняли принцип ее работы. Каждый этап фиксировался по инструкции Pocketmod. Это органайзер-буклет, который позволяет ученику проанализировать ход своей мыслительной деятельности. Элемент дополненной реальности в мобильном приложении позволил «оживить» нашу игрушку, что стало приятным бонусом в конце совместной работы. Практическая ориентированность урока позволила детям ощутить необходимость применения математических знаний для решения конкретных практических кейсов.

Педагог начальных классов – универсал. Он обязан владеть методиками преподавания сразу нескольких предметов. А какой из уроков учитель года Крыма любит больше? Коваленко отвечает так:

– Люблю математику за ее неоднозначность: с одной стороны, мы сталкиваемся с ней каждый день, с другой – она полна загадок и тайн. Предмет «Окружающий мир» позволяет, не выходя из кабинета, оказаться в глубине океана или на вершине горы Эверест. А уроки технологии и изобразительного искусства помогают прикоснуться к прекрасному, дают возможность творить, изобретать и создавать.

Екатерина Игоревна считает, что у детей должна быть возможность совершать открытия, большие или маленькие – не так важно, главное – постоянно! Чтобы получить внимание детей, нужно их удивить. Также педагог учитывает индивидуальные способности своих подопечных. Например, если ученик интересуется конструированием, робототехникой, этот факт Коваленко может использовать на уроке математики или технологии, предложив сконструировать какую-то научную игрушку.

Талант учеников, которые параллельно занимаются в художественной школе, учительница подчеркивает на уроке изобразительного искусства. Таким образом, считает Екатерина Игоревна, дети видят, что каждый из них обладает индивидуальными особенностями, а их личный опыт ценен для работы класса в целом.

А какие личные увлечения самой учительницы известны ученикам? Малыши начальной школы наиболее привязаны к своим учителям и зачастую копируют их.

– Дети знают, что я люблю путешествовать, веду активный образ жизни, играю в настольные игры, принимаю участие в профессиональных мероприятиях, – рассказывает Екатерина Коваленко. – К активному образу жизни, безусловно, располагает край, в котором мы живем! Крымский полуостров открывает безграничные возможности, чтобы наслаждаться природой в любое время года.

Весна и осень – отличное время для скалолазания, походов и автомобильных путешествий по живописным местам. Лето – время закатов и рассветов на берегу Черного моря. Зима – повод подняться в горы, на Ай-Петри, и освоить технику катания на сноу­борде. Можно ли назвать это увлечением, хобби? Думаю, да. Ведь именно этому я стараюсь посвятить свое свободное время в компании прекрасных людей. Это интерес, творчество, познание, удовольствие, счастье – все в одном!

– Я делюсь с детьми своими успехами, тем, чему научилась, что увидела или узнала, – подчеркивает учительница. – Тем, что меня удивило или вызвало восторг. Дети стремятся к подражанию, и вот они уже едут всей семьей изучать грязевые вулканы на Керченском полуострове Крыма, идут на экскурсию в Долину привидений, приносят в класс настольные игры, пишут сочинения и рисуют рисунки для конкурса, делятся своими победами на спортивных соревнованиях, размещая дипломы и медали в экспозиции классного уголка.

Личное наблюдение Коваленко – дети в начальную школу приходят очень разные. И вот что любопытно: ученики одного выпуска начальной школы отличаются от учеников четырехлетней давности. «А меняются ли их родители?» – интересуюсь я мнением педагога. Учитель начальной школы гораздо больше времени, чем его коллеги-предметники, проводит в беседах с мамами и папами учащихся. Ведь каждому родителю хочется узнать, каковы успехи ребенка в школе, которую лишь недавно начал посещать малыш. Каковы же они, современные родители? Как учитывать их психологию и с ними работать? На этот вопрос учительница отвечает так:

– Современные родители компетентны во многих вопросах – правовых, экономических, в вопросах образования и воспитания. У них всегда есть свой взгляд на то, каким должен быть их ребенок и каким способом достичь этого результата. Часто позиции учителя и родителей не совпадают. Умение договориться, найти компромисс – вот правило, которое позволяет выстроить с родителями комфортные и успешные взаимоотношения.

Неотъемлемая часть работы учителя начальных классов – классное руководство. Если педагог-предметник может отказаться вести класс, то для наставника малышей это невозможно. В финале Всероссийского конкурса «Учитель года» Екатерина Коваленко прошла два испытания: «Методическую мастерскую» и «Открытый урок». Для пятнадцати лауреатов были предусмотрены дополнительные задания, одним из которых стал классный час. Очень жаль, что открытый классный час Екатерине Коваленко провести не удалось. Ведь в начальных классах это особенное мероприятие.

– Темы классных часов всегда должны быть актуальными, – считает Екатерина Игоревна. – Несмотря на небольшой возраст учеников начальных классов, мы обсуждаем проблемы, связанные с серьезными вопросами, которые возникают в современном мире, в обществе. Моя задача – сделать их понятными и доступными для учеников начальной школы. Порой это сложно, так как приходится говорить о взрослых проблемах.

Учитывая возрастные особенности детей, мы уделяем внимание взаимоотношениям в коллективе, здоровому образу жизни, экологическим проблемам, работаем над профориентацией. Важно, чтобы во время совместной работы младшие школьники научились обращаться к собственному жизненному опыту, высказывали свое мнение и принимали мнение других, учились аргументировать собственную позицию.

Главным вызовом прошлого года стало дистанционное обучение. Учительница относится к этой форме неодобрительно, считая, что в условиях начальной школы онлайн-формат никогда не заменит личности учителя и очного взаимодействия педагога и ученика. При этом сама она владеет необходимыми технологиями, осваивает разнообразные интернет-ресурсы, обучающие платформы. Педагог уверена, что современный учитель – это человек, который должен быть готов постоянно работать над собой, узнавать что-то новое, делиться этим с коллегами, детьми и двигаться вперед, к намеченной цели. Ее кредо: «Находиться в постоянном движении».

В чем-то с молодым педагогом можно поспорить. Например, на уроках чтения в начальных классах Екатерина Коваленко приоритетно предлагает тексты малого формата, объясняя это тем, что современные реалии таковы – телевидение и Интернет формируют клиповое, отрывочное сознание, и ребята просто не готовы читать много. Это ее личное мнение. Кто-то с ним может не согласиться, так как возникает логический вопрос: а как же тогда готовить учеников к среднему и старшему звеньям школы, где объемы текстов по литературе порой огромны и число их велико? Но конкурс «Учитель года» тем и замечателен, что открывает современные тенденции и приглашает к спорам. Ведь спорить можно лишь с тем, кто что-то делает, тот же, кто не стремится достичь нового, остается незаметным, в тени.

Екатерина Коваленко готова повышать свой уровень мастерства и следит за новинками в образовании. Регламент конкурса «Учитель года» подразумевает, что вторично можно принять в нем участие не ранее, чем через три года. Станет ли наша героиня снова участвовать в этом состязании лучших учителей страны? «Возможно», – отвечает она. Ведь к тому времени у нее в педагогическом багаже обязательно появится что-то новое и интересное!

Светлана ПОТАПОВА, Республика Крым

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту