В нашей гимназии много лет существует школьный музей, в котором хранится богатый материал, имеющий краеведческую ценность. В основу моего исследования легли воспоминания детей, которые в годы войны учились и работали в школе №32, кто помнит, каким тяжелым было военное время. Ребята, у кого война отняла не только отцов, но и нормальное детство, оставили воспоминания, благодаря которым теперь мы можем восстановить картины прошлого нашей гимназии.
Дети военной поры… Провожали на фронт отцов, помогали матерям, быстро отвыкали от радостей мирной жизни. Моим сверстникам военных лет пришлось совмещать учебу в школе с напряженной работой, ведь в тылу нужны были рабочие руки. Совсем не легким было их детство.Таким запомнила начало войны ученица школы №32 Муза Кузьминова: «…Это было самое обыкновенное летнее утро. Папочка работал в городе, а мы с мамочкой дома складывали кое-какие вещи; завтра собирались поехать в деревню. И вдруг говорит радио… Голос Вячеслава Михайловича Молотова… Зверское нападение Германии… Мамочка заплакала… А солнце, казалось, померкло. Нет мира, нет ни света, ни тепла. Война, фронт, тревога, горе…» Вот так неожиданно началась война. Обратимся к воспоминаниям Анатолия Матенина, который в 1941 году пошел в 3-й класс нашей школы: «Появилось много эвакуированных, особенно из Ленинграда. Город был переполнен. Жили они по углам, было много иждивенцев». «Еще до войны было запланировано в случае военных действий сразу же переоборудовать здание 32-й школы под госпиталь» (Балдин К.Е. Школа-птица. Очерки истории школы №32 г. Иваново. – Иваново, 2008. – С. 55). Так, в нашей школе был размещен эвакуационный госпиталь №3076. Решение это было обоснованным, ведь железнодорожный вокзал находится неподалеку от школы и первые раненые появились в школе уже в июле 1941 года. Но у школьников почти всех школ города возникли сложности, связанные с тем, что детям негде было учиться. «Вот и первое сентября. Собрались ученики не в школе, а под открытым небом, на улице Дзержинского, на большом школьном дворе. Учителя сообщили, что школу заняли под госпиталь. Как-то сразу не поняли, что это значит. Только потом, когда начались наши скитания, мы поняли свое печальное положение. Учились в разных школах, а потом на дому. Когда вспоминаешь это время, то представляются какие-то темные комнаты, чужие, не наши классы» (М.Кузьминова). Из воспоминаний я узнала, что дети сами топили и убирали комнаты, в которых им пришлось учиться. Классы были поделены на группы, одноклассники редко виделись («точек», где учились дети 32-й школы, было более пятидесяти!), не хватало обычных школьных игр и общения с друзьями. «Сидим и вспоминаем, как учились в школе, играли в перемены, как было весело и хорошо. «А помните?..» – скажет кто-нибудь, и все насторожатся… Часто вспоминали юннатский кружок и нашего вожатого Гену Бубнова. «Он сейчас на фронте», – скажет кто-нибудь, и сразу в душе что-то оборвется, замолчим…» (М.Кузьминова). «Мы учились на дому. Учебников не хватало. Самодельные тетради, сшитые из разной бумаги и вручную разлинованные, покупали на базаре» (А.Матенин). Несмотря на тяжелое время, в Доме пионеров продолжал свою работу драматический кружок. «Девочек из другой группы своего же класса мы встречали только на занятиях драматического театра. Он у нас не распался во время войны, а наоборот, в нем развернулась бурная работа… Мы часто выступали в госпиталях, и бойцы любили нас и встречали с большой радостью. Часто мы ходили и в нашу школу. Там были подшефные палаты» (М.Кузьминова). «Наш монтаж «За Родину» прошел с самым большим успехом. Ставили мы его и по радио, и тоже удачно… Драмкружок как-то приобщил нас к искусству, заставил нас глубже вдумываться в каждое слово, каждую мысль автора литературного произведения. Наши воспоминания о занятиях в драмкружке останутся самым светлым воспоминанием на фоне мрачных военных лет» (Кочетова).Многие старшеклассницы в госпитале бывали часто. Они писали под диктовку раненых письма их родным, помогали санитаркам с уборкой палат. Хотелось чем-нибудь порадовать раненых, и потому многие дети уходили в лес за ягодами. «Лично мой отряд собрал 15 ведер земляники, 26 – черники и 7 – малины», – вспоминает одна из учениц школы. Дети трудились рядом с взрослыми, не боясь никакой работы. «Мы с матерью шили сумки для противогазов, рукавицы с одним пальцем. Я крутил ручку машинки. Рука уставала» (А.Матенин).Зина Максимова вспоминает, как они с девочками собирали дрова: «…За разговорами почти не заметили, как дошли до небольшой речки. Нам необходимо было перейти на тот берег, и мы стали искать брод… Брода мы не нашли, а перейти нужно было обязательно, ибо наши дрова были на том берегу, а других не было нигде… В среднем в этот день за каких-нибудь полтора часа мы собрали по десяти кубометров на группу из трех девочек. Тут скоро пришел старый дедушка с охотничьей сумкой и двустволкой, он должен был обмерить наши дрова. Когда он все обмерил, то оказалось, что мы даже перевыполнили норму, – вот как мы усердно и добросовестно работали». Конечно, ребятам было трудно, ведь приходилось ходить не только за дровами, но и за торфом. Топливо было необходимо, так как заводы и фабрики города работали круглосуточно. «Предприятия топили торфом, а в последнее время – дровами. Трубы фабрик нещадно дымили. Дым стелился по ул. Сталина (теперь – пр. Ленина), и все были в саже» (А.Матенин). Школьники выходили работать и на полевые работы, взрослых рук не хватало: «1943 г. Июль. Жара. Душно даже в тени. Поставили нас полоть капусту. Окончив работы, мы свалились в траву и тут только почувствовали настоящую усталость. Спину и руки жгло и ломило, но мы радовались оконченной работе… Вечером на линейке нам зачитали благодарность от бойцов нашего госпиталя… Потом мы ходили в колхоз и работали там неплохо» (Нагибина).В 1942-1943 году нашей школе дали небольшое здание школы №26 (у парка им. Степанова). Там было очень тесно, учиться приходилось в три смены. Первая смена начиналась в 7.15, а третья заканчивалась в 21.15. «Трудно было, но все-таки мы учились, ежедневно что-нибудь делали, чтобы Родина знала, как мы ее любим, как хотим мы помочь тем героям, которые за нас отдавали свою кровь. Не забудем мы это время никогда!» (Э.Серебрякова). В 1944 году девочки шили наволочки и простыни для детского сада, вышивали нагрудники, ставили для малышей спектакли, много работали в госпитале.Приходилось детям самостоятельно ремонтировать школьные карты, самим делать учебные пособия. «Наш географический кружок 5 класса сделал альбом на тему «Зона смешанных лесов»… По этим работам судили о работе школы, нам хотелось, чтобы школа заняла одно из первых мест. Наше желание сбылось! На слете дружине вынесли благодарность, а меня и Нину Стыскину премировали материалом на платье» (Э.Серебрякова). Кругом была нужда, жили голодно и бедно, все приходилось отдавать фронту. Ребята школы №32 подготовили и провели в клубе НКВД большой концерт, а на вырученные деньги купили обувь, одежду детям фронтовиков и продукты в столовую. С 1943-1944 учебного года образование в стране стало раздельным. Мальчиков 32-й перевели в соседнюю 22-ю школу, которая находилась на углу улиц Тимирязева и Дзержинского. Мальчики вспоминают, что главным предметом стало военное дело: «Маршировали с деревянными винтовками под песню «Артиллеристы, Сталин дал приказ», изучали винтовку Мосина, стреляли в тире. Руководили занятиями военруки-инвалиды» (А.Матенин). Хотя мальчики и девочки учились раздельно, они продолжали дружить и совместно делали много полезного. «Когда ученики 22-й мужской средней школы обратились к начальникам области с призывом организовать сбор средств на строительство танковой колонны, наша школа дружно поддержала эту затею. Силами наших учащихся было собрано 25000 рублей. 20 мая 1944 года навсегда останется в нашей памяти. Мы получили телеграмму с благодарностью лично от товарища Сталина. Что это был за день! На улице было тепло и солнечно, цвела сирень. Полина Алексеевна (Евсеева П.А. – директор школы. – В.С.) зачитала нам телеграмму. Мы долго и бурно аплодировали, каждый из нас решил еще лучше учиться и подготовиться к испытаниям, еще лучше помогать нашим защитникам» (Кочетова).Но дети скучали по своей школе, они не угасли духом и верили, что вернутся в школу и будут продолжать учебу там, в своей родной 32-й. Муза Кузьминова вспоминает, как однажды говорила в госпитале с пожилым бойцом: «Раненый, узнав, что я ученица этой школы, точно извиняясь, сказал: «Вот видите, заняли вашу родную школу. Где же вы сейчас учитесь?» Я рассказала ему обо всех наших путешествиях по разным школам и домам. «Скоро кончится война, и вы снова, с сумками в руках, переступите порог, сядете за свои парты в ваши светлые классы», – сказал он». И ребята ждали окончания войны, чтобы учиться в родных стенах. «И вот отгремели залпы орудий, и просто трудно передать нашу радость. Школа возвращена! Школа, где учились мы, наши братья и сестры, опять наша. Мы готовы были прыгать до потолка. Но пришлось от восторгов перейти к делу: приводить все в порядок, мести, мыть, скоблить. Настроение было прекрасное. Тамара Кузнецова сказала: «Для родной школы мы можем хоть ночи работать…» И вот теперь мы у себя. Ушли из школы маленькими, а сейчас мы уже в 10-м классе: в этом году оканчиваем школу, перед нами двери вуза» (М.Кузьминова). В наше время мы даже и представить себе не можем, что полуголодные, обездоленные, осиротевшие дети могли так учиться и столько работать. Читая их воспоминания, подробные или совсем краткие, мы понимаем, что наша страна выстояла и одержала победу благодаря не только взрослым, но и детям, которые упорно работали, редко жаловались, помогали чем могли старшим и верили в свою Родину. Виктория СЕРГЕЕВА, ученица 8-го класса гимназии №32 города Иваново
Комментарии