Для того чтобы техническое творчество детей стало гарантией дальнейшего развития и укрепления научного и промышленного потенциала страны, оно должно приобрести новых партнеров в лице современных предприятий, ведущих лабораторий НИИ, вузов и колледжей.
Способность приложить современные достижения техники к простой детской модели непростая задача. Качественное решение этой задачи тот самый кирпичик знаний в будущем фундаменте становления личности, ее многогранного развития, возможности профессионального ориентирования в будущем.
В Северо-Восточном округе 11 учреждений дополнительного образования из 20 активно развивают научно-техническое творчество. Два учреждения дополнительного образования специализированы на развитии научно-технического и спортивно-технического творчества – Дом юного техника и Центр детского и юношеского технического творчества «Пилот». Одна из важнейших задач Дома юного техника на протяжении всех лет его существования – подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного, а главное, профессионального пути. Значительная часть работы объединений Дома юного техника направлена на приобретение учащимися общетрудовых знаний, умений и навыков, необходимых в последующей деятельности независимо от ее вида. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Обучение строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся. Приоритетные методы – учебно-практические, творческие и проектные работы. В творческих объединениях Дома юного техника учащиеся полноценно знакомятся с токарным, фрезерным и слесарным делом, проектированием и изготовлением радиоэлектронной аппаратуры, сложных механизмов, приборов, электроизмерительных приборов, художественно-изобразительным искусством по направлениям: «Спортивно-техническое», «Научно-техническое», «Художественно-эстетическое». В Доме работают такие объединения, как «Авиамоделирование», «Судомоделирование», «Умелые руки», «Радиоэлектроника», «Фото», «Уютный дом», «Новые информационные технологии». Всего в Доме юного техника обучаются более 400 учащихся.
У центра «Пилот» есть пять филиалов в образовательных учреждениях СВАО, в результате в основном здании и в филиалах занимаются около 900 детей. Развивая образовательную, досуговую, творческую деятельность по спортивно-техническому, научно-техническому, художественно-эстетическому, военно-патриотическому, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, эколого-биологическому направлениям, «Пилот» предлагает еще программу «Учебный завод», рассчитанную на три года обучения для групп по 12 учащихся. Благодаря имеющемуся парку станков, набору обслуживающих компьютерных программ, профессиональному опыту педагогов, составляющих основу программы, воспитанники центра знакомятся с полным циклом на примере различных сфер производства (авто-, авиа-, ракето-, судо- и мотостроение, архитектура, дизайн, игрушки, предметы сферы быта и так далее), изучают и осваивают на практике приемы обработки материалов на станках с ЧПУ, учатся воплощать идеи в модель с помощью компьютера, пробуют свои силы в конструировании, дизайнерско-прикладном творчестве, эргономическом дизайне. На базе центра организованы занятия для школ округа по профессиональной ориентации учащихся, в том числе и для пропаганды таких нужных в нашем обществе профессий, как токарь, фрезеровщик, слесарь, инженер, механик, конструктор, промышленный дизайнер.
Дополнительное образование необходимо рассматривать в системе интеграции с основным образованием. Дополнительное образование по направлению «Научно-техническое творчество» необходимо реализовывать в преемственности с учебными курсами материальных технологий, физики, информатики и информационных технологий.
Необходимо использовать разнообразные организационные формы реализации дополнительного образования в системе школы (лицея, гимназии, центра образования), в системе центров дополнительного образования, на базе учреждений начального и среднего профессионального образования в форме факультативов, кружков, клубов, исследовательской и проектной деятельности.
Для реализации дополнительных образовательных программ по «Научно-техническому творчеству» нужно разработать образовательные учебные программы по различным направлениям (технические кружки, спортивно-технические кружки, конструкторские кружки и так далее) с учетом возрастных особенностей учащихся, сроков освоения содержания программы, разработать перечень оборудования (материалы, инструменты, приспособления, станки) и средств обучения для каждого образовательного направления, оснастить (дооснастить) учебные мастерские школ необходимым оборудованием согласно разработанным перечням.
Елена АВРУТИНА, руководитель научно-методического центра Северо-Восточного округа
Комментарии