search
main
0

Детское царство Станислава Теофиловича Шацкого

Основателю российской социальной педагогики исполняется 145 лет

Отечественную педагогику невозможно представить без Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934). Он по праву является одним из самых признанных деятелей народного образования, более того – наиболее любимых. По большому счету это совесть российского учительства, хранитель и продолжатель его лучших традиций. Главная заслуга педагога-новатора состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное – деятельность школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.


«Taк не надо ни учиться, ни учить»

Станислав родился 13 июня 1878 года на Смоленщине в семье военного чиновника, заслужившего потомственное дворянство. Семья была многолюдная и очень религиозная (католики). В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. В 1896‑м Станислав Теофилович окончил 6‑ю московскую гимназию, которая считалась в то время одной из лучших в Москве (в настоящее время в здании гимназии располагается информационный центр «Библиотека имени К.Д.Ушинского» РАО).

Вместе с тем юноша увидел и осознал, что даже в классической гимназии ученик не имеет возможности в полной мере свободно реализовать свои способности, талант, потребности и интересы. В школе шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались. Из гимназии Станислав Теофилович вынес впечатление: «Taк не надо ни учиться, ни учить». Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады. «Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали», – напишет Станислав Теофилович позднее.

Вечный студент

Первый урок, который дает нам Шацкий, – педагог должен быть всесторонне образованной личностью, только тогда его ждет настоящий успех.

В 1893 году молодой человек поступил в Московский императорский университет (сначала на математический факультет, потом перевелся на медицинский). Затем он обучался в Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии по специальности «агроном». Данный его переход объяснялся тем, что молодой человек решил стать педагогом и готовился к тому, чтобы более грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников на земле. Как только в 1905 году он посчитал, что получил необходимые знания, Шацкий оставил академию, не окончив ее, хотя стал одним из любимых учеников академика К.А.Тимирязева, который приглашал его заняться научной работой.

В 1899-1901 годах Станислав Теофилович Шацкий учился в Московской консерватории по классу вокала. Был замечательным драматическим тенором, освоил большой репертуар из 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом. Его ждали слава, почет, деньги! Однако он от всего отказался, даже от дебюта в Большом театре, открывавшего путь в труппу и во все оперные театры страны.

 

«Мы – товарищи детей»

Человек высокой культуры, личность творческая и одаренная, Станислав Шацкий мог пойти разными путями для реализации своих многогранных способностей. Однако все годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения его влекло в педагогику, к детям.

Огромное впечатление на молодого Шацкого произвело знакомство с философско-педагогическими работами Л.Н.Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе. У Станислава Теофиловича все рельефнее в сознании складывался образ сельской школы как земледельческой коммуны, которую он хотел бы создать.

Интересной попыткой реализации этой идеи стало создание в 1905 году маленькой Щелковской сельской коммуны-колонии с трудовым и художественным образованием и воспитанием, детским самоуправлением, которую С.Т.Шацкий назвал своим «первым педагогическим делом».

Он так сформулировал тогдашнее педагогическое кредо: «Мы – товарищи детей. Мы должны делать все, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиниться всем правилам, которые вырабатывают дети. Чем больше дети будут видеть в нас участников их жизни, ревностно исполняющих их общие обязанности, тем лучше. Пусть они за нами замечают все промахи наши, тогда мы легче сойдемся с ними и добьемся искренних отношений».

По примеру школы Льва Толстого в Ясной Поляне колонисты много внимания уделяли труду, особенно на земле, в поле. Станислав Шацкий рассматривал труд как один из основных видов деятельности детей, полагая, что ребенка необходимо приобщать к нему с малых лет, учить культуре труда, чтобы он знал о труде окружающих людей.

 

«Сетлемент»

В начале педагогического пути судьбоносной стала встреча Станислава Теофиловича с архитектором Александром Устиновичем Зеленко, вернувшимся из заграничной поездки и предложившим реализовать на российской почве аналог просветительного общества по работе среди детей и взрослых «Сетлемент» (англ. sentlement – «поселение») – своеобразный центр (поселок) культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы.

Осенью 1905 года в Марьиной роще в Москве неутомимые подвижники создали «Сетлемент», который объединил уже действовавшие там клубы-кружки. На пожертвования московских предпринимателей-меценатов братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой по проекту А.Зеленко строится клубное здание для детей. Так начинался интенсивный поиск форм воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности.

Главное внимание было обращено на общественное детское воспитание. Поэтому в проекте российского «Сетлемента» реализовывалась идея «детского царства». В основу воспитательной системы был заложен принцип, что каждый воспитанник должен получать возможность для всестороннего развития сил. Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели – создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации.

Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными.

Среди работников «Сетлементa» было мало профессиональных педагогов, но недостаток опыта и средств возмещался колоссальной энергией и огромным интересом к делу. Ядром педагогического коллектива стали выпускники Московского университета Е.А.Казимирова, К.А.Фортунатов, Л.К.Шлегер, Н.О.Массалитинова, а также окончившая Московскую консерваторию по классу рояля Валентина Николаевна Демьянова, которая впоследствии стала женой Станислава Теофиловича Шацкого. Впоследствии она долгие годы возглавляла Институт художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. Все они были яркие и одаренные личности, внесшие значительный вклад в развитие российской педагогической мысли и образования.

Несмотря на то что «Сетлемент» вызвал большой интерес в обществе и педагогических кругах, получил серебряную медаль на промышленной выставке в Петербурге, 1 мая 1908 года он был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей», а С.Т.Шацкий арестован.

«Бодрая жизнь»

Однако начавшийся новаторский педагогический процесс остановить уже было невозможно. В 1908 году благодаря усилиям Шацкого и его коллег было создано новое общество – «Детский труд и отдых», продолжавшее и развивавшее традиции новаторской педагогики «Сетлемента».

Важно отметить, что, подробно изу­чая школьное дело во время своих зарубежных поездок, Шацкий критически оценивал западные педагогические теории и пришел к выводу об использовании зарубежного опыта только через призму отечественных традиций образования и воспитания: общественно полезный труд, детское самоуправление, неподдельный интерес к личности детей, повседневный и повсеместный учет их интересов, запросов. «Нам было ясно, – подчеркивал педагог, – что простая пересадка заграничных образцов на русскую почву имеет мало цены». Для подлинного успеха в учебе и воспитании, по его убеждению, необходимы активное творческое знакомство детей с миром и его освоение, которое невозможно без оригинальных идей и замыслов, рожденных на российской, национальной почве: «Я заграницу только почитаю за устойчивость и практику, а им не хватает идей свежих, широких».

В 1911 году член общества «Детский труд и отдых» известный общественный деятель Маргарита Кириловна Морозова предложила Шацкому и его сотрудникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии детскую колонию, официально именовавшуюся «Опытная экспериментальная площадка (станция) по детскому обучению и воспитанию», которая затем получила название «Бодрая жизнь». Непосредственными целями ее создания были организация летнего отдыха, приобщение детей к труду, самоуправлению, всемерное развитие их творческих способностей.

В колонии «Бодрая жизнь» каждый год с конца апреля по октябрь находились по 100-150 детей. Станиславом Теофиловичем была предложена модель, по сути, самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.

На этой основе в колонии решались стратегические задачи: осуществлялась взаимосвязь учебной, воспитательной, трудовой и эстетической деятельности, выстраивались и гармонизировались взаимоотношения воспитателей и воспитанников, осуществлялась динамика развития детского сообщества. Реализовывались принципы организации новой, прогрессивной школы: привлечение детей к сотрудничеству, вовлечение учащихся в совместную и продуктивную деятельность, связь школы с окружающей действительностью, с конкретными проблемами ребенка.

Воспитанникам была предоставлена возможность самим решать свои организационные дела. Основой всей жизни колонии стало гармоничное сообщество детей и взрослых, строившееся на принципах общественного самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами и сообща придумали название для своей колонии «Бодрая жизнь».

Таким образом, еще в самом начале их совместной жизни у детей начинала складываться внутренняя организационная культура их коллектива. Ребята на собраниях обсуждали все важные вопросы внутренней жизни, решали, что все они будут делать, сами намечали планы работ. Большое внимание уделялось формированию творческого начала у детей, пробуждению в них потребности к повседневному самостоятельному поиску. Станислав Теофилович Шацкий любил говорить детям: «Ты сам до этого дойди».

Хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась прежде всего воспитательная направленность. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали собственное хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде.

И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал его величество творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках, различными играми.

На основе Опытной экспериментальной площадки (станции) по детскому обучению и воспитанию закладывалась новая для России модель трудовой школы, школы-коммуны, которая затем получит свое всестороннее воплощение и развитие в годы становления советской власти, особенно массово  – в период Гражданской войны.

Уникальный педагогический комплекс

Февральскую революцию 1917 года Шацкий встретил с надеждой на решительное обновление старой школы. Революция его окрылила, открыла новые перспективы работы и творчества.

Октябрьскую революцию он не принял и стал одним из организаторов забастовки московских учителей, направленной против захвата власти большевиками.

Однако затем Станислав Теофилович откликнулся на предложение Надежды Крупской и Анатолия Луначарского о сотрудничестве. Характерно, что в 1920‑е годы, когда Станислав Теофилович по рекомендации Крупской вступил в Коммунистическую партию, этот факт был ему прощен русской педагогической эмиграцией. Они посчитали, что Шацкий был вынужден пойти на такой шаг, чтобы спасти российскую школу от полного разрушения.

В 1919 году педагог-новатор и его сподвижники создали в Обнинском районе Калужской губернии знаменитую Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР – педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Станция имела два отделения – городское (в Москве), расположенное на территории целого района столицы, поскольку в него входили четырнадцать начальных школ, две средние, детские сады, читальни, и деревенское в Калужской губернии – пятнадцать школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония «Бодрая жизнь», четыре детских сада, бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий опыт работы школ.

Первая опытно-показательная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР – это первое в нашей стране и мире научно-производственное педагогическое объединение, в котором осуществлялись практическая работа в школе, методическая и научно-исследовательская деятельность, повышение квалификации, самообразование, политехническое обучение, культурно-социальная работа с населением.

Главной проблемой, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой. Станция работала в двух основных направлениях: изучалась и преобразовывалась на новых основах окружающая среда, в соответствии с крестьянским менталитетом адаптировались новые образовательные программы.

Шацкий являлся членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета (НПС ГУС) Наркомпроса РСФСР, возглавляемой Надеждой Константиновной Крупской, оказавшей на него огромное влияние и учеником которой он себя считал. В 1920‑е годы педагог-гуманист разрабатывал вопросы организации, содержания и методического обеспечения сельского варианта программ единой трудовой школы РСФСР и апробировал их на практике в деятельности станции.

Постепенно комплекс оказался тесно связан с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на целостности и непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию всей жизнедеятельности ребенка». Эта жизнедеятельность состояла из следующих элементов: учение, производительный труд, игра, занятия искусством, а также физическая культура. К этому добавлялись самоуправление и работа в пионерской организации. Деятельность станции была нацелена на реализацию этих направлений.

Физический труд составлял основу жизни колонии, дети вместе с сотрудниками выполняли работы по приготовлению пищи, самообслуживанию, благоустройству окружающей среды. Воспитанники прокладывали дорожки, возводили постройки, со временем они стали обрабатывать поля, выращивать на них различные сельскохозяйственные культуры.

Таким образом, под руководством и вместе с Шацким и другими педагогами и сотрудниками колонии дети принимали участие в создании облагораживающей, воспитательной окружающей среды. Несомненно, что в процессе этих видов деятельности также осуществлялось их трудовое воспитание, учащиеся получали обширные практико-ориентированные политехнические знания и умения.

Вместе с тем и крестьяне всячески вовлекались в жизнь станции – для них читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства, консультировали по современным методам ухода за растениями и животными.

Во многом успехи Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР были достигнуты в связи с созданием Станиславом Теофиловичем Шацким оптимальной системы подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации, построенной на основе идей развивающего обучения. С этой целью им были организованы педагогические курсы, среди форм работы которых использовались мастер-классы, консультации, постоянные встречи с учителями, творческие контакты и обмен опытом коллег.

Главной особенностью наставнического подхода Шацкого к молодым педагогическим кадрам, работающим на опытной станции, было то, что он сам вел активную просветительскую и образовательную деятельность, распространяя среди учительской молодежи передовые педагогические идеи.

 

Всеобщее признание

Деятельность станции получила большой резонанс как в отечественной, так и в мировой педагогике. По всеобщему признанию, она стала лучшим опытно-экспериментальным учреждением в стране в те годы, оказавшим значительное благотворное влияние на разработку теории и практики единой трудовой советской школы.

Изучать ее жизнь и деятельность приезжало много отечественных и зарубежных педагогов, профсоюзных и общественных деятелей. В результате станция стала своеобразным общероссийским полигоном, экспериментальной площадкой для педагогических работников дошкольных и школьных учреждений, культурно-просветительных организаций, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и апробировались прогрессивные формы и методы обучения и воспитания.

Посетив и основательно изучив станцию в конце 1920‑х годов, известный американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи дал ей высокую оценку: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией. Я обрел здесь свое педагогическое Отечество».

Его поразил удивительный энтузиазм педагогов, учителей и учащихся, сплоченных идеей построения новой школы. В результате Д.Дьюи публично отказался от своего негативного, предвзятого отношения к происходившим в России переменам, которое у него сложилось до посещения станции.

 

«Оторвали с кровью»

Однако реальные условия и обстановка, в которых Шацкому пришлось воплощать свои идеи в жизнь, сильно мешали ему. Станция постоянно находилась под угрозой расформирования. Станислав Теофилович своей образованностью и масштабностью личности разительно выпадал из общей массы тогдашних работников образования. В печати шла его нескончаемая политическая травля то как «представителя правого крыла московских педагогов», то как толстовца.

В 1932 году во исполнение партийных решений о советской школе станция С.Т.Шацкого была закрыта. По признанию педагога, его «с кровью оторвали от любимого дела». Созданные по образцу Первой опытной станции другие аналогичные учреждения Наркомпроса просуществовали до 1936 года и тоже прекратили свою работу.

 

Все в интересах детей

В 1932 году Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. Но ему было неуютно там: не имея законченного высшего музыкального образования, он не был искушен в вопросах теории музыки, а в его подчинении находились выдающиеся музыканты с мировыми именами.

Однако даже совсем небольшой период деятельности в консерватории также является примером верности Шацкого своим педагогическим и жизненным идеалам, глубокого знания и творческого подхода к делу. И здесь он стремился реализовать свои педагогические идеи. Им была создана Особая музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Ныне это Центральная музыкальная школа при Московской консерватории имени П.И.Чайковского. Ее деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах. При консерватории по инициативе педагога была также открыта Школа высшего художественного мастерства, своего рода аспирантура.

Однако неудовлетворенность работой, систематическая травля в печати, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к предстоящему революционному празднику Станислав Теофилович скоропостижно скончался.

 

Все остается людям

Станислав Теофилович Шацкий являлся основателем социальной педагогики в России, одним из создателей и разработчиков теории и практики развивающей средовой педагогики. Главная его заслуга состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. В новой ситуации школа должна была стать центром воспитания в социальной среде, пробуждать у детей творческое отношение к труду и учебе.

Необходимым условием успешной деятельности школы, по убеждению С.Т.Шацкого, являлось ее взаимодействие с окружающей средой, участие в строительстве жизни. В процессе учебы и работы в такой общеразвивающей среде учащиеся приобретали разносторонние знания, умения, навыки, проходили обширную сельскохозяйственную подготовку.

Выдающиеся и общепризнанные достижения Первой опытно-показательной станции наглядно продемонстрировали, что социально направленная деятельность школы благотворно содействует общему развитию региона, тем самым выполняя важную социально-экономическую функцию.

 

Непреходящее значение

На последовавшие десятилетия наследие Станислава Теофиловича Шацкого было предано забвению. Внимание к педагогу-новатору стало возрождаться с конца 1950‑х годов, когда появились первые публикации, посвященные его деятельности. В 1962-1965 годах Академией педагогических наук РСФСР были выпущены педагогические сочинения С.Т.Шацкого в четырех томах, а в 1980 году издательством «Педагогика» – двухтомник избранных педагогических сочинений. Творчество Шацкого стало предметом изучения студентами в педагогических вузах и учителями в школах. Повысился интерес к его наследию за рубежом, где обращаются к его педагогическому опыту, издаются и переиздаются произведения ученого.

Ричард Валентинович Соколов, ученик, продолжатель деятельности выдающегося педагога, создал в 1971 году в Москве Форпост культуры имени С.Т.Шацкого, а в 1990 году – Первую опытную станцию по внешкольному воспитанию имени С.Т.Шацкого.

В настоящее время большой вклад в изучение и пропаганду творческого наследия знаменитого педагога-экспериментатора, автора многих трудов по воспитанию вносит Малая академия наук «Интеллект будущего», базирующаяся в Обнинске. Учреждена общественная медаль «С.Т.Шацкий». Средняя школа №1 города Обнинска с 1961 года носит имя С.Т.Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимают Лингвоцентр и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.

Можно с полным основанием заключить, что замечательный педагог Станислав Теофилович Шацкий достиг в своей деятельности выдающихся результатов. Он был педагогическим первопроходцем, чьи идеи переросли свою эпоху и оказали мощное воздействие на дальнейшее развитие педагогической теории и практики в России ХХ-XXI веков.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте