search
main
Топ 10
В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Минпросвещения России выяснило, как россияне относятся к введению школьной формы Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии В школах Улан-Удэ классы закрываются на карантин Зачем нужны психолого-педагогические классы: о принципах их организации рассказала Елена Казакова «Ректором года» премии Российского профессорского собрания стал руководитель Воронежского педвуза 80% учителей в России умеют обращаться с интерактивным оборудованием
0

Детский сад для всей семьи . Как достичь взаимопонимания

Малыши чинно сидят на стульчиках и солидно беседуют, стараясь не мешать разговору взрослых. Говорят вроде потихоньку, но мы с воспитателем Натальей СЛОВАК слышим друг друга с трудом.

– Ребята, мне тяжело! – негромко произносит Наталья Владимировна. Совсем, кажется, нестрого, но гул неожиданно стихает.

– Это как? – потрясена я. – Всего пара слов – и такой эффект. Почему?

Наталья Владимировна в самом деле задумывается. Потом улыбается:

– Потому что мне тяжело.

Наталья Владимировна учит своих ребятишек понимать друг друга – слышать, слушать и проговаривать проблемы, чтобы они не перерастали в конфликт. Если в обществе и растет агрессия, то в ее группе это незаметно – даже мальчишки не дерутся друг с другом, а уж тем более не обижают девочек. «Живительная сила искусства», – смеется она. «И воспитательного воздействия педагога», – добавляет Оксана Владимировна Бабич, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №355 города Омска. Апробацию программы «Из детства – в отрочество» группа Натальи Владимировны начала в 2006 году. По ее мнению, это, пожалуй, первая программа, рассчитанная на совместную работу детей и взрослых. Впрочем, на детсадовскую сцену Наталья Владимировна выводит мальчишек и девчонок, а также их родителей уже четверть века – по велению собственной души. В детском саду №355 принято с самого раннего возраста готовить детей к… публичным выступлениям. Это не значит, что малышам прочат политическую или артистическую карьеру. Сцена, по мнению Натальи Владимировны Словак, лучше всего раскрывает творческий потенциал ребенка. А кроме того, дает уверенность в своих силах, раскрепощает, дисциплинирует и… объединяет семью.

– Представляете, как это важно, когда дети занимаются вместе с родителями. Это комфортнее ребенку – вселяет в него веру в свои силы и способности. А мамы с папами начинают лучше понимать свое дитя. У нас в стране как-то принято, что семья – это люди, которые делят друг с другом трудности, но как замечательно и важно, когда они делят друг с другом радость!

Конечно, приходится работать индивидуально с каждым родителем. «Трудных» взрослых и сейчас немало – с этой группой Наталья Владимировна работает второй год, и если каждый из ребятишек уже успел стать хотя бы маленькой, но звездочкой, то родителей охвачено пока только 78 процентов. Семья Воробьевых вышла на новогоднюю сцену целой агитбригадой – вслед за дочкой подтянулись мама, папа, даже бабушка. Папа Чернявский долго боролся с собой, но все же исполнил вместе с сыном стихотворение по ролям. Казалось, что дуэт невозможен – так долго и трудно готовила их воспитательница, но теперь Чернявские разошлись и планируют выступить перед широкой публикой на областном педагогическом марафоне. Театр «Веснушки», созданный Натальей Владимировной, пожалуй, самый юный в Омске по возрасту основного состава артистов. Маленькие, впрочем, да удаленькие. На областном конкурсе театров мод заняли второе место, с мюзиклом «Приключения лягушонка Кваки» объехали уже все взрослые площадки города. А двое выпускников Словак – Никита Семенов и Настя Таран – приняты в труппу настоящего профессионального театра, несмотря на крайнюю юность: им еще по 8 лет.

Впрочем, не дипломы и награды цель работы Натальи Владимировны, четверть века работающей в детском саду №355, с момента его основания. Она добивается другого – раскрыть в каждом ребеночке талант как силу, объединяющую семьи и скрепляющую дружбу. Надо только найти роль каждому: неуклюжий стеснительный мальчик оказался прекрасным медведем, тоненькая непоседа и егоза – порхающей без устали стрекозой. Бывает трудно со Снегурочками – на общем детсадовском вечере может быть ведь только одна, а хочется всем. И Наталья Владимировна устраивает такой спектакль в группе, где Снегурочкой может быть каждая! А чтобы сыграть Бабу-ягу, приходится вместе искать в ее душе положительные черты. Все как в жизни – сначала понять, потом простить и принять.

Ежепятничные постановки так сблизили группу, что не только дети забыли, как решать конфликты кулаками, но и родители начали дружить семьями. Оказалось, что и они не обделены творческими идеями. Придумали и соорудили крошечный «уголок уединения», где каждый может спрятаться – талантам это просто необходимо. Сшили красавицу Дрему для спальной, сочинили книгу сказок, помогают детям лепить куколок из теста.

«Несадиковские» дети, по мнению Оксаны Владимировны, – это, как правило, дети «несадиковских» родителей. Если мама не может доверить ребеночка чужой тете, вряд ли он сам сможет довериться ей. Часто родители настолько психологически не готовы к построению здоровых взаимоотношений с учреждением, которое их малыш будет вынужденно посещать несколько лет, что их тревоги и страхи моментально передаются ребенку. Потому хотя детский сад №355 официально называется Центром развития ребенка, в нем вместе со своими малышами развиваются взрослые. Детсад стал желанным местом встречи для многих родителей. Мамы и папы вместе с детьми учатся лепке, рисованию, проходят тренинги у психолога, учатся говорить у логопеда… Взрослым интересно вспомнить свое детство и увидеть, чем сегодня живут дети. На таких занятиях папа, мама и ребенок открывают себя и друг друга. Оксана Владимировна убеждена:

– Социальные заказчики ДОУ – родители. Приводя ребенка в наш сад, они хотят, чтобы детей не только готовили к школе, но и обеспечивали им широкий спектр знаний, выявляли и развивали способности, навыки общения. Это и определило приоритетное направление программы развития нашего ДОУ – социально-личностное развитие ребенка. Для решения этой задачи нужны новые подходы, новые условия организации взаимодействия детсада и семьи. Родители в целом хотят участвовать в «садиковской» жизни ребенка, но не всегда знают как. Для начала их важно не оттолкнуть, а потом – увлечь. Ведь взрослые в постоянном нервном напряжении. Родители у нас разные, часто социальная нестабильность провоцирует чувство неуспешности, занижает их самооценку. Так вот, мы стараемся создать такую обстановку, чтобы родители не переводили свой стресс на ребенка, а наоборот, благодаря успехам малыша, его удачам, его достижениям прочувствовали, что у них растет способный, развитый и успешный ребенок. Родители участвуют во всех детских праздниках, причем очень редко играют роль зрителей. Мамы и папы активные участники и подготовки, и проведения мероприятий. Могут просто собраться – для души – в «Семейной гостиной». Комплексная программа «Детство», по которой работает наш детский сад, имеет в своей основе интеграцию – познания и спорта, общения взрослых и сверстников, труда и творчества. При этом ребенок имеет право выбора деятельности, потому что каждый педагог умеет – и помогает сделать это родителю – видеть в ребенке личность. Наше кредо: «Учреждение, в котором находится ребенок, должно быть источником здоровья и радости, только в этом случае оно имеет право на существование». Конечно, дабы формировать активную позицию родителей в воспитании детей, мы прежде изучаем их потребности на образовательные услуги. Программа «Волшебная радуга» направлена на раскрытие и развитие творческих способностей и задатков через изо, пластику, художественное конструирование. «Фантазеры» развивают физические и творческие способности, «Старт» с помощью акробатики помогает вырабатывать гибкость, сохранять здоровье.

В каждой из девяти групп Центра развития педагоги придумывают что-то свое, объединяющее детей и родителей: совместные походы в кино и музеи, музыкальные вечера, традиционные русские праздники, состязания «Мама, папа, я – спортивная семья». Методы воспитания родителей иногда оказываются неожиданными даже для воспитателей. Два года назад в средней группе перед 23 Февраля и 8 Марта педагоги предложили детям нарисовать портреты пап и мам, коротко охарактеризовав каждого. Галерея характеров впечатлила – выяснилось, что из 23 пап только один любит работать, двое – гулять с сыном, остальные предпочитали кушать, лежать на диване, смотреть телевизор. Зато мамы, по мнению их чад, больше всего на свете любят варить, стирать, мыть, ну и иногда болтать по телефону. Родители, изучив творения детей, задумались. Судя по очередной выставке, любителей лежать на диване, вместо того чтобы играть с ребенком, поубавилось. Тем более что Центр развития предоставляет в распоряжение семьям игротеку – любую детсадовскую игру можно взять домой напрокат.

Коллектив в Центре развития сложился творческий. Оксана Владимировна говорит, что случайных людей в детском саду нет. Потому что к кадрам она подходит очень серьезно – именно от них, 24 воспитателей, инструкторов, хореографов, учителей английского, музыки, рисования, поваров, нянечек и охранников, зависит успешность и комфортность пребывания малыша в саду. Принимая человека на работу, пытается выяснить, насколько он доброжелателен, терпелив и эмоционален. Очень важная черта, необходимая любому сотруднику дошкольного учреждения, – эмоциональная раскованность, умение ясно выражать свои чувства: радость, испуг, опасения. Проще говоря, работник детского сада должен сам в душе быть чуть-чуть ребенком. Зою Викторовну Иванюру, например, проработавшую здесь все 25 лет, каждый детсадовец – и большой, и маленький – зовет бабушкой, для каждого, кто заглядывает к ней в прачечную, находится конфетка и доброе слово. А вот Анну Александровну Степанову из помощников воспитателей Оксана Владимировна вынудила уйти. Точнее, убедила. Увидела в девушке настоящий педагогический талант, и теперь Анна – заочница педагогического университета. Под началом Анны Александровны самые маленькие, для общения с которыми нужны большие секреты:

– Видите, на мне браслет и бусы из ракушек. Мы с ребятишками пока четвертый день, они, когда с мамами расстаются, конечно, пищать начинают. Вот я и наряжаюсь – отвлекаются, чтобы потрогать побрякушки. От малышей такая отдача! Приходят несмышленыши, ты вкладываешь в них то, что можешь, и они меняются – растут на глазах. Как цветочки раскрываются.

Вероятно, здоровый дух детсада №355 способствует тому, что дети здесь болеют редко. Адаптация проходит обычно в легкой степени тяжести, реже – в средней. Впрочем, в центре выработана целая система оздоровления и закаливания, которая специально «настраивается» на каждого ребенка. Беседа с мамой начинается с анамнеза – как вынашивала, как родила, чем знаменательны первые годы жизни малыша. Учитывается семейный портрет, уровень физического и психического развития, индивидуальные особенности ребенка. Заполняется дневник здоровья, определяется принадлежность к виду закаливания. Кому-то назначается дыхательная гимнастика, фиточаи, индивидуальный точечный массаж или танцетерапия. И пока одни дети блаженствуют в бассейне, другие, которым плавание не разрешено по состоянию здоровья, не скучают, занимаясь лечебной гимнастикой. В бассейне всегда поддерживается не только нужная температура воды, но и соответствующая температура воздуха – на 2 градуса выше. А есть еще и сауна! Светлана Васильевна Семенченко, врач Центра развития ребенка, говорит, что хотя болезней в мире не становится меньше, оградить от многих из них отдельно взятый детский сад вполне по силам:

– Все мы мамы и понимаем, что обстановка в детском саду должна быть домашней. Надо, чтобы малышу было радостно и интересно. Чтобы ребенок увлеченно жил и творил и на душе у него было спокойно. Чтобы он знал, что родители его доверили хорошим людям и сами сюда приходят с радостью. Тогда никакие болезни не пройдут.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте