Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Патриотическое воспитание

Дети о дедах

Годы не сотрут
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Музей «Поклонимся великим тем годам» в мае 2021 года отметит свое 20‑летие, и все эти годы он является одним из главных центров воспитательной работы школы №1596.

Началось все с предметов военной тематики, появившихся в основной экспозиции первого музея «Родные истоки», которым бессменно руководит Ираида Ивановна Баженова. Тогда приближалась важная дата – 60‑летие разгрома фашистов под Москвой, и в нашей школе часто бывали ветераны, которые с интересом посещали музей и делились своими реликвиями.

Появилась первая часть экспозиции «Жестокое слово – война». Реликвиями стали награды военного периода, письма с фронта, личные вещи, подаренные ветераном Великой Отечественной войны О.А.Федотовым. Ученики дополнили экспозицию творческими работами по темам «Орден в моем доме», «Дети о дедах».

Появилась необычная экспозиция «Штаб маршала Конева». В основу легла версия, что штаб маршала Конева в период его командования Калининским фронтом (с октября 1941 года и в течение почти трех месяцев) находился в деревне Данилово Конаковского района Калининской области. Гости всегда отмечали достоверную атмосферу сурового военного быта, которую создавали предметы, подаренные правнучкой хозяйки дома, где останавливался маршал. Здесь уже тогда, почти 20 лет назад, стали проходить классные часы, защита исследовательских работ, интересные встречи.

Спустя несколько лет, к 70‑летию разгрома фашистов под Москвой, была оформлена новая экспозиция «Годы память не сотрут». Основой ее послужили предметы, найденные членами Молодежной общественной палаты при муниципальном собрании района Ново-Переделкино. В разработке и оформлении этой экспозиции также активно принимали участие учителя и школьники. Были объявлены конкурс на лучший макет сражения, конкурсы рисунков и творческих работ о битве за Москву. Лучшие из них и сегодня представлены в экспозиции.

За этими примерами огромная работа, 210 единиц основного фонда, 110 единиц научно-вспомогательного, которые дают представление не только о битвах Великой Отечественной войны, но и отражают жизнь и быт того времени. Особенно важно это показывать сегодняшним школьникам, которые уже не могут вживую увидеть победителей той великой войны, но внимательно вглядываются в их лица на фотографиях, задают вопросы, листая альбомы и просматривая презентации, подготовленные уже выросшими учениками нашей школы. Особая ценность экспозиции – Книга Памяти о жителях Ново-Переделкино – участниках Великой Отечественной войны и проектная работа «Память сердца».

Так музей памяти стал центром патриотического воспитания и формирования гражданского самосознания. Весь учебный год здесь проходят разнообразные общественно значимые мероприятия: уроки Мужества, вахты памяти, конкурсы творческих работ, ученики не просто знакомятся с экспозицией во внеурочное время, но и приходят на уроки истории, обществознания, литературы, русского языка, технологии. За годы существования его посетили более 30 тысяч гостей. А лучшие наши экспонаты, созданные творческим союзом школы, учеников и родителей, выставлялись на различных выставках, даже в Музее Победы на Поклонной горе и в Государственной Думе.

Стараниями совета музея и активистов была начата работа по теме «Памятники и обелиски нашей малой родины» и собран большой материал, который теперь широко востребован. Ежегодно проводятся такие значимые акции, как «Память о победителях», с посещением и уборкой территории у памятников и обелисков в близлежащий деревнях и микрорайонах, «Открытка к Дню Победы» и другие. Естественно и повседневно у учеников возникает стремление не только узнавать новое, применять полученные знания, но и отдавать свое внимание, проявлять заботу, то есть, по сути дела, формируется их активная жизненная позиция.

Конечно, это приводит к хорошим результатам. Когда в прошедшем учебном году проходил городской смотр-конкурс музейных комплексов образовательных организаций Москвы в честь 75‑летия Победы, в нем приняли участие 250 столичных школ. Требования были довольно строгими: в учебной организации должно быть больше одного музея с военными экспонатами, которые активно используются для обучения и воспитания подрастающего поколения, а руководители музея и школьники должны продемонстрировать свое умение выступать на публике, проводить экскурсии. Наши представители сумели доказать свой высокий уровень и заняли 2‑е место среди музеев нашего межрайона.

20 лет для музея – это не так уж много. Он, как человек, должен развиваться и меняться. Например, в момент возникновения никто и предположить не мог, что придет время, когда гостей музея будут встречать одетые в нарядную форму кадеты. В прошлом году в рамках городского фестиваля юных талантов «Кадетская звездочка» они разработали свои экскурсии по экспозиции. Рассказ о боевом пути солдат-победителей наполняется новым содержанием, когда посетителей встречают те, кто продолжает эстафету памяти. Стоит это учесть и при проведении дней открытых дверей, когда в наших музеях проводятся экскурсии для будущих учеников и их родителей, среди которых немало наших выпускников. Теперь уже их дети будут сохранять и продолжать летопись славы.

К тому же новые информационные и образовательные возможности позволяют нам расширить границы учебного класса, разрабатывать и проводить экскурсии на иностранных языках: английском, французском, испанском.

Из этого, по сути, на глазах возникает новый подход к профориентационной работе со школьниками. Ведь, узнавая новое о прошлом, современные школьники начинают более активно искать место в современном мире, реализовывать свой потенциал. Об этом позволяет задуматься реализация проекта «Московский экскурсовод», в котором второй год участвуют наши старшеклассники. Для них опытные наставники проводили обучающие и развивающие тренинги в столичных музеях, а они сами разработали авторские экскурсионные маршруты по городу и музейным экспозициям. Недавно участники проекта успешно сдали квалификационные экзамены и получили именные сертификаты. Важно, что в их памяти навсегда останутся рядом не просто слова «школа», «кружок», «музей», а целый жизненный этап, где одно не могло существовать без другого и наполняло дни важным содержанием.

Годы показали, что школьный музей только тогда оправдывает усилия, вложенные в него, когда постоянно наполнен живым делом, а значит, организует, воспитывает, формирует личность нового гражданина страны. Это подтверждает опыт, накопленный коллективом энтузиастов – горящих огнем творчества учителей, неравнодушных родителей и школьников. Ребята взрослеют, прощаются со школой, но искорка в душе остается. А в школьный музей приходят новые юные искатели.

Илья РОГОВ, директор школы №1596


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt