search
main
0

Дети наводят порядок в стране

Предлагая детям участвовать в том или ином конкурсе, соревновании, олимпиаде, акции, взрослые преследуют самые разные (как правило – благородные и возвышенные) цели. Однако если самим ребятам сама идея не интересна, если они их “не цепляет”, или же кажется слишком неподъёмной, вряд ли они согласятся на предложение. Опять же, весьма правильные инициативы порой не находят отклика в детских сердцах лишь потому, что взрослые уж больно настойчиво хотят с их помощью навязать школьникам свой понимание той или иной проблемы.

Другое дело – Всероссийская акция “Я – гражданин России”. В ней гражданско-патриотическое образование и воспитание гармонично встроено в социальное проектирование, причём тонкость заключается в том, что никого не надо убеждать в необходимости того или другого – всё это содержится, как говорится, по умолчанию. И вместо разговоров о любви к Родине и важности наличия активной гражданской позиции тут предложен набор совершенно конкретных дел для решения вполне реальных, а не выдуманных проблем!

Впрочем, понять истинные мотивы тех, кто принял решение участвовать в том или ином проекте, можно лишь расспросив их об этом.

Ниже представлены высказывания финалистов XIII Акции “Я – гражданин России”, которая прошла 29 июля – 12 августа в федеральном детском центре “Смена” (посёлок Сукко, Анапский район, Краснодарский край). А также текст обращения к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной.

Александр Матвиенко, ученик 10 класса лицея №1, Кантемировский район, Воронежская область.

– Мы в проекте уже давно, больше года. Я о нём много слышал и раньше, а потом решил принять участие сам, потому что мне просто интересно в чём-либо участвовать. Самое сложное тут, мне кажется, это чисто техническая сторона – когда мы изучали старые письма фронтовиков, которые хранятся в нашем школьном музее, было трудно разобрать почерк. Но это, конечно же, мелочи, по сравнению с опросами населения. Это было трудно физически, потому что мы опросили очень многих людей. Зато всё это помогало почувствоваться себя гораздо более самостоятельными и важными, ведь для ряда мероприятий нас даже забирали с уроков.

Алексей Пичугин, ученик 9 класса школы №17, Тверь.

– Мы в проекте с 2009 года. Сначала всё организовывала команда, которая сейчас учится в университете, мы пришли ей на смену. И неизвестно, когда всё закончится, ведь в Латвии похоронено 52 Героя Советского Союза, а мы нашли лишь троих. Кстати, когда мы туда ездили, я там завёл много друзей, и мы теперь друг к другу ездим в гости. Приятно осознавать, что я помогаю сохранить историческую память о героях Великой Отечественной. Не собираюсь это бросать, но если у нас в школе решат реализовать новый проект, обязательно приму участие и в нём. Например, в той же Латвии есть понятие “гражданин – не гражданин”, это больная тема для многих русских, кто там проживает. Думаю, необходимо разработать её, чтобы помочь людям.

Анна Панова, ученица 10 класса школы №17, Тверь.

– Сюда, в “Смену”, приехали не все участники проекта, их гораздо больше, включая тех, кто уже студенты. Возраст – 8-10 классы, младших не брали, потому что тема серьёзная, да они и сами не хотели. Мы участвуем в подобных акциях, потому что это общественно полезное дело, к тому же, школа и муниципальные власти награждают нас всех грамотами и премиями. Для портфолио выпускника такие документы – весомый аргумент при поступлении в вуз.

Ольга Сабардина, выпускница школы №1, село Кинель-Черкассы, Самарская область.

– У нас в селе 3 школы, и в акции “Я – гражданин России” принимают участие все. Мы соревнуемся между собой, и на область выходят только лучшие из лучших. В этом году повезло нам. Хотя у других школ были тоже интересные проекты – сооружение стелы, посвящённой погибшим воинам, организация освещения улиц ночью, ограждение школы и т.д. В прошлые годы мы успешно реализовали проект, посвящённый материнскому капиталу. По законодательству РФ после рождения третьего ребёнка матери полагается 100 тысяч рублей. Ещё 100 – это региональный капитал. И мы решили сделать так, чтобы региональные деньги можно было бы направить на улучшение жилищных условий, строительство дома. И мы добились своего – теперь на уровне Самарской области законодательство позволяет часть материнского капитала направить на решение ряда важных и злободневных проблем, например, на ремонт жилища.

А вообще, те проекты, которые мы считаем реализованными, на самом деле, не прекращаются, мы постоянно из поддерживаем, пытаемся видоизменить, чтобы они приносили большую пользу. Наш нынешний проект касается чествования трудовых династий в регионе, но ведь эту идею вполне можно и даже нужно распространить и на другие территории, а ещё лучше – на всю Россию!

Кристина Евстратенко, ученица 8 класса школы №5, Дятьковский район, Брянская область.

– В 2010 году я была в лагере “Орлёнок” с проектом “Я помню, я горжусь”. В 2011 году мы занимались установкой около нашего учреждения знака “Безопасная дорога”. А теперь продолжили тему проектом “Безопасная школа”. В прошлом году в соседней школе пропала ученица Валерия Устименко, которую потом нашли убитой. И мы решили сделать что-нибудь, что помогло бы нашим сверстникам хоть как-то защититься от подобных трагедий. Ведь это может произойти с каждым. В проекте участвует вся школа, каждый оказывает посильное участие. Инициативных – человек 70, но реальное ядро – 5. Получилось так, что та школа, в которой училась Лера Устименко, не приняла участия в нашем проекте. Но это не помешало нам организовать у себя клуб самообороны, который посещают дети со всего города.

Наталья Реутова, ученица 8 класса школы №763, Москва.

– Нам помогают не только другие школьники, но и родители. Как правило, все они только за, потому что видят в этом общественную пользу. И когда надо, могут вместе с нами сходить, например, в управу, к местным чиновникам. Но они не делают работу за нас, оставляя нам возможность проявить себя. Тему нашего нынешнего проекта мы собираемся продолжить, ведь проблема дорог в Москве стоит очень остро, и сама собой она не разрешится. К тому же, как показывает статистика, многие ДТП происходят именно из-за неправильно спроектированных проездов. Меня саму сбила машина, причём на пешеходном переходе, и я знаю, как это ужасно, поэтому лично заинтересована в том, чтобы других ничего подобного не постигло. Другим это тоже интересно, но постольку поскольку, не у каждого получается помогать и поддерживать деятельно и эффективно. С другой стороны, все люди не обязаны заниматься чем-то одним, у них есть свои сферы интересов, своя занятость. Поэтому мы хоть и пытаемся привлечь к своему проекту, но не особо горюем, если нам отказывают. Лучше пусть с нами работают искренне инициативные и заинтересованные люди, чем будет много формальных участников.

Владимир Бакаев, ученик 10 класса школы №21, Элиста, Республика Калмыкия.

– К социальному проектированию у нас относятся двояко. Поколение наших сверстников смотрит на это довольно скептически, с точки зрения подросткового максимализма. Взрослые, наоборот, очень хорошо помогают, и морально и материально. Наш класс задумал проект по созданию сайта, призванного помочь выпускникам 9 классов, именно потому, что это для нас жизненно важно и очень злободневно. Ведь ребята, которые не хотят идти в 10 класс, при этом просто не знают, куда пойти учиться. Эта проблема касается вообще всего города, потому что у нас очень многие сейчас предпочитают завершить учёбу в школе, получить где-нибудь степень бакалавра и пойти работать как можно быстрее. Вот для них мы и решили создать специальный интернет-ресурс. Когда наши команды из разных школ города встретились, чтобы защищать свои проекты, мне показалось, что конкуренция подавляет все остальные чувства – даже мой друг из соседней школы смотрел на меня, как на соперника. Но, с другой стороны, это говорит о том, что у других людей проекты тоже весьма востребованные и полезные, и они тоже хотели бы войти с ними в число победителей.

Елена Тупица, ученица 9 класса школы №5 Дятьково, Брянская область.

– В нашей школе уже были социальные проекты, признанные лучшими в области. Я об этом знала, но до поры не участвовала. А в этом году решила присоединиться, потому что “Безопасная школа” касается каждого. Я помимо учёбы посещаю ещё и спортивную секцию, занимаюсь волейболом, с тренировок приходится возвращаться поздно. Но мне это ещё и просто интересно, я понимаю, что это важно для всех и для меня лично. Благодаря нашим усилиям теперь дети во всём городе знают, как себя вести, если вдруг тебе угрожает опасность. Плюс с нами теперь тесно сотрудничают полицейские, психологи, педагоги, тренера, они тоже помогают нам дельными советами.

Надежда Лебедева, выпускница Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

– В проекте я участвую с 2001 года, ранее занималась другим делом – исследовательскими работами в рамках конкурсов “Отечество”, “Юность. Наука. Культура” и т.д. Но я участвовала в них не просто “до кучи”, а для своего развития и совершенствования, мне это надо как будущему историку и педагогу. Тему сохранения культурного наследия я планирую продолжить изучать и в вузе, куда уже поступила. Жаль, что акция “Я – гражданин России” касается только школ, если бы её распространили и на вузы, я была бы просто счастлива. И, абсолютно уверена, меня бы поддержали те, кто в своё время был активным участником социального проектирования, а потом отошёл от дел, поскольку поступил в университет.

Ксения Мошкова, ученица 5 класса Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

– Я уже со 2 класса участвую в социальном проектировании, провожу экскурсии по школе и в отделе “Ладога”. Пока ещё не знаю, кем хочу стать, но мне интересно смотреть проекты других школ, смотреть, кто чем занимается, учиться чему-то новому.

Александр Тымчук, ученик 10 класса школы №25, Челябинск.

– В акции мне нравится сама методика социального проектирования, которую можно применить в жизни где угодно. Полученные навыки помогут мне в учёбе и работе. Интересно смотреть на других, сравнивать их достижения со своими. Я – гражданин России, приятно это осознавать! Но не хочу сказать, что это как-то ставит меня выше тех ребят, которые в акции не приняли участия. Нет, у них могут быть свои интересы, я их тоже уважаю, однако мне по душе заниматься проектированием. Когда наблюдаешь проект с самого начала, с нуля, до его завершения, реализации, проживаешь целую жизнь. Интересно выбирать темы, обсуждать их, распределять роли, искать исполнителей, партнёров, помощников, приятно видеть результаты своего труда, особенно когда их положительно оценивают все окружающие.

Ирина Белянова, ученица 9 класса школы №28, Северодвинск, Архангельская область.

– Я ещё не знаю, кем хотела бы стать, но, работая в проекте, поняла вдруг, что разговаривать с людьми, общаться с чиновниками, заключать договоры мне нравится! Другим это в тягость, а мне – нет. Зато они отлично выполняли то, что было трудно мне. Тем и хорош социальный проект, что в нём каждый может найти для себя место и работу по вкусу. Одним нравится работать с детьми, другим – фотографировать и снимать видео, третьим – писать статьи, четвёртым – ходить в администрацию, управление образованием, и пр. Что интересно, у нас не было ребят, которые, поработав, бросали бы всё, поняв, что это не их. К нам приходили изначально настроенные на бурную деятельность ученики, и они уже были готовы к конкретным делам, их не надо было понукать или заставлять, ведь они делали то, что им нравилось, и видели результаты своих трудов. Мы решили не раздумать штат, и определили количество участников команды в 9 человек. При этом нам помогали и другие люди – учителя, воспитатели детсадов, наш директор, классный руководитель, а также школьники. Но постоянными участниками проекта они не стали, да мы и не настаивали.

Ксения Дорожкина, ученица 9 класса Толкаевской школы, Сорочинский район, Оренбургская область.

– Помимо того моста через реку, строительство которого мы инициировали в нашем проекте, есть и другие проблемы. Правда, когда мы предварительно опрашивали граждан, большинство из них сказали, что им более всего не хватает церкви, однако это нам не по силам, и мы решили делать то, что можем. Тем более, что, изучив результаты нашего опроса, местная администрация приняла компромиссное решение – организовать в деревне молельный дом вместо храма, который она тоже построить не в силах. Мы привлекаем к проекту учеников самых разных возрастов – от 6 до 11 классов, и каждому нашлось своё дело. Одни ходили в администрацию, другие опрашивали жителей, третьи расклеивали объявления, четвёртые помогали скалывать лёд с моста зимой и т.д. Я собираюсь стать психологом, и опыт, полученные в проекте, очень здорово помог мне почувствовать себя более уверенно, не бояться разговаривать с людьми.

Олег Цыбульский, выпускник школы №763, Москва.

– Я уже поступил в Бауманский университет на кафедру биомедикотехнических технологий. Мне многое интересно, я читаю самые разные научные журналы, увлекаюсь психологией, мне нравится общаться с людьми, я занимаюсь спортом – реконструкцией XIV века и фехтованием на ножах. И хоть мой нынешний профиль мало связан с социальным проектированием, тем не менее, я принял активное участие в Акции “Я – гражданин России”, потому что это помогло проверить самого себя, помочь друзьям, ученикам своей школы и просто гражданам Москвы. С одной стороны, плохо, что Акция ограничена лишь рамками школы, с другой, насколько мне известно, в вузах достаточно других проектов, не менее интересных и полезных, ориентированных именно на студенческую аудиторию.

А вот что говорят об этой Акции и её участниках взрослые.

Юрий Сазонов, начальник детского лагеря “Голубая долина” ФДЦ “Смена”.

– Дети смены “Я – гражданин России” приезжают сюда, пройдя жёсткий отбор на муниципальном и региональном уровнях, то есть сюда абы кто не попадает. Все они отличаются очень высоким уровнем подготовки и мотивации, инициативой, складом мышления, воспитанности, порядочности. Наверное, всё это свойственно всем, кто с гордостью заявляет о себе как о гражданине России. Не хочу ничего плохого говорить о других профильных сменах, но мы проводим анкетирование на входе и на выходе, и могу заявить: не всегда ребята бывают в курсе содержания, целей и задач мероприятий, в которых участвуют, порой попадают, мягко говоря, случайные люди. А вот здесь, в этой смене, участвуют ребята, каждый из которых кровно заинтересованы в реализации своих проектов. И это очень важно для всех – как для них самих, так и для тех, кого проект касается, прямо или косвенно. Опять же, темы для проектов ребята выбирают, исходя из реальных потребностей окружения, то есть – простых граждан, а вовсе не действуют по указке сверху, стремясь реализовать очередной каприз чиновников. Это очень ценное качество, которое характеризует вообще все проекты Всероссийской акции “Я – гражданин России”.

Инна Соколова, заместитель директора по инновационной деятельности Николаевский школы, Камчатский край.

– Впервые об акции “Я – гражданин России” мы узнали с 2002 года, и с тех пор участвуем ежегодно. Вопреки мнению, что в нашем регионе главная проблема – “рыбная”, мы каждый раз предлагали новые и новые проекты очень разной тематики. Самый первый касался организации мобильного кинозала для жителей и учащихся на базе школы. Затем были проекты “Каток”, “Школьная форма”, “Памятник основателям села”, “Детская спортивная площадка” и т.д. Но выбор темы – это и есть самый сложный момент, потому что если какие-то проблемы интересуют только конкретную школу и посёлок, то вряд ли их воспримут с пониманием там, где этой проблемы нет. К тому же, важно сделать так, чтобы не бросать старые проекты, а поддерживать их, параллельно реализуя новые. Хотя, конечно, если проект успешно реализован, это значит, что он требует очень мало трудовложений в дальнейшем, ведь проблема передана соответствующим органам и ею теперь занимаются другие люди. А мы лишь помогаем время от времени.

Павел Ладухин, методист краевого Дворца пионеров и школьников, Красноярский край.

– На моей памяти наше учреждение участвует в Акции с 2007 года. То есть мы и раньше участвовали, но потом был перерыв, после чего работу в этом направлении возобновили. Как краевое учреждение мы выполняем роль координатора Акции, работая сразу со многими школами региона, сопровождаем, консультируем команды детей и педагогов. Раньше мы работали по другой технологии, делая ставку на количество. Поэтому в 2007-2008 годах было очень много проектов, но качество их было сравнительно низкое. Теперь же мы значительно усилили упор на технологичность, проектов стало меньше, зато все они очень качественные, хорошо проработанные, грамотные. Поэтому мы в последние годы регулярно выходим в финал, занимаем первые места. Сейчас, у нас разработана система поддержки команд в виде дистанционного курса, выставленного на сайте Дворца, с ним может ознакомиться любой участник проекта. Есть также курсы повышения квалификации для педагогов, где мы учим их, как внедрить данную технологию в образовательный процесс. Плюс ко всему мы также проводим интернет-консультации для участников и педагогов. Помимо этого мы с каждыми командами дважды в год встречаемся очно. Учитывая то, что далеко не все интересные проекты становятся победителями, мы стараемся сделать так, чтобы не только лучшие, но и все остальные разработки стали доступными для всех, ведь темы одних команд могут быть заимствованы другими и разработаны гораздо более глубоко и успешно. Обычно это происходит на ярмарке проектов, где каждый может ознакомиться с достижениями своих коллег. Что же касается эффективности проектов вообще, то здесь у нас есть чёткое взаимопонимание с представителями администрации на местах, причём чиновники краевого уровня руководствуются не только информацией, полученной от самих участников проекта, но и проводят независимую экспертизу, выезжая на места или запрашивая муниципальные власти. То есть это всё не пустые слова, а вполне реальные дела, которые находятся под контролем региональных органов. Однако не всё так гладко, как может показаться. Например, в проекте, который мы сейчас представляем, ребята выяснили, что здание полуразрушенного бассейна, который мы очень хотели бы снести, принадлежит местному депутату, и команде пришлось преодолевать огромное количество препятствий, поскольку запросы ребят просто саботировались, и им не было предоставлено с первого раза ни одного необходимого документа. Тем не менее, благодаря запросам прокуратуры и решению суда дело сдвинулось с мёртвой точки, и теперь остаётся только дождаться исполнения.

Анастасия Истомина, педагог-организатор школы №25, Челябинск.

– Этот проект мы делали весь учебный год, но лично у меня опыт куда больше – я социальным проектированием занимаюсь ещё со школы, то есть начинала как участник, а теперь как руковожу координатор. И могу посмотреть на проблему с разных сторон – изнутри и снаружи. На мой взгляд, само сложное в проекте – создание команды. Методики социального проектирования, проведения опросов, работы с документами и пр. проработаны достаточно хорошо, есть пошаговые инструкции, но если в самом начале не получится зажечь инициативную группу какой-то целью, сплотить их единой идеей, всё рассыплется. Наш актив – ученическое самоуправление – включает 5 ответственных, которые потом едут защищать проект, и остальных, которые им помогают, эти роли прописаны изначально, и проблем не возникает. Но над сплочением команды мы продолжаем работать на протяжении всего проекта. У нас никогда не было проблем с выбором темы, их всегда много, и все они – “больные”. Причём мы никогда не стремились выбирать такую тему, которая понравилась бы жюри, для нас главное – чтобы она душевно откликалась в нас самих.

Элина Пичугина, заместитель директора по воспитательной работе школы №17, Тверь.

– В акции я уже несколько лет. На моей памяти мы разработали несколько отличных проектов – “Школа без курения”, “Правовая пропаганда”, “Толерантность” и пр. Все они были интересны детям, и ребята с увлечением брались за их реализацию и доводили до конца. Конечно, полностью искоренить курение невозможно, однако положительные результаты всегда были весьма ощутимы. На уровне региона нас всегда очень горячо поддерживают на всех уровнях. Один только факт: из 53 школ города в Акции принимают участие все 100%! Но у нас нет принудиловки, нет школ, которые были бы вынуждены проводить неинтересную им работу, каждый волен выбирать ту тему, которая им нравится и по силам. И это только уровень города! А ведь область тоже не отстаёт – на областном этапе в этом году было представлено 22 проекта.

Мария Котина, вожатая 4 отряда, студентка 3 курса факультета иностранных языков Красноярского педуниверситета имени В.П.Астафьева.

– Я работаю в детских лагерях уже третий год, но с детьми из смены “Я – гражданин России” сталкиваюсь впервые. Первое впечатление – разница между ними и всеми остальными колоссальная! Главным образом, это касается общего настроя – ребята очень инициативные, постоянно в делах, их не нужно чем-то занимать, раскачивать, они сами себе находят занятие и развлечение, сами предлагают сыграть во что-нибудь, сходить куда-нибудь. Виден огромный потенциал. Обычные дети приезжают просто отдыхать, и у них довольно однобокое представление об отдыхе – купаться, лежать на пляже и ничего не делать. Здесь отдых воспринимают как активное действие. Например, они сами предложили провести День Нептуна, сами организовали День ВДВ и т.д.

Словом, я бы хотела и на следующий год работать с такими детьми!

P.S. Хочется верить, что благородные порывы наших детей, искусно направленные педагогами в нужное русло, помогут построить новую Россию, сделав страну чище, краше и сильнее. Это ведь лучше, чем просто сотрясать воздух горестными стенаниями или пафосными речами, верно?

Внимание! Фоторепортаж с мероприятия размещён по адресу http://fotki.yandex.ru/users/drfraus/album/210776/

Обращение к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной

Приветствую финалистов и победителей Всероссийской акции «Я – гражданин России». Вы выполнили важную и серьезную работу – подготовили и реализовали социальные проекты, которые помогли сделать жизнь вокруг вас лучше, справедливее, достойнее. Ваши команды принесли людям конкретную помощь, вы сделали реальные шаги по благоустройству вашей школы, дома, района, села или города, по защите окружающей среды, сохранению музеев, памятников культуры, по укреплению межнациональной толерантности. Вы взяли на себя ответственную миссию – отдали дань памяти погибшим в Великой Отечественной войне, проявили милосердие к тем, кто в нем нуждается, сделали много других хороших и добрых дел.

Ваша деятельность направлена на поиск и конструктивное решение современных социальных проблем. Вы проводите исследование острых тем, изучаете правовую базу, при необходимости находите контакты с органами власти и общественностью, добиваетесь действенных мер от властных структур. При этом многое делаете сами, вносите посильный вклад в реализацию ваших идей и предложений. Все это и является проявлением гражданской позиции, общественной и социальной активности, деятельного патриотизма.

Чем больше у нас будет таких молодых людей, как вы, – талантливых, неравнодушных и стремящихся жить с пользой для общества, тем больше у нас будет уверенности в том, что мы справимся с любыми проблемами.

Вам предстоит завершить образование, найти свой путь в жизни, осуществить свои мечты и планы. Оставайтесь такими же настойчивыми и упорными в достижении поставленных целей, будьте ответственными по отношению к себе, к своей семье, к окружающим вас людям, к обществу, к нашей стране – России.

Вы – активные участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Спасибо вам за это!

Успехов вам в учебе и общественной жизни!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте